Существующие проблемы занятости населения в Республике Таджикистан и дальнейшие направления государственной политики по ее улучшению в

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 08:58, статья

Описание работы

Политика Таджикистана в новом тысячелетии характеризуется последовательностью проведения политических, экономических и социальных реформ. Вместе с тем, несмотря на предпринимаемые меры по улучшению социально – экономической ситуации, страна вступила в новое тысячелетие с рядом проблем, связанных с бедностью, отсутствием рабочих мест, соответствующих рыночным требованиям, не полной занятостью трудоспособного населения, трудовой миграцией, высоким уровнем безработицы, а также недостаточностью обеспечения средств на нужды социальных секторов.

Работа содержит 1 файл

статья Бозиев КС.docx

— 33.45 Кб (Скачать)
 

    Существующие проблемы занятости населения в Республике Таджикистан и дальнейшие направления государственной политики по ее улучшению в 2007-2011гг. 

     Бозиев.К.

    кафедра  менеджмента экономического факультета РУДН, студент-магистр. 
    Киящук Т.В. 
    к. психол. н.,  доцент кафедры менеджмента экономического факультета РУДН
     

     Аннотация. Политика Таджикистана в новом тысячелетии характеризуется последовательностью проведения политических, экономических и социальных реформ. Вместе с тем, несмотря на предпринимаемые меры по улучшению социально – экономической ситуации, страна вступила в новое тысячелетие с рядом проблем, связанных с бедностью, отсутствием рабочих мест, соответствующих рыночным требованиям, не полной занятостью трудоспособного населения, трудовой миграцией, высоким уровнем безработицы, а также недостаточностью обеспечения средств на нужды социальных секторов. В статье рассматривается политика, который используют Республика Таджикистан для управление занятости населения и ее улучшение.

           Ключевые слова: Рынок труда, уровень занятости, безработица, трудовые ресурсы, проблемы занятости, политика занятости.

    Актуальность.        Изучению проблем занятости населения в республике всегда уделялось внимание. В условиях Республики Таджикистан, где наблюдается высокий естественный прирост населения и рабочей силы и относительно медленный рост вновь создаваемых рабочих мест, проблема удовлетворения потребности населения в работе остается весьма актуальной.

    В этих целях для изучения проблем  занятости и экономической активности населения, роста безработицы и  причин, связанных с этими проблемами, необходимо более углубленное изучение данного вопроса. За последние годы в Таджикистане постоянным статистическим наблюдением изучается много вопросов, связанных с вопросами формирования и развития рынка труда, по которым можно было бы проследить в динамике изменение показателей. Существует целый ряд статистических отчетов по труду (месячных, квартальных, годовых). В каждом из этих источников присутствует много показателей, по которым можно измерить или оценить экономическую активность, занятость, регистрируемую безработицу и трудовую миграцию, подготовку кадров и заработную плату.

    Развал  Советского Союза принёс огромные проблемы бывшим советским республикам, в том числе и Таджикистану. Ведь единственная хозяйственная система, которая развивалась 70 лет, рухнула.  Первоначально было очень трудно, потому, что новые молодые государств не знали, что делать с таким наследием. Предприятия и заводы резко остановились, были нарушены все хозяйственные связи,  люди остались без работы, а значит без зарплаты и средств к существованию. Кроме этого началось борьба за власть, перестройка экономики, приватизация, перестройка и т.п. При всем этом в республике Таджикистан началось гражданская война, которая сильно повлияла на инфраструктуру и вызвала острое снижение в промышленном и сельскохозяйственном производстве. В общем, после войны большинство населения стало безработными, заводы не работали и руководители государства не знали, что делать.  Только начиная с 2000 гг. государство начало, как то содействовать занятости населения и проводить серьезные мероприятие против безработицы.

             Если проанализировать рынок труда республика Таджикистана после 2000 г. то можно посмотреть, как  развивается. В период 2001-2008 годов ежегодный средний прирост трудовых ресурсов страны составили 3,9 процентов, что в пределах стран Содружества Независимых Государств является наивысшим показателем.

    В 2008-2009 годах   рынок труда увеличится за счет выпускников  высших учебных  заведений 35,6 тысяч человек, средних  специальных учебных заведений 26,3 тысяч, профессионально - технических училищ 29,0 тысяч, средних общеобразовательных школ на 171,5 тысяч, выпускников основных средних школ 271,9 тысяч, военнослужащих, уволенных из рядов Вооружённых Сил 25,9 тысяч, сокращённых работников 3,1 тысяч, лиц, освобождённых из мест лишения свободы 2,4 тысяч, а также из числа незанятых лиц, составляющих экономически неактивное  население, 1524,7 тысяч человек.

    Согласно  предварительным анализам, такой  рост трудовых ресурсов сохраняется  и в 2011 года. Причем уровень занятости  населения (доля занятых к общей  численности трудовых ресурсов) за 8 рассматриваемых последних лет  снизилась на 5,1% и в 2008 году составил 50,3%.

    Например, этот важный показатель рынка труда  в начале 2006, 2007 и 2008 годов соответственно равнялся 52,8%, 51,5% и 50,3%, что свидетельствует о постепенном его снижении.

    

    Рис.1 Уровень Занятости в Республике Таджикистан 1998-20081 гг.  

    Если  средний годовой рост занятого населения  в период 2001-2008 годов составлял 2,8%, то этот показатель в 2006-2008 годы всего составил 0,88%, что в 3,2 раза меньше среднего показателя последних восьми лет. В настоящее время официальная статистика уровня безработицы, которая определяется посредством официальной регистрации безработных в государственных органах занятости населения, не отражает истинное состояние рынка труда.

    В результате сложения такого положения  на рынке труда, в начале 2008 года, численность ищущих работу граждан, которые обращались в государственные  органы занятости населения, увеличилась в 2 раза по сравнению с этим периодом 2001 года и выросла от 33,1 тысячи до 60,5 тысяч человек.

    Согласно  анализам, ежегодно государственными органами занятости населения в  среднем 46,3 тысяч граждан регистрируются как безработные и по состоянию  на 1 июля 2009 года, численность официально зарегистрированных безработных приблизительно составила 44,5 тысяч человек. Из этого  числа женщины составляют 24,8 тысяч (55,7%) и молодежь в возрасте 15-29 лет 23,6 тысяч человек (53,0%)2.

    Динамика  процесса показывает, что эффективность  деятельности государственных органов  занятости населения в период 2000-2007 годов увеличилась в 4 раза и в 2007 году было трудоустроено больше половины граждан, что является  результатом деятельности этих государственных органов.

    Надо  отметить, что одной из проблем, препятствующей трудоустройству безработных и  требующей решения, является отсутствие профессии. Динамика этого процесса приведена  на (Рис.2.).

    

    Рис. 2. Уровень официальных безработных  не имеют профессии3  

    Как видно из показателей диаграммы, в последние годы более 80% официальных безработных не имеют профессии, и вопрос их трудоустройства непосредственно зависит от профессионального обучения. 

    Ожидается, что влияние мирового финансово-экономического кризиса на рынок труда и уровень  занятости населения сохраняется. Особенно растет возможность сокращения рабочих мест, поскольку в 2009 году предприятия в основном отправляли работников в бессрочные отпуска. Затрудняется и создание эффективных рабочих  мест.

    Государственная политика занятости населения на 2010-2011 годы в основном направлена на снижение влияния мирового финансового  экономического кризиса на рынок  труда и занятости населения  страны, содействия в создании рабочих  мест, реализацию активной политики на рынке труда и обеспечение  государственных гарантий при безработице.

    Поэтому в 2010-2011 годы определяются следующие  основные задачи государственной политики занятости населения:

    - содействие созданию новых и  сохранение существующих рабочих  мест;

    - содействие в трудоустройстве  ищущих работу граждан и безработных  за счет свободных рабочих  мест, важных объектов государственного  значения, таких как: гидроэлектростанций  «Сангтуда-2», «Рогун», «Зарафшон», туннеля «Шахристан», ремонта автомобильных дорог Душанбе-Худжанд-Бустон-Чанак, Нуробод-Нимич, строительства гостиниц, жилых домов и других создаваемых объектов;

    - создание благоприятных условий  для развития различных форм  занятости;

    - повышение качества профессионального  обучения безработных и их  дальнейшее трудоустройство;

    - усовершенствование деятельности  и методов работы государственных  органов занятости населения  на местах;

    - внедрение методов изучения, исследования  и мониторинга показателей рынка  труда и занятости населения  на местах и на республиканском  уровне;

    - обеспечение координации мероприятий  государственной политики содействия  занятости населения с ходом  реализации «Стратегии снижения уровня бедности Республики Таджикистан на 2010-2012 годы».

    Приоритетные  направления государственной политики содействия занятости населения:

    - расширение и укрепление возможности  государственных органов занятости  населения в обеспечении функции  посредничества на рынке труда;

    - содействие занятости женщин, молодежи  и, уязвимой на рынке труда,  части населения;

    - качественное улучшение работ  в сфере профессиональной ориентации  и реализация образовательных  программ по профессиональной  адаптации безработных и трудовых  мигрантов к внутреннему и  внешнему рынку труда;

    - содействие в обеспечении самозанятости безработных и развитие надомного труда;

    - разработка и реализация новых  механизмов организации оплачиваемых  общественных работ;

    - обеспечение своевременной оплаты  пособий по безработице;

    - компьютеризация государственных  органов занятости населения, внедрение

    методов регулярного изучения, исследования и мониторинга рынка труда, формирование базы данных показателей рынка труда  и деятельности государственных  органов занятости населения.

    Таким образом, для реализации государственной политики содействия занятости населения и период его реализации приходится на время, когда сохраняется воздействие мирового финансово-экономического кризиса на рынок труда страны. Таким образом, программа содействия занятости населения Республики Таджикистан является антикризисной программой и направлена на то, чтобы по мере возможности снизить напряженность на рынке труда.

    Для реализации мероприятий Программы  ежегодно в бюджете Государственного агентства социального страхования  и пенсии Министерства труда и  социальной защиты населения Республики Таджикистан будут предусмотрены средства. В случае непредвиденного изменения ситуации на рынке труда Министерства труда и социальной защиты населения Республики Таджикистан осуществляет частичное перераспределение предусмотренных средств по направлениям и мероприятиям Программы. 

    Литература:

  1. Аналитический доклад по проведению обследования рабочей силы в Таджикистане (июль-август, 2004).- Душанбе,  Издание Госкомстата РТ.- 2005. – С. 63.
  2. Положение на рынке труда в республике Таджикистан. По результатам обследования рабочей силы июнь-июль 2009 года.
  3. World Bank estimates using TLLS 2007 data.
  4. Рынок труда в Республике Таджикистан (статистический сборник). –Государственный комитет статистики Республики Таджикистан, 2009.-281 с.
  5. Программа содействия занятости населения Республики   

    Таджикистан на 2010-2011 годы

  1. Программа содействия занятости населения Республики   

    Таджикистан на 2008-2009 годы

Интернет сайты:

  • www.stat.tj
  • www.parlament.tj
  • www.president.tj

Информация о работе Существующие проблемы занятости населения в Республике Таджикистан и дальнейшие направления государственной политики по ее улучшению в