Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:56, реферат
Дайте определение «стратегия бизнеса», охарактеризуйте внешнюю (тип и доля рынка, основные конкуренты, положение в отрасли, особенности продукции (услуг), специфика реализации и потребления и т.п.) и внутреннюю (особенности организации, потребляемые ресурсы, экономическое состояние) среду организации (предприятия), на котором Вы работаете. Обоснуйте стратегии для этого субъекта хозяйственного оборота, исходя из целей, предыдущего анализа факторов внешней и внутренней среды и оценки возможных последствий сохранения или изменения существующих стратегий.
Дайте
определение «стратегия
бизнеса», охарактеризуйте
внешнюю (тип и
доля рынка, основные
конкуренты, положение
в отрасли, особенности
продукции (услуг), специфика
реализации и потребления
и т.п.) и внутреннюю (особенности
организации, потребляемые
ресурсы, экономическое
состояние) среду
организации (предприятия),
на котором Вы работаете.
Обоснуйте стратегии
для этого субъекта
хозяйственного оборота,
исходя из целей, предыдущего
анализа факторов внешней
и внутренней среды
и оценки возможных
последствий сохранения
или изменения существующих
стратегий.
Одной из ключевых составляющих стратегического управления является стратегия. Выбор стратегии и ее реализация составляют основную часть содержания стратегического управления. В стратегическом управлении стратегия рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы деятельности организации, средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации, что она хочет получить в результате своей деятельности, то стратегия дает ответ на вопрос, каким способом, с помощью каких действий организация сумеет достичь своих целей в условиях изменяющегося и конкурентного окружения. Такое понимание стратегии исключает детерминизм в поведении организации, так как стратегия, определяет свободу выбора в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Слово “стратегия” греческого происхождения и означает “искусство развертывания войск в бою”. Однако этот военный термин за последние 20 лет широко вошел в обиход специалистов, теорию и практику менеджмента. Стратегия представляет собой набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений. Вместе с тем стратегию можно рассматривать как общий комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации.
Суть стратегического управления заключается в том, что в организации, с одной стороны, существует четко организованное комплексной стратегическое планирование, с другой, структура управления фирмой адекватна “формальному” стратегическому планированию и построена так, чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии для достижения целей фирмы и создание управленческих механизмов реализации этой стратегии через систему планов.
Определение стратегии фирмы принципиально зависит от конкретной ситуации, в которой находится фирма. Однако существуют некоторые общие подходы к формулированию стратегии и некоторые общие рамки, в которые вписываются стратегии.
ОАО "Ника" создано решением Витебского областного исполнительного комитета № 509 от 21.11.1997г. путем преобразования Государственного торгово-производственного предприятия «Витебск» в соответствии с законодательством об акционерных обществах, о разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республики Беларусь.
ОАО "Ника" - одна из ведущих компаний по оптовой и розничной торговле продуктами питания в городе Витебске и Витебской области. С ростом объемов товарооборота возникла необходимость открытия филиалов в области, и в июле 2002 года был открыт филиал ОАО "Ника" в городе Полоцке, а в мае 2004 года - в городе Орша.
Согласно Уставу основными видами деятельности ОАО «Ника» являются:
– деятельность агентов по торговле пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия;
– оптовая и розничная торговля алкогольными напитками;
– оптовая и розничная торговля табачными изделиями;
– неспециализированная оптовая торговля продовольственными товарами;
– неспециализированная оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия;
– розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия;
– предоставление услуг ресторанами (столовая, кафетерии);
– деятельность автомобильного грузового транспорта;
– хранение и складирование.
Однако, кроме основных видов деятельности, занимающих наибольший удельный вес среди остальных, торговое предприятие «Ника» осуществляет и другие виды, такие как:
- дилерство – ОАО «Ника» является дилером многих крупных производственных предприятий, а именно, ОАО «Спартак», «Коммунарка» РПМ «Сервис», ОАО «Атлант», Ликероводочный завод и др.;
-
хранение и складирование –
ОАО «Ника» на основании
- выездная торговля;
- прием стеклотары;
- комиссионная торговля.
Не останавливаясь в своем развитии, ОАО "Ника" осваивает новую для себя сферу деятельности - общественное питание. Налажено производство полуфабрикатов и готовых кулинарных и кондитерских изделий.
Характеризуя хозяйственную деятельность, следует отметить, за 2010 год валовой товарооборот составил 112 037,4 млн. руб. в том числе оптовый – 64 459,7 млн. руб., розничный – 43 855,9 млн. руб., оборот общепита – 2 965,6 млн. руб. Рост товарооборота в сопоставимых ценах к 2009 году составил: оптового – 120,1 %; розничного – 123,3 % (в т.ч. оптовый склад в Витебске - 44,3 %, оптовый склад в г. Полоцке – 35,6 % , оптовый склад г. Орше - 20,1%).
Валовой товарооборот на одного работника составил – 180,1 млн. руб. За 2010 год получено валовых доходов 13 078,5 млн. руб., что составляет 11,7 % к валовому товарообороту. Валовые доходы на одного работника составили 21,0 млн. руб. Наибольший удельный вес в общей сумме доходов составляет доходы от оптовой деятельности - 43,2 % или 5 646,4 млн. руб. Доходы от общепита по сравнению с 2009 годом выросли с 5,3 % до 7,6 % и составили 1 00,3 млн. руб.
Издержки обращения за год составили 12 217,6млн. руб. уровень издержек обращения к товарообороту составил 10,9 %. Наибольший удельный вес в издержках обращения составляют такие статьи, как заработная плата - 4246 млн. руб. (34,7%), отчисления в ремонтный фонд – 1 613,2 млн. руб. (13,2 %), уплата процентов банку за кредит – 711,9 млн. руб. (5,8 %) расходы на социальное страхование – 1 562,8 млн. руб. (12,8 %). За 2010 год балансовая прибыль составила 944,6 млн. руб. Из прибыли перечислено обязательных отчислений в бюджет 334,8 млн. руб., использовано на другие цели 335,6 млн. руб. Прибыль к распределению в 2010 году, согласно решению собрания акционеров по направлениям составила 220,6 млн. руб.
По состоянию на 01 января 2009 года в штате общества числится 699 человек. В течение 2009 года принято 441 работника, уволено – 320 чел. Создано 92 новых рабочих места, за счет создания дополнительных рабочих мест на действующих участках.
Средняя заработная плата, включая материальную помощь, за год составила 593 596 рублей, рост составил 23,8 %.
Самыми крупными по объему товарооборота среди покупателей являются следующие предприятия:
Кроме
поставок товаров торгующим организациям
производилась поставка сырья предприятиям
пищевой промышленности, в том числе: г.
Гомель СП ОАО «Спартак» - 3075,6 млн. руб.,
г. Минск ОАО «Коммунарка» - 275,3 млн. руб.,
г. Витебск ОАО «Мясокомбинат» - 1 074,8 млн.
руб.
Таким образом, ОАО «Ника» занимает хорошее положение на рынке города Витебска и других городов Витебской области. Оно имеет множество магазинов розничной торговли, занимается производством полуфабрикатов, а также осуществляет оптовую торговлю. В связи с большой конкуренцией на рынке г. Витебска ОАО «Ника» следует придерживаться стратегии лидерства в издержках, тем самым ОАО «Ника» может предлагать товары своим покупателям по более низким ценам.
Стратегия лидерства в издержках - это базовая стратегия опирается на производительность и обычно связана с существованием эффекта опыта. Она подразумевает тщательный контроль за постоянными расходами, инвестиции в производство, направленные на реализацию эффекта опыта, тщательную проработку конструкции новых товаров, пониженные сбытовые и рекламные издержки. В центре внимания всей стратегии — низкие издержки по сравнению с конкурентами.
Осуществление
одновременно оптовой и розничной
торговли как раз и направлено
на то, чтобы у предприятия была
возможность снизить оптовые
надбавки для повышения
В рамках стратегии лидерства в издержках компания ставит своей целью наладить малозатратная реализация товаров. Обычно у такой компании широкая сфера деятельности: компания обслуживает несколько сегментов индустрии, при этом захватывая по возможности и смежные отрасли, — зачастую именно такая широкая сфера деятельности и позволяет компании добиться лидерства в минимизации издержек. Источником преимуществ в области издержек для ОАО «Ника» будет осуществление одновременно оптовой и розничной торговли.
Если
компании удалось добиться безусловного
лидерства в отношении
Однако ОАО «Ника» не должно забывать об основах дифференциации. Услуги компании должны оцениваться покупателями как сопоставимые с услугами конкурентов или хотя бы вполне приемлемые, в противном случае компания, даже будучи лидером в минимизации издержек, будет вынуждена значительно снизить цены на товары, чтобы продажи достигли необходимых показателей. А это может свести на нет все выгоды, получаемые за счет благоприятной для сокращения издержек позиции.
Как бы компания ни полагалась на конкурентные преимущества в виде сокращения издержек, она все равно должна добиваться равенства или хотя бы приближенного равенства в основах дифференциации своих продуктов по отношению к продуктам конкурентов — только в этом случае компания сможет выйти на показатели эффективности, превышающие среднерыночный уровень. Равенство в основах дифференциации позволяет компании — лидеру в минимизации издержек непосредственно переводить свое преимущество в низких затратах в высокие прибыли — причем более высокие, чем у конкурентов. Но даже при приближенном равенстве базисов дифференциации низкие цены, необходимые для получения контроля над нужной долей рынка, никак не затрагивают преимуществ лидера в минимизации издержек, в силу чего лидер получает более высокие доходы, чем в среднем по рынку.