Стратегия и тактика антикризисного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 17:03, контрольная работа

Описание работы

Почему благополучные ранее предприятия оказались в состоянии неплатежеспособности? Как показывает теория и подтверждает опыт, нарушение платежеспособности в современных условиях является следствием несоответствия стратегии предприятия тенденциям развития рыночной ситуации. Еще 30 лет назад отсутствовали стратегические принципы управления предприятиями.

Содержание

Введение 3

1.Стратегия и тактика антикризисного управления. 4

2.Реализация выбранной антикризисной стратегии:

тактика управления 6

Заключение 7

Список использованной литературы 9

Работа содержит 1 файл

Тактика антикризесного управления.docx

— 22.28 Кб (Скачать)

 

                                         

 

 

                                     Содержание

 

Введение                                                                                              3

1.Стратегия и тактика антикризисного управления.                      4

2.Реализация  выбранной антикризисной стратегии: 

тактика управления                                                                          6

Заключение                                                                                       7

Список  использованной литературы                                               9

 

 

 

 

                                       Введение 

 

Почему благополучные ранее  предприятия оказались в состоянии  неплатежеспособности? Как показывает теория и подтверждает опыт, нарушение  платежеспособности в современных  условиях является следствием несоответствия стратегии предприятия тенденциям развития рыночной ситуации. Еще 30 лет  назад отсутствовали стратегические принципы управления предприятиями. Только на стыке 60–70-х гг. появляются новые  методы управления и вместе с ними термин «стратегическое управление» Любую ситуацию, в которой предприятие не успевает подготовиться к изменениям можно считать кризисной. Чтобы этого не произошло, необходимо вовремя понять причины кризиса экономики предприятия и принять меры еще до внешнего проявления трудностей (финансовых сложностей). Можно сделать вывод, что выход из кризиса российских предприятий связан с устранением причин, вызвавших его, а сам процесс планирования этого выхода можно назвать стратегией (антикризисное стратегическое планирование) и тактикой (оперативное планирование) антикризисного управления. Стратегия антикризисного управления охватывает все запланированные, организуемые и контролируемые перемены в области существующей стратегии, производственных процессов, структуры и культуры любой социально-экономической системы, включая частные и государственные предприятия. Предприятие должно постоянно следить за основными факторами окружающей среды и делать своевременные и правильные выводы относительно своих потребностей в изменениях. Толчком к изменениям являются кризисные ситуации. В зависимости от того, в какой области они представляют опасность для достижения целей предприятия, выбирается соответствующая антикризисная стратегия.

 

                  1.Стратегия и тактика антикризисного управления.

 

Глубина кризисного состояния и продолжительность  периода, в тече-

ние которого оно наступает, зависит от ряда факторов:

•  соотношения  количества и силы исходных экономических  явлений;

•  числа  и степени влияния агентов  внешней и внутренней среды;

•  интенсивности  процесса  возникновения  промежуточных  экономических

явлений;

•  соотношения силы промежуточных явлений.

Целью антикризисного управления фирмой является разработка, и пер-

воочередная  реализация  мер,  направленных  на  нейтрализацию наиболее

опасных путей  в цепочках экономических явлений, приводящих к кризисно-

му состоянию. 

Управление  должно  сочетать  стратегический  и  тактический  аспекты.

Существо  стратегического  управления  состоит  в  принятии  мер,  позволяющих  предотвратить  наступление  кризиса. 

Тактическое  управление  имеет целью разработку и реализацию мер по выводу фирмы из кризисного состояния. Познание процесса движения фирмы к кризису (банкротству) возможно лишь на основе постоянного наблюдения за состоянием фирмы и «каналами связи» фирмы с внешней средой. Раннее обнаружение «слабых сигналов» о надвигающейся угрозе кризиса возможно при организации непрерывного сканирования внешней и внутренней среды фирмы.

             Основные разделы методического  плана осуществления процесса  сканирования следующие:

•  перечень подвергаемых наблюдению общих и специфических для каждой

фирмы параметров внешней и внутренней среды;

•  принципы  количественной  и  качественной  оценки  внешних  сигналов  о 

состоянии  и динамике  экономической,  научно-технической,  экологиче-

ской, демографической, социально-политической конъюнктуры в нацио-

нальной экономике и ее отдельных отраслях;

•  принцип  количественной и качественной оценки внутренних сигналов о 

состоянии и динамике стратегического потенциала; конкурентного стату-

са  фирмы и достигнутого  уровня  ее  конкурентного преимущества  на

внутреннем и внешнем рынках;

•  периодичность  наблюдения  установленных  параметров  состояния  внеш-

ней  и  внутренней  среды  фирмы  и  принципы  разграничения  истинных

сигналов  – предвестников кризисного состояния  и так называемых «фо-

новых шумов», содержащих ложные сигналы;

•  методы анализа возможных последствий  выявленных в процессе наблю-

дения  исходных  экономических явлений и инициируемых  ими цепочек

промежуточных  явлений,  которые  могут  вызвать  кризисное  состояние 

фирмы;

•  методы  определения  контрольных  точек  в  цепочках  явлений  и  порядок 

наблюдения  за этими источниками;

•  методы  внутрифирменного  экономического  анализа,  обобщающего  ре-

зультаты наблюдений за внешней и внутренней средой фирмы и оценки

результатов с точки зрения выполнения миссии фирмы;

•  принципы выработки антикризисных управленческих решений на основе

использования результатов наблюдений и внутрифирменного экономиче-

ского анализа.

Последовательность  перечисленных  разделов,  по  существу,  отражает

порядок проведения комплекса работ по сканированию внешней и внутрен- ней среды  фирмы  и  выработки  на  этой  основе  антикризисных  управленческих решений. Как было сказано выше, управленческие решения по антикризисному управлению принимаются на различных уровнях и стадиях.

На стадии тактического менеджмента также  существует ряд подходов

и приемов  антикризисного управления, основными  из которых являются

управление  по отклонениям и метод управления в чрезвычайных ситуациях,

требующий перераспределения функций самого руководства фирмой.

Управление  по отклонениям – это система  деятельности, основанная на

выявлении и доведения до сведения руководителя только той информации,

которая обязательно требует его личного внимания. Для этого соответствен-

но вся  информация делится на две части: вопросы, которыми  может  заниматься  только  руководитель,  и  вопросы,  с  которыми  может  спра- виться и подчиненный.

 

      2.Реализация выбранной антикризисной стратегии: тактика управления.

Тактическими (оперативными) мероприятиями  по выходу из экономического кризиса  могут быть сокращение расходов, венчурных инвестиций, закрытие подразделений, сокращение персонала, уменьшение объемов производства и сбыта, активные маркетинговые исследования, повышение цен на продукцию, использование внутренних резервов, модернизация, установление текущих убытков, выявление внутренних резервов, привлечение специалистов, получение кредитов, укрепление дисциплины и т.д. Стратегическое и оперативное планирование взаимосвязаны и заниматься одним в отрыве от другого невозможно. Тактическое планирование должно осуществляться в рамках выбранных стратегий. Осуществление оперативных мероприятий по выходу из экономического кризиса в отрыве от стратегических целей может кратковременно улучшить финансовое положение, но не устранит глубинные причины кризисных явлений. Первый этап тактического планирования — реализация выбранной антикризисной стратегии; при этом менеджеры должны:

- окончательно  уяснить выработанную антикризисную  стратегию и цели, их соответствие  друг другу;

- детально довести идеи новой  стратегии и смысл целей до  сотрудников с целью широкого  их вовлечения в процесс реализации  антикризисной стратегии; 

 

 

- привести ресурсы в соответствие  с реализуемой антикризисной  стратегией;

- выработать решения по поводу  организационной структуры.

При реализации новой стратегии  необходимо сконцентрировать внимание на том, как изменения будут восприняты, кто будет оказывать сопротивление, какой стиль поведения надо выбрать. Сопротивление необходимо уменьшить  до минимума или устранить независимо от типа, сущности и содержания изменения. На данном этапе менеджеры могут  сравнить то, что требуется для  реализации антикризисной стратегии, с тем, что сейчас имеет предприятие. При этом менеджеры могут использовать балльную систему оценки расхождения  между этими состояниями по следующим  критериям: навыки и ресурсы; структура  и системы; управленческая культура. При проведении сравнительного анализа  важно выделить именно те моменты, которые  могут оказать сильное влияние на успех предприятия.

Второй (последний) этап тактического планирования — оценка и контроль выполнения стратегии. Он направлен  на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к  достижению целей предприятия.

 

                                            Заключение

Предприятие имеет успех только в том случае, если находится в  состоянии последовательного и  неуклонного развития. Поэтому полноценная  стратегия антикризисного управления — это стратегия созидания, захвата  и удержания определенной рыночной ниши, стратегия конкурентного преимущества в долгосрочной перспективе. Стратегия  выживания осуществляется в сжатые сроки, новые решения сознательно  проводятся в жизнь недемократическим  путем. Управление сосредоточивается  в руках немногих лиц, которые  наделяются всей необходимой легитимной властью, чтобы энергично и за короткий срок провести намеченные изменения. Стратегия — это принцип эффективной адаптации к изменениям окружающей среды. Внешние условия окружающей среды меняются быстро, поэтому весьма важно получение оперативной обратной связи с внешним миром в виде показателей, которые характеризовали бы будущее — например, показателей роста доли рынка, роста удовлетворенности покупателей. Ведь упреждающее воздействие гораздо эффективнее, нежели воздействие по устранению последствий. Разработка и реализация антикризисного стратегического управления предприятием — ключевые проблемы стабилизации российской экономики. Стратегия антикризисного управления дает возможность вовремя распознать кризис и, учитывая его особенность, снизить его остроту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     Список использованной литературы

 

  1. Баринов В.А. Антикризисное  управление Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. (ГРИФ). - М., ФБК-ПРЕСС. – 2008
  2. Боумэн К. «Основы стратегического менеджмента». — М., 2007
  3. Жарковская Е.П., Бродский Б.Е. Антикризисное управление: Учебник— М.: Омега-Л, 2007
  4. Коротков Э.М. «Антикризисное управление» - М.: ИД «ИНФРА-М», 2008
  5. Маренков Н.Л., Касьянов В.В. Антикризисное управление. - Ростов-

на-Дону: Изд-во «Феникс», 2008.


Информация о работе Стратегия и тактика антикризисного управления