Стратегическое управление в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 00:44, курсовая работа

Описание работы

Выбрав для написания курсовой работы по дисциплине «Менеджмент организации» тему «Стратегическое управление», были поставлены следующие цели:
• провести исследование, изучив и проанализировав основополагающие источники российских и зарубежных специалистов в области научного управления, которое даст возможность не только познакомиться, но и разобраться в столь не простой, но, тем не менее, очень интересной и актуальной на сегодняшний день сфере менеджмента как стратегическое управление.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...2
Раздел 1. Общая характеристика, сущность и структура стратегического управления, анализ среды, определение миссии и цели организации, стратегия организации……………………………………………………….4
1.1 Понятие, сущность и структура стратегического управления…………..4
1.2 Анализ среды, внешняя и внутренняя среда, SWOT анализ…………….8
1.3 Миссия и Цели организации ………………………………………………15
1.4 Стратегия организации, выбор стратегии, оценка стратегии……………19
Раздел 2. Практическое осуществление стратегического управления на примере организации «X»…………………………………………………...24
2.1 Общая характеристика организации «X»…………………………………24
2.2 Анализ реализации стратегического управления в организации «X»…..25
Заключение…………………………………………………………………….28
Список литературы…………………………………………………………...29

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по Менеджменту Стратегическое управление в современных условиях.docx

— 60.93 Кб (Скачать)

План

 

Введение………………………………………………………………………...2

Раздел 1. Общая характеристика, сущность и структура стратегического управления, анализ среды, определение миссии и цели организации, стратегия организации……………………………………………………….4

1.1 Понятие, сущность и  структура стратегического управления…………..4

1.2 Анализ среды, внешняя  и внутренняя среда, SWOT анализ…………….8

1.3 Миссия и Цели организации  ………………………………………………15

1.4 Стратегия организации, выбор стратегии, оценка стратегии……………19

Раздел 2. Практическое осуществление стратегического управления на примере организации  «X»…………………………………………………...24

2.1 Общая характеристика  организации «X»…………………………………24

2.2 Анализ реализации стратегического  управления в организации «X»…..25

Заключение…………………………………………………………………….28

Список литературы…………………………………………………………...29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность данной темы  для курсовой работы как «Стратегическое управление» несомненно, велика.  Она имеет большое значение так как, это, сравнительно молодое,  перспективное и необходимое в бизнесе направление, активно используемое в странах Запада, как база ведения управленческих процессов в организации в условиях рынка. Это направление, постепенно вводимое в России, получило признание во всем деловом мире. А это значит, что, изучая его, менеджеры смогут качественнее работать на рынке, правильно оценивая ситуацию и предпринимая необходимые для организации шаги.  

Цель и задачи. Выбрав для написания курсовой работы по дисциплине  «Менеджмент организации» тему «Стратегическое управление», были поставлены следующие цели:

  • провести исследование, изучив и проанализировав основополагающие источники российских и зарубежных специалистов в области научного управления, которое даст возможность не только познакомиться, но и разобраться в столь не простой, но, тем не менее, очень интересной и актуальной на сегодняшний день сфере менеджмента как стратегическое управление.

 

Задачи работы автор видит  в рассмотрении следующих вопросов:

  • как понимать стратегическое управление,
  • каковы его сущность и содержание;
  • что такое стратегия фирмы и как она вырабатывается;

Степень изученности  темы довольно велика, но есть основания полагать, что ее развитие будет продолжаться, поскольку взлетов и падений в бизнесе не избежать. А человечество стремится к максимально простому, но в тоже время безопасному и с финансовой точки зрения ведению управленческих процессов.

Разработка идей стратегического  управления нашла отражение в  работах таких авторов, как Виханский  О.С. (Стратегическое управление 2003), Ансофф И. (Стратегическое управление 1989), Акофф Р. (Планирование будущего корпорации 1985).

А также таких именитых западных ученых, как Schendel и Hatten, Higgens, Pears и Robinson, Thompson и  Strickland и многих других специалистов в сфере управления.

Важно отметить, что ведущей  идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому (80-е годы), стала идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, чтобы надлежащим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения.

Стратегическое управление позволяет взглянуть на организацию  как на единое целое, объяснить с  общесистемных позиций, почему некоторые  фирмы развиваются и процветают, а иные переживают стагнацию или  им грозит банкротство, то есть, почему происходит постоянное перераспределение  ролей основных участников рынка.

Особенность стратегического  управления состоит в том, что  в нем очень мало рутинных процедур и очень много творчества. Поэтому  теория стратегического управления формируется на основе обобщения  практики успешного решения стратегических задач управления фирмой и на основе выделения отдельных управленческих схем и утверждений, которые указывают  на то, с помощью чего можно добиться успешного результата. Иными словами, теория стратегического управления говорит о том, что в управлении организацией может помочь ей добиться успеха на рынке.

Объектом исследования является ресторан «X».

В процессе написания курсовой работы наиболее часто использовался  метод анализа литературных источников и документов. Кроме этого использовался  опрос, в частности, беседы с руководством ресторана «SunRise», в лице менеджера и директора ресторана.

 

 

Раздел 1. Общая  характеристика, сущность и структура  стратегического управления, анализ среды, определение миссии и цели организации, стратегия организации  Понятие, сущность и структура стратегического управления

1.1 Понятие, сущность  и структура стратегического  управления

Каждая фирма, работающая в условиях рыночной экономики, стремиться обеспечить себе долговременный сбыт продукции как залог постоянной прибыли. Для этого она разрабатывает долгосрочную программу действий. Стратегия — это обобщающая модель длительных действий, необходимых фирме для достижения поставленных целей при имеющихся возможностях. Применительно к экономической организации стратегия — это совокупность ее главных целей и основных способов их достижения. Разрабатывая стратегию действий, фирма определяет общие направления деятельности.

Термин "стратегия" в переводе с греческого означает «stratus» — войско и «ago» — веду. Применение в управлении военной терминологии, видимо, лишний раз подтверждает боевой характер предпринимательства.

Само же понятие «стратегическое  управление» было введено в обиход на стыке 60—70-х гг. для того, чтобы  отражать отличие управления, осуществляемого  на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства. Необходимость  проведения такого различия была вызвана  в первую очередь изменениями  в условиях осуществления бизнеса. В качестве ведущей идеи, отражающей сущность перехода к стратегическому  управлению от оперативного управления, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства  на окружение для того, чтобы соответствующим  образом и  своевременно реагировать  на происходящие в нем изменения, своевременно отвечать на вызов, брошенный  внешней средой.

Стратегическое  управление можно определить как такое управление организацией, которое:

— Опирается на человеческий потенциал, как основу организации;

— Ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей;

— Осуществляет гибкое регулирование, своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ.

Это в совокупности позволяет  организации выживать достигать  своей цели в долгосрочной перспективе.

Современные западные специалисты  имеют различные взгляды на сущность и природу стратегического управления.

Г. Минцберг считает, что  оно используется фирмами, готовыми к революционным изменениям, к  которым их подталкивает динамика внешнего окружения. Постоянно трансформирующаяся компания должна, по его мнению, обладать механизмом самоопределения в нем, каковым и является стратегическое управление.

А. Роув рассматривает стратегическое управление как процесс принятия решений, объединяющий внутренние организационные  ресурсы с благоприятными возможностями, предоставляемыми внешней средой.

Стратегическое управление представляет собой деятельность по разработке и реализации стратегии  в масштабе реального времени. Оно  решает задачи:

— преодоления кризисного состояния фирмы, вызванного расхождением ее возможностей и требований среды;

— занятия лидирующего положения на рынке (в отрасли) в перспективе;

— обеспечения жизнеспособности в любой самой неожиданной ситуации;

— создания условий долгосрочного развития с учетом внешних и внутренних возможностей.

В отличие от оперативного, такое управление имеет не реактивный, а упреждающий характер. Речь идет о действиях в настоящем, предопределяющих выживаемость фирмы в будущем.

 

Менеджеры на основе прогноза ситуации, в которой будет функционировать  и развиваться компания и ее окружение, предваряют своими решениями те или  иные события, а не просто реагируют  на них по мере возникновения. Основными принципами стратегического управления являются:

1. Предположение о единстве компании и окружающей среды, используемое при постановке основных целей и задач, создании программы их осуществления.

2. Ориентация на реализацию  видения будущего, миссии фирмы,  ее глобальных качественных целей,  достижение конкурентоспособности.

3. Учет при формировании  и выборе стратегий особенностей  рынков, на которых та действует,  ее стратегического потенциала.

На сегодняшний день выявилось  два подхода к стратегическому  управлению.

Традиционный подход предполагает, что фирмы используют свои сильные  стороны для стратегического  прорыва в существующей конкурентной среде, тех возможностей, которые  перед ними открываются.

Современный подход состоит  в том, что компании, манипулируя  своими ресурсами, сами формируют для  себя такое внешнее окружение, запросы  которого они могут удовлетворить  с наибольшей выгодой для себя. Например, монополии, сокращая предложение  производимой ими продукции и  создавая искусственный дефицит, имеют  возможность завышать цены и извлекать  сверхприбыль.

Иными словами, акценты постепенно смещаются от действий, связанных  с подготовкой к будущему, к  действиям по его целенаправленному  формированию. Опора при этом делается на персонал как ценнейший ресурс фирмы, информационные системы, постоянные структурные перестройки.

 

 

Объектом стратегического  управления является стратегический процесс, который включает следующие этапы:

1) исследование внутренней  и внешней среды фирмы, в рамках которой она действует (стратегический анализ);

2) определение миссии, постановка  целей, формулирование стратегий  и рассмотрение альтернатив, и  окончательный выбор и составление  соответствующих стратегических  планов (стратегическое планирование);

3) разработка новой организационной  структуры и системы управления, практическая деятельность по  достижению поставленных целей,  в том числе в непредвиденных  ситуациях, преобразованию фирмы  в новое состояние, оценка ее  результатов, корректировка дальнейших  шагов (управление реализацией  стратегий и планов, или стратегическое управление)

Все задачи стратегического  управления тесно взаимосвязаны  и решаются в комплексе, наряду с  текущими проблемами. Это требует  от людей гибкости, адаптивности, предпринимательского типа поведения, деловитости, энтузиазма, компетентности, умения ставить цели, организовывать дела в соответствии с ними. Стратегическое управление можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов. Схематично структура стратегического управления представлена на рис. 1.


 

 

 

 

 

 

  

           Рис. 1. Структура стратегического управления.

Эти процессы логически следуют  один за другим. Однако существует устойчивая обратная связь и соответственно обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. В этом заключается важная особенность  структуры стратегического управления.

1.2 Анализ среды, внешняя и внутренняя среда, SWOT анализ

Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает базу для определения миссии и целей фирмы и для выработки стратегий поведения, позволяющих фирме выполнить миссию и достичь своих целей. Анализ среды предполагает изучение трех ее частей:

1)макроокружения; 2)непосредственного  окружения; 3) внутренней среды.

Любая организация находится  и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций  возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она  заключает в себе тот потенциал,  который дает возможность организации  функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может  также быть и источником проблем  и даже гибели организации в том  случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего  потенциала на должном уровне. Организация  находится в состоянии постоянного  обмена с внешней средой, обеспечивая  тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды.

Это может ослабить ее потенциал  и привести ко многим негативным последствиям.

Задача стратегического  управления состоит в обеспечении  такого взаимодействия организации  со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность  выживать в долгосрочной перспективе. Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией.

Информация о работе Стратегическое управление в современных условиях