Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 10:47, реферат
Особенно актуальна проблема выбора долгосрочной стратегии для России. Цивилизация, достигшая вершины своей тысячелетней истории в 50–60_е годы ХХ в., распалась из-за допущенных стратегических ошибок, неправильно выбранного курса, двинулась – не вперед, к постиндустриальному обществу XХI в., а назад, в эпоху первоначального накопления капитала и стихийной игры рыночных сил, политической раздробленности. Расплачиваться за ошибки правящей элиты пришлось многострадальному народу.
Введение
Стратегии на пороге третьего тысячелетия.
1.1Инерционно-рыночная стратегия
1.2Стратегии инновационного прорыва
Сущность стратегии инновационного прорыва.
Статья Абалкина Л. ”От экономической теории до концепции долгосрочной стратегии”
Заключение
Список использованной литературы
3. Первоисточниками инновационно-технологического прорыва являются наука и изобретения
Перспективная
селективная научно-
Необходимо
омоложение научного, конструкторского
и инженерного корпуса страны
путем повышения
4. Основой освоения и распространения инноваций служат инвестиции в основной капитал
Главная задача инновационно-инвестиционной политики – как государственной, так и корпоративной – состоит в придании инвестициям инновационного характера. Только на этой базе можно обеспечить финансовую базу для инновационного прорыва, конкурентоспособность товаров и услуг. Ориентация на принципиально новые технологии пятого и шестого укладов позволит осуществить модернизацию экономики на современной научно-технической базе, заменить физически и морально устаревшие основные фонды во всех сферах экономики на новейшие эффективные технологические системы, обеспечивающие сбережение ресурсов и повышение конкурентоспособности продукции.
5.
В условиях глобализации
и открытости экономики
инновационно-технологический
прорыв опирается на
интеграционные механизмы, носит
глобальный характер. При выборе приоритетных
направлений этого прорыва следует не
только учитывать глобальные тенденции
технологической динамики, но и активно
включаться в них путем расширения экспорта
и импорта патентов и технологий, привлечения
прямых иностранных инвестиций и стратегических
партнеров; выработки общей инновационной
стратегии СНГ, ЕврАзЭС, Союза Беларусь–Россия
6. Инновационный прорыв в рыночной экономике осуществляется на основе партнерства государства, предпринимателей, творческих личностей и общества; каждый из партнеров выполняет свои функции в этом прорыве.
7. Выработка эффективного механизма реализации стратегии инновационного прорыва, который включает следующие основные элементы.
7.1. Долгосрочные и сверхдолгосрочные прогнозы социально-экономического, научно-технического и инновационно-технологического развития. Необходимо сочетание сверхдолгосрочных (до полувека), долгосрочных (на 20–30 лет) и среднесрочных (до 10 лет) прогнозов, взаимно увязывающих цикличную динамику различных элементов общества, оценивающих сроки и характер предстоящих эпохальных и базисных инноваций в мире и в России.
7.2
Выработка на высшем
государственном уровне
долгосрочной инновационной
политики и стратегии,
ориентированных на технологический прорыв,
на переход к инновационному пути развития
страны. Исходные положения для этого
заложены в утвержденных Президентом
РФ 30 марта 2002 г. «Основах политики Российской
Федерации в области развития науки и
технологий на период до 2010 года и дальнейшую
перспективу». Надо идти дальше. Инновационная
политика должна занять ключевое место
при разработке перспективной социально-экономической,
научно-технической и инвестиционной
политики и стратегии государства. Основные
положения инновационной стратегии следует
закрепить в документах Федерального
собрания РФ, Президента и Правительства
РФ, опубликовать и настойчиво проводить
в жизнь.
Статья Абалкина Л. “От экономической теории до концепции долгосрочной стратегии”
В своей статье автор освещает нам историю создания Института экономики.
23 июня 1930 г. был создан Институт экономики Коммунистической академии — с этого дня и начинается его история. В 1936 г. Совнарком и ЦК партии приняли постановление о ликвидации Коммунистической академии и передаче ее учреждений и основных кадров в Академию наук СССР. В состав нового Института вошли предварительно объединенные Институт экономики и Аграрный институт.
Какие трудности перетерпел за годы войны.
Война сурово изменила ситуацию в стране. Коллектив Института испытал на себе все ее трудности: 27 научных сотрудников добровольно вступили в ополчение. Среди них были такие ученые, как И. А. Анчишкин, А. А. Аракелян, Л. М. Гатовский, Я. А. Кронрод, Е. Л. Маневич, Д. П. Шепилов, Я. Г. Фейгин. Потом ополчение влилось в 21-ю стрелковую дивизию, которую было принято называть профессорской, поскольку в ее состав вошли многие научные работники из разных институтов Академии наук.
Сам Институт был эвакуирован в Казахстан. Его научная тематика сконцентрировалась на поиске и мобилизации ресурсов Казахстана для укрепления обороноспособности страны. К моменту возвращения в Москву из 110 сотрудников, работавших в Институте до войны, осталось всего 44 человека.
Абалкин Л. В статье осветил основные черты работы Института.
Отличительной чертой работы Института экономики и в прошлом и в настоящем является сочетание практического анализа с глубокими политико-экономическими обобщениями. Прикладные разработки ученых охватывают как отдельные коллективы (от малых предприятий до таких гигантов, как АвтоВАЗ), так и исследования кооперации и местного самоуправления.
Работа Института после реформ 1992года.
С проведением с 1992 г. экономических реформ началось массовое внедрение в экономическую политику, в научное сознание и в массовое общественное мнение системы стереотипов. Такие стереотипы в России отнюдь не новы. У нас писали, а порой и верили в построение коммунизма за 20 лет, в развитое социалистическое общество, в высшую форму демократии. Но стереотипы касались идеологических вершин массового сознания и непосредственно не затрагивали повседневных нужд граждан. В настоящее время они касаются каждого.
Борьба со стереотипами и мифами была и остается научным и гражданским долгом ученых Института экономики. Первым из них является отказ от системного понимания происходящих процессов и исторически изменившихся условий хозяйствования. Начавшийся рост розничных цен (в 1992 г. — в 26 раз, в 1999 г. — в 4 раза) обесценил вклады населения в Сбербанке в 100 с лишним раз! От вложенного рубля осталась одна копейка. И это был вовсе не «навес над рынком», о котором тогда писали, а трудовые, законные сбережения граждан на покупку автомобиля и другой сложной техники. Их не вернули жителям страны и сегодня.
Вторым стереотипом явилось утверждение о всесилии рынка, который сам по себе все расставит по своим местам. Эту идеологию, основанную на теоретических позициях А. Смита конца XVIII в., начали применять к качественно иной структуре экономики конца XX в. В то время Англия была великой державой, не имевшей военно-промышленного комплекса. Рост инфляции тогда вовсе не предполагал наличия естественных монополий, вздувающих цены на свои товары и услуги (цены на электроэнергию, на транспортные услуги, на услугиЖКХ). Но ведь естественные монополии потому и называются естественными, что в принципе они неустранимы. Государственный контроль за ценами на их товары и услуги установлен сегодня во всем мире, в том числе и в странах с развитой рыночной экономикой. Нет его только в России. Отказ от понимания единства рыночных механизмов и государственного регулирования — типичный пример современных стереотипов массового сознания, как, впрочем, и довольно широко распространенных научных подходов.
Третий стереотип и научного мышления, и массового сознания связан с упором на борьбу с инфляцией как ключевым вопросом экономической политики, проводимой властью России на протяжении многих лет. Дело в том, что снижение инфляции не должно быть самоцелью. Она порождена многими факторами, начиная от мировых цен на нефть и газ и кончая действиями (или бездействием) правительства на внутреннем рынке (банковские проценты, наличие естественных монополий, поощрение отечественных производителей, борьба с рейдерством и т. д.). Бороться с инфляцией лишь ограничением денежной массы — дело бесперспективное.
Наконец, возрождается, казалось бы, давно забытая теория «героев и толпы» в ее современном проявлении. Все вопросы и ответы на них (так внедряется в массовое сознание) знают в России только два человека. Остальное население — от рядового труженика до самых высоких чиновников — берет под козырек и выполняет поручения. Но это только верхушка айсберга. Дальше все идет по накатанной колее. Руководители министерств, ведомств, корпораций, оказывается, тоже знают ответы на свои вопросы. А героям советники не нужны. Поэтому профессиональные специалисты, люди с большим гражданским опытом к обсуждению и тем более к принятию решений не допускаются.
Институт в новое время.
В 2004 г. коллектив ученых Института издал монографию «Стратегический ответ России на вызовы нового века», в которой изложена концепция социально-экономической стратегии до 2025 г. с выделением трех этапов ее реализации. Принципиальная особенность предложенной стратегии заключается в том, что ее целью является не рост сам по себе, а качество роста, которое невозможно определить каким-то одним показателем, поскольку оно носит системный характер. Качество роста предполагает одновременное решение вопросов увеличения реальных доходов населения, их дифференциации, обеспечения граждан жильем, повышения уровня образования, здравоохранения и науки. Это также вопросы эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг, состояния экологической среды в стране. Только на основе совокупности названных факторов, а не на наборе некоторых рекомендуемых властью факторов можно должным образом обосновать успехи в повышении качества социально-экономического роста.
После того как в 2005 г. Институт экономики возглавил Р. С. Гринберг, работа над долгосрочной стратегией России продолжилась. Отдельным изданием вышел подготовленный коллективом ученых Института экономики и других научных учреждений научный доклад «К программе социально-экономического развития России 2008—2016». В нем, как и в прежних трудах по стратегии, авторы ответственно подошли к исследованию и выполнили свой научный и гражданский долг перед страной, перед нашими детьми и внуками. Это — связующая нить, объединяющая ученых разных поколений в единый творческий коллектив. По современным меркам — именно здесь залог успеха Институт экономики объединился с Институтом международных экономических и политических исследований, в рамках которого создан филиал по изучению проблем глобализации и развития стран СНГ. Слияние институтов обогатило творческий состав ученых и открывает перед ними новые возможности в анализе опыта переходных отношений, проблем смешанного общества. Были подготовлены научные записки по перспективам развития внешнеэкономических связей, по последствиям вступления России в ВТО.
Сегодня (такова реальность) принципиально важно исследовать экономические, политические и социальные проблемы в странах СНГ. Ведь представить себе будущее России без анализа ее интеграционных связей с Украиной, Белоруссией, Казахстаном и другими странами невозможно. Российская стратегия на долгосрочную перспективу без учета таких связей окажется нереалистичной. Тогда и сам Институт экономики не в состоянии будет выполнить свою ключевую задачу — разработать концепцию долгосрочной социально-экономической стратегии.
Институт экономики РАН, являясь ведущим разработчиком фундаментальных экономических проблем, не мог спокойно относиться к разнобою и непониманию между многочисленными научными школами. По инициативе руководства Института была создана Ассоциация экономических исследований, которую возглавил академик В. М. Полтерович. Ассоциация зарегистрирована, она начала выпускать свой журнал и решила провести Первый российский экономический конгресс. Он состоялся в МГУ имени М. В. Ломоносова в декабре 2009 г. Конгресс уникален. В нем приняли участие представители всех экономических школ, которые смогли изложить свои позиции передего участниками. Никаких решений не было принято. Но голоса ученых, придерживающихся не только разных, но порой и диаметрально противоположных позиций, были услышаны. А это сегодня — одно из важнейших условий взаимопонимания.
Важно,
что в конгрессе
приняли участие
молодые ученые из
разных городов России.
Многие из них были
награждены грамотами
и получили призы
от организаторов
конгресса. Молодые
экономисты — это
завтрашний день науки.
И хочется верить,
что они сохранят
и приумножат традиции
российской школы
экономической мысли.
Если это сбудется,
то есть шанс на возрождение
России как великой
державы.
Заключение
Острейшая, судьбоносная проблема для России начала XXI в. – выбор и последовательная реализация долгосрочной стратегии, опирающейся на внутренние источники роста. С каждым годом становится все более очевидным, что упование на благоприятную конъюнктуру мировых рынков опасно, что эта конъюнктура в любой момент может резко измениться, как не раз бывало в прошлом. Тогда потоки мировой нефтегазовой ренты иссякнут, страна лицом к лицу окажется с обветшавшим основным капиталом, неконкурентной продукцией обрабатывающих отраслей, засильем ТНК во многих секторах экономики, с лишенной стратегического видения правящей и деловой элитой.
Информация о работе Стратегии на пороге третьего тысячелетия