Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 13:37, курсовая работа

Описание работы

Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы (далее - Стратегия) разработана в соответствии с поручениями Президента Республики Казахстан, данными в Послании народу Казахстана «О положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2002 год» и на десятом Форуме предпринимателей Казахстана.

Содержание

Введение 3
Основные цели, задачи и предмет Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан
4
Институциональные образования
6
Национальный фонд Республики Казахстан
6
2.2 Акционерное общество «Инвестиционный фонд Казахстана» 6
2.3 Акционерное общество «Инвестиционный фонд Казахстана» 7
Акционерное общество «Национальный инновационный фонд»
7
Этапы стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан
9
Анализ тенденций мировой экономики и проблемы повышения конкурентоспособности экономики Казахстана
11
4.1. Анализ тенденций развития мировой экономики 11
4.2 Проблемы диверсификации структуры казахстанской экономики 11
5. Государственные программы развития РК 15
Заключение 17
Список литературы

Работа содержит 1 файл

реф21122.docx

— 34.86 Кб (Скачать)

    Вместе с тем, без реализации Стратегии доля добавленной стоимости горнодобывающих отраслей в промышленном производстве в 2015 году может достигнуть 55-56%, в том числе в добыче нефти – 50-51%, против 31,0% и 25,6% в 2000 году. С учетом реализации Стратегии горнодобывающие производства составят только 46-47%. При этом доля наукоемких и высокотехнологичных производств возрастет с 0,1% от ВВП в 2000 году до 1-1,4% в 2015 году. Качественные изменения произойдут в структуре добавленной стоимости обрабатывающей промышленности. Доля металлургии и обработки металлов упадет с 40,1% от общего объема добавленной стоимости обрабатывающей промышленности до 27-28%, а доля переработки сельхозпродуктов возрастет с 38,1% до 45-46%. При этом доля наукоемкой и высокотехнологичной продукции составит 9-11% против 0,6% в 2000 году.

     Таким образом, успешная реализация Стратегии должна способствовать проведению качественных изменений в структуре экономики страны, которые приведут к ее устойчивому росту, основанному на эффективном использовании человеческого, произведенного и природного капитала, выходу Казахстана на новый уровень социального развития и устройства общества. 
 
 
 
 
 
 
 

  1. АНАЛИЗ  ТЕНДЕНЦИЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ  И ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ЭКОНОМИКИ КАЗАХСТАНА

                      4.1. Анализ тенденций развития мировой экономики

В целом  доминирующие тенденции в мировой  экономике, создающие новую глобальную экономическую реальность, можно  классифицировать как:

- переход  от индустриальной к сервисно-технологической  экономике в развитых странах;  глобализация;

- экономическая  либерализация; 

- нарастание  глобальной конкуренции и региональная  интеграция.

     В последней четверти двадцатого века экономически развитые страны перешли от индустриальной стадии развития к более высокой сервисно-технологической экономике. Большая часть ВВП в этих странах формируется в секторе услуг. Эти услуги имеют четко выраженную научную и инновационную основу. В экономически развитых странах концентрируются интеллектуальные ресурсы и финансовый капитал, а индустриальные производства, особенно трудозатратные, постепенно переносятся в более отсталые в экономическом развитии страны мира.  

4.2 Проблемы диверсификации структуры казахстанской экономики

     После обретения независимости Казахстан рассматривается в глобальной экономике как страна, поставляющая на мировые товарные рынки нефть, газ, черные, цветные, редкоземельные и благородные металлы и урановую продукцию. Из сельскохозяйственной продукции перспективы имеет экспорт зерна. В настоящее время развитие Казахстана происходит по классическому экономическому сценарию, так как сравнительное экономическое преимущество характеризуется наличием крупных запасов полезных ископаемых. Интенсивное развитие производства и экспорта сырьевых ресурсов позволило национальной экономике преодолеть кризис и обеспечить в последние три года высокие темпы экономического роста.

     Прогресс развития экономики Казахстана заключается в том, что благодаря проведению государственной политики по привлечению иностранных инвестиций в сырьевые отрасли промышленности и осуществлению структурно-институциональных преобразований в финансовой сфере в стране происходит рост уровня жизни и накопление финансовых ресурсов, позволяющих в долгосрочной перспективе обеспечить переход на постиндустриальное сервисно-технологическое развитие. Сегодня можно констатировать, что Казахстан признан в мировом сообществе как государство с рыночной экономикой, страна первой из стран СНГ приобрела инвестиционный страновой рейтинг. Всемирный Банк включил Казахстан в число 20 стран мира, наиболее привлекательных для инвестиций. За годы независимости в экономику страны привлечено свыше 21 млрд. долл. США.

В соответствии с принятой моделью в стратегическом плане Казахстан формируется  как страна с открытой экономикой, ориентированной на экспорт товаров, услуг, капитала и рабочей силы, основанной на конкуренции и взаимовыгодном сотрудничестве со всеми странами мира. За 2001-2002 годы среднегодовой темп роста  ВВП составил 11,5%. Для удвоения ВВП  к 2010 году его среднегодовой темп роста должен составлять 7,2%. Можно констатировать, что в области реализации стратегического плана экономика страны взяла хороший старт. В среднесрочной перспективе необходимо продолжить ускоренное развитие и одновременно проводить качественные изменения в экономике и социальной сфере. Вместе с тем Казахстан как страна малой экономики, аккумулирующей в себе крупный потенциал топливного и минерального сырья, мало привлекателен для инвестиций в обрабатывающие отрасли промышленности. Это делает экономику уязвимой и чувствительной к изменениям конъюнктуры на рынке сырьевых ресурсов. Мировой опыт показывает, что некоторые развивающие страны, богатые сырьевыми ресурсами, не достигают устойчивого экономического развития и остаются в большой зависимости от изменения конъюнктуры на мировых товарных рынках сырья. Имея значительные доходы от сырьевых секторов экономики, государство и частный сектор не имеют стимулов к развитию новых отраслей экономики. В то же время страны с незначительными или скудными ресурсами, находясь на грани выживания, постоянно предпринимают попытки развития новых секторов экономики. Однако в долгосрочной перспективе запасы сырья исчерпываются, что порождает значительные проблемы в плане устойчивого развития после полной отработки месторождений полезных ископаемых. С учетом опасности перенасыщения экономики большими доходами от сырьевого сектора и возможных негативных последствий от резкого падения цен на нефть в Казахстане создан Национальный фонд, в котором аккумулируются доходы от превышения уровня мировых цен на нефть и цветные металлы над установленной оптимальной границей. Эта мера позволяет также исключить валютное давление на казахстанскую финансовую систему и обеспечить обменный курс тенге, стимулирующий экспорт и сдерживающий импорт готовой продукции. Констатируя прогресс в области структурно-институциональных реформ, повышения надежности финансового сектора и ускоренные темпы роста экспортного потенциала страны, необходимо отметить, что обрабатывающие отрасли промышленности, а также отрасли, оказывающие услуги производственного характера, не получили должного развития. В обрабатывающей промышленности только металлургическая промышленность может конкурировать на внешнем рынке. Некоторые продукты пищевой промышленности могут конкурировать с зарубежными аналогами на внутреннем рынке, а остальная продукция обрабатывающей промышленности сегодня поддерживается за счет предоставления прямых и косвенных субсидий. Это проявляется в установлении низких и экономически не обоснованных тарифов на электроэнергию, ГСМ, транспортировку продукции, а также защитных таможенных пошлин. До 2003 года некоторым отраслям промышленности (машиностроение, текстильная, швейная, кожевенно-обувная, производство резиновых и пластмассовых изделий, химическая промышленность) была дана отсрочка без начисления пени по уплате ранее допущенной задолженности перед бюджетом. Реализация продукции собственного производства отраслей текстильной, швейной, кожевенно-обувной промышленности облагалась НДС по нулевой ставке до 2002 года.

В современной  экономике Казахстана существуют следующие  проблемы:

- сырьевая  направленность экономики; 

- слабая  интеграция в мировую экономику; 

- слабая  межотраслевая и межрегиональная  экономическая интеграция внутри  страны;

- низкая  производительность обрабатывающей  промышленности;

- незначительный  потребительский спрос на товары  и услуги на внутреннем рынке  (малая экономика);

- неразвитость  производственной и социальной  инфраструктуры;

- нарастающий  износ основных фондов в отраслях  экономики, не входящих в нефтегазовый  и горно-металлургический комплексы; 

- общая  техническая и технологическая  устарелость предприятий; 

- отсутствие  эффективной связи науки с  производством; 

- низкие  расходы на НИОКР; 

- слабая  адаптированность отечественной  науки к условиям рыночной  экономики, отсутствие действенных  механизмов доведения научно-технологической  продукции до уровня товара  и, как следствие, низкий в  целом уровень инновационных  предложений; 

- отсутствие  современной системы подготовки  и переподготовки специалистов  и рабочих кадров;

- отсутствие  стимулов для отечественных финансовых  институтов к инвестициям в  обрабатывающие секторы экономики; 

- низкий  экономический интерес иностранных  инвесторов к обрабатывающей  промышленности;

- несоответствие  менеджмента задачам адаптации  экономики к процессам глобализации  и переходу к сервисно-технологической  экономике.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ РК

Государственные программы развития РК

-  Стратегия  2030

-  О  дальнейших мерах по реализации  Стратегии развития Казахстана  до 2030 года

-  Стратегия  индустриально-инновационного развития  Республики Казахстан на 2003-2015 годы

-  Программа  Правительства Республики Казахстан  на 2006-2008 годы

-  Государственная  программа развития жилищного  строительства в Республике Казахстан  на 2005-2007 годы

-  Концепция  экологической безопасности Республики  Казахстан на 2004-2015 годы

-  Государственная  программа формирования "электронного  правительства" в Республике  Казахстан на 2005-2007 годы 

-  Государственная  программа реформирования и развития  здравоохранения Республики Казахстан  на 2005-2010 годы 

-  Концепция  государственной молодежной политики  Республики Казахстан 

-  Транспортная  стратегия Республики Казахстан  до 2015 года 

-  Стратегия  борьбы с наркоманией и наркобизнесом  в Республике Казахстан на 2006-2014 годы

-  Государственная  программа борьбы с коррупцией  на 2006-2010 годы 

-  Государственная  программа функционирования и  развития языков на 2001-2010 годы 

-  Государственная  программа развития образования  в Республике Казахстан на 2005-2010 годы 

-  Государственная  программа "Развитие космической  деятельности в Республике Казахстан  на 2005-2007 годы"  

-  Государственная  программа поддержки соотечественников,  проживающих за рубежом, на 2005-2007 годы 

-  Стратегия  гендерного равенства в Республике  Казахстан на 2006-2016 годы  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, успешная реализация Стратегии индустриально-инновационного развития должна способствовать обеспечению долговременного устойчивого роста экономики страны на основе диверсификации, модернизации экономики и создания условий для производства конкурентных видов продукции и роста экспорта. В экономике страны станут преобладать частные инициативы. Будут созданы равные конкурентные условия для всех субъектов рынка. Улучшится использование достижений науки в повышении конкурентоспособности экономики, будут приняты меры по преодолению отставания в области менеджмента и маркетинговых исследований, стандартизации и сертификации продукции и др. Будут созданы новые финансовые институты, использующие современные методики в области определения перспективности инвестиционных идей и проектов. Налоговое и таможенное законодательство будет ориентировано на стимулирование конкуренции, экспорта казахстанской продукции и приток инвестиций в экономику страны.

      Повысится уровень привлекательности Казахстана для инвестиций, трансферта технологий, обмена научными достижениями за счет создания современной и развитой научно-инновационной и производственной инфраструктуры, эффективной системы подготовки высококвалифицированных управленческих, научных, инженерных, технических и рабочих кадров. Произойдут существенные структурные преобразования в пользу производства высокотехнологичной и наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью. Существенно диверсифицируется экспорт и расширится выход Казахстана на мировой рынок с готовой продукцией, углубится интеграция экономики Казахстана с мировой экономикой не только через сырьевые товары, но и за счет готовых изделий и инновационных услуг.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Бердалиев К. Основы управления экономикой Казахстана. – Алматы: КазГАУ, 1998. – 232 с.
  2. Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы.

Информация о работе Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан