Стратегическое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 03:10, контрольная работа

Описание работы

Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.
Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функций организации, мотиваций и контроля, ориентированных на выработку стратегических планов. Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции; не используя преимущества стратегического планирования организации в целом. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.

Работа содержит 1 файл

16 контрольная.docx

— 40.92 Кб (Скачать)

- приемлемость риска,  заложенного в стратегии. 

  1. Оценка и контроль выполнения.

И. Ансофф в своей книге  «Стратегическое управление» формулирует  следующие принципы стратегического  контроля:

  1. Из-за неопределенности и неточности расчетов стратегический проект может легко превратиться в пустую затею. Допускать этого нельзя, расходы должны приводить к запланированным результатам. Но в отличие от обычной практики производственного контроля внимание должно быть сконцентрировано на окупаемости расходов, а не на контроле за бюджетом.
  2. В каждой контрольной точке необходимо сделать оценку окупаемости расходов в течении жизненного цикла нового товара. До тех пор пока окупаемость превышает контрольный уровень, реализацию проекта следует продолжать. Когда она окажется ниже этого уровня, следует рассмотреть и другие возможности, в том числе прекращение проекта.

Функции высшего руководства:

  1. Углубленное изучение состояния среды, целей и разработки стратегий: окончательное уяснение сущности определенных целей и более широкое доведение идей стратегий и смысла целей до сотрудников фирмы.
  2. Принятие решений по эффективности использования имеющихся у фирмы ресурсов.
  3. Решения по поводу организационной структуры.
  4. Проведение необходимых изменений на фирме.
  5. Пересмотр плана выполнения стратегии в случае возникновения непредвиденных обстоятельств.

Определение основных целей и задач  развития организации с точки  зрения эффективного использования  капитала и обеспечения окупаемости  инвестиций.

Определение стратегии мобилизации  ресурсов организации для достижения основных целей и задач ее развития.

 

  1. Основные разделы бизнес плана и их содержание

Каждый предприниматель, начиная  свою деятельность, должен ясно представлять потребность на будущее в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а  также уметь четко рассчитывать эффективность их использования  в процессе работы фирмы.

Таким образом, разработка стратегии  и тактики производственно-хозяйственной  деятельности фирмы является важнейшей  задачей для малого предпринимателя. Общепризнанной формой разработки стратегии  и тактики является бизнес-план.

Бизнес-план - комплексный документ, отражающий основные аспекты и показатели деятельности предприятия, дающие полное объективное представление о Деле (бизнесе).

Бизнес-план является перспективным  документом и составлять его рекомендуется  на 3-5 лет вперед. Для первого и  второго года основные показатели рекомендуется  давать в поквартальной разбивке (а при возможности даже в месячном разрезе), и только начиная с третьего года можно ограничиться годовыми показателями.

Цель составления бизнес-плана.

В условиях рынка и жесткой конкурентной борьбы предприятие должно уметь  быстро и адекватно реагировать  на изменения, происходящие во внешней  среде и внутри самого предприятия. Это становится возможным, когда  выполняется несколько условий:

- администрация и инвестор правильно  оценивают реальное финансовое  положение предприятия и его  место на рынке;

- существуют конкретные цели  к достижению которых должно  стремиться предприятие;

- при постановке целей предприятия  менеджмент активно использует  планирование, строго контролируется  и выполняется каждый шаг плана  для их достижения;

- администрация предприятия и  инвестор понимают суть процессов  происходящих на рынке, во внешней  среде и внутри самой фирмы.

Бизнес-план составляется для внутренних и внешних целей. В подавляющем  большинстве случаев, так уж сложилось  в нашей стране, бизнес-план фирмы  начинают составлять, когда необходимо привлечь инвестиции. Но дело в том, что это только одна сторона дела, на самом деле он составляется не только для внешних целей.

Структура бизнес-плана:

1. Возможности фирмы (Резюме).

Пишется резюме в последнюю  очередь, при этом текст обычно составляется из ключевых фраз других разделов бизнес-плана. Но при оформлении резюме помещается в начале плана с тем, чтобы  знакомясь с планом можно было охватить суть дела и иметь ясность  во всех вопросах.

В резюме должны быть четко  определены возможность для открытия бизнеса, в чем его привлекательность, кто будет во главе нового бизнеса, каковы его достоинства, как новая  фирма проникнет на рынок и  т.д.

2. Характеристика товаров (услуг).

Любой предпринимательский  проект начинается с формирования идеи продукта, товара или услуги. Недостаточно четкое и полное представление о  них может стать неудачей предпринимательского бизнеса. Идея продукта может быть оригинальной (новой), а может и не быть новой, уже реализуемой кем-то. Однако это  не помеха для успешного бизнеса. Идея бесплодна, если в ее основе лежит  производство бесполезного, не имеющего спроса товара или услуги. Идеальным  для предпринимателя является продукт, позволяющий уйти от конкуренции. Но в развитой рыночной системе идея такого продукта встречается редко.

Чтобы достаточно полно представить  в бизнес-плане важнейшие характеристики предлагаемого на рынок товара (услуги), необходимо дать не только представление  о товаре, но и раскрыть его преимущества в сравнении с аналогами, конкурентоспособность  на рынке, спрос на него и т.д. Описание продукта должно содержать технические  характеристики товара. При необходимости  следует приложить фотографии, рисунки  или рекламный проспект, позволяющие  наглядно увидеть будущий продукт.

 

3. Характеристика рынка сбыта товаров (услуг).

При изучении рынка, в первую очередь, необходимо определить тип  рынка по каждому товару или услуге.

Данный анализ предназначен для определения объемов продаж товара за некоторый планируемый  период времени. При этом важно не только спрогнозировать, на каких рынках товар найдет потребителя, но и «вычислить»  свой сегмент. В условиях конкуренции  бизнесмены пытаются заполнить одно и то же место своими услугами, вытесняя соперников. Так что фирма, разрабатывающая  бизнес-план, должна учитывать: на ее долю придется только часть желаемой площади, а скорее всего часть сегмента. Необходимо учесть емкость рынка данного товара, а уже затем свою долю на нем с учетом возможных действий конкурентов.

         4. Конкуренция на рынках сбыта.

Здесь нужно провести реалистическую оценку сильных и слабых сторон конкурирующих  товаров (услуг) и назвать выпускающие  их фирмы, определить источники информации, указывающие на то какие товары являются наиболее конкурентоспособными, сравнить конкурирующие товары (услуги) по базисной цене, характеристикам, обслуживанию, гарантийным обязательствам и другим существенным признакам. Эту информацию целесообразно представить в  виде таблицы.

 

5. План маркетинга.

Раздел, посвященный маркетингу, является одной из важнейших частей бизнес-плана, поскольку в нем  непосредственно говорится о  характере намечаемого бизнеса  и способах, благодаря которым  можно рассчитывать на успех.

Предприниматель должен подготовит такой план маркетинга, который способен пробуждать мысль. Он должен не просто представить концепцию, но “продать”  бизнес как привлекательную возможность  для инвестиций, как кредитный  риск с заманчивыми перспективами.

Кроме того, раздел должен быть написан в такой манере, которая  была бы понятна широкому кругу людей - от менеджеров до членов совета директоров.

История свидетельствует, что  маркетинг является одним из важных условий на пути фирмы к успеху. Многие фирмы, имевшие соблазнительный, действительно нужный потребителю  товар, потерпели неудачу из-за неправильного  маркетинга или вообще отсутствия такового. Поэтому при оценке бизнес-плана  огромное внимание будет уделено  этому разделу. Если не определена реальная потребность в товарах или  услугах, то никакой талант, никакие  капиталы не помогут фирме добиться успеха в данной области.

Некоторые виды бизнеса требуют  маркетинга, а потому ясного и убедительного  плана маркетинга. Для других маркетинг  менее важен и нет необходимости  в столь тщательной проработке посвященного ему раздела.

Вообще, маркетинг применяется  при следующих условиях:

- Насыщении рынка товарами, т.е. при превышении предложения  над спросом (рынок покупателя);

- Острой конкуренции,  усилении борьбы за покупателя;

- Свободных рыночных отношений,  т.е. возможности без административных  ограничений выбирать рынки сбыта  и снабжения, устанавливать цены, вести коммерческую политику  и т.д.;

         6. План производства.

В случае, если это производственное предприятие, данный раздел включает информацию о выбранной технологии производства, мотивации ее выбора, описание основных технологических процессов предприятия, схему его работы, расстановку  оборудования. Если предполагается реконструкция  или строительство, то приводится описание технических решений и расчеты  затрат на реконструкцию или строительство.

В разделе приводятся расчеты  потребности в материалах и сырье  на производство продукции, затраты  на их закупку, анализ поставщиков, затраты  на обслуживание и плановые ремонты  оборудования. В случае, если специфика  производства того требует, приводится информация о необходимости приобретения лицензий и прочих разрешений, требования по технике безопасности труда.

         
         

         7. Организационный план.

В разделе необходимо отметить, с кем предстоит организация  нового дела и как планируется  налаживание с ним работы. При  этом отправной точкой должны быть квалификационные требования, где указывается:

а) какие именно специалисты (какого профиля, образования, опыта) и  с какой заработной платой необходимы для успешного ведения дел;

б) на каких условиях принимаются  на работу специалисты (постоянная работа, совместители (внешние эксперты));

в) есть ли возможность воспользоваться  услугами какой-либо организации по найму такого рода профессионалов;

г) в случае, если часть  персонала уже нанята, необходимо дать о своих сотрудниках краткие  биографические данные:

- квалификация;

- прежний опыт работы  и его полезность для предприятия.

Также в этом разделе приводится и организационная структура  предприятия, которая отражает:

а) кто и чем будет  заниматься;

б) взаимодействие всех служб  друг с другом;

в) координацию и контроль их деятельности.

Целесообразно оговорить  в этом разделе и вопросы оплаты труда руководящего персонала и  его стимулирования.

         8. Оценка риска и страхования.

Определение и обсуждение риска в бизнесе помогает понять потенциальному инвестору намерения  предпринимателя по преодолению  трудностей и рискованных моментов. В бизнес-плане необходимо предусматривать  альтернативные программы и стратегии  на случай возникновения угрозы со стороны конкурентов, от собственных  просчётов в области маркетинга и производственной политике, ошибок в подборе руководящих кадров. Следует также учитывать последствия  технического прогресса, который может  быстро «состарить» идею, товар или  услугу.

9. Финансовый план.

Раздел бизнес-плана, посвященный  финансовому планированию, во-первых, помогает провести анализ экономического состояния предприятия на данный момент времени и/или обосновать реальность достижения его целей  в будущем, во-вторых, может быть использован, как эффективный инструмент самоорганизации и контроля. Ключевыми  составляющими любого успешно работающего предприятия являются стратегия его развития и контроль. Стратегия определяет, что из себя представляет предприятие в настоящем, как оно будет функционировать и развиваться в будущем. С помощью контроля определяется соответствие полученных результатов целям, определенным стратегическим планированием.

Основные стратегические задачи любого бизнеса можно сформулировать следующим образом:

- узнать, чего хотят потребители;

- удовлетворить их потребности;

- получить прибыль.

        10. Стратегия финансирования.

В разделе излагается план получения средств для создания или расширения предприятия. При  этом необходимо ответить на вопросы:

Информация о работе Стратегическое планирование