Стратегическое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 02:24, курсовая работа

Описание работы

Стратегия разработана с учетом Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 года № 2094-р, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, отраслевых концепций развития.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 101.50 Кб (Скачать)


Введение

Стратегия социально-экономического развития Сахалинской области до 2025 года (далее - Стратегия) определяет основные направления, механизмы и  инструменты достижения стратегических целей развития Сахалинской области  на период до 2025 года.

Стратегия разработана с учетом Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 года № 2094-р, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, отраслевых концепций развития.

Цель разработки Стратегии - определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния жителей Сахалинской области и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (до 2025 года).

Достижение целей стратегии  возможно только путем последовательного  формирования в регионе рыночной и социально ориентированной экономики с четким и стабильным законодательством. Экономическое развитие должно основываться на максимальном использовании имеющегося в регионе потенциала, высвобождении частной инициативы с параллельным усилением роли органов власти в обеспечении благоприятных условий хозяйствования. Необходимо существенное повышение эффективности производства, ускорение структурных реформ. Достигнутые областью в последние годы отдельные положительные результаты могут рассматриваться как формирование условий для дальнейших позитивных изменений.

 

 

 

 

1. Сущность  стратегии

Стратегия - интегрированная  модель действий, предназначенных для  достижения целей предприятия. Содержанием стратегии служит набор правил принятия решений, используемый для определения основных направлений деятельности.

В литературе по стратегическому планированию существует два противоположных взгляда на понимание стратегии. В первом случае стратегия – это конкретный долгосрочный план достижения некоторой цели, а выработка стратегии – это процесс нахождения некоторой цели и составление долгосрочного плана. Такой подход основывается на том, что все возникающие изменения предсказуемы, происходящие в среде процессы носят детерминированный характер и поддаются полному контролю и управлению.

Во втором случае под стратегией понимается долгосрочное качественно определенное направление развития предприятия, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы внутрипроизводственных отношений, а также позиций предприятия в окружающей среде. При таком понимании, стратегию можно охарактеризовать как выбранное направление деятельности, функционирование и рамках которого должно привести организацию к достижению стоящих перед ней целей. В стратегическом планировании направление деятельности выбирается обычно по результатам стратегического анализа, проведенного с помощью матрицы БКГ и других матриц, а также по результатам SWOT анализа предприятия.

В деловой жизни под  стратегией понимается общая концепция  того, как достигаются цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы. Такая концепция (соответствует стратегии второго типа) включает в себя несколько элементов. Прежде всего, к ним относится система целей, включающая миссию, общеорганизационные и специфические цели. Другой элемент стратегии – политика, или совокупность конкретных правил организационных действий, направленных на достижение поставленных целей.

Обычно стратегия разрабатывается на несколько лет вперед, конкретизируется в различного рода проектах, программах, практических действиях и реализуется в процессе их выполнения. Значительные затраты труда и времени многих людей, необходимые для создания стратегии предприятия, не позволяют ее часто менять или серьезно корректировать. Поэтому она формулируется в достаточно общих выражениях. Это – предполагаемая стратегия.

Вместе с тем, как  внутри организации, так и вне  ее появляются новые непредвиденные обстоятельства, которые не укладываются в первоначальную концепцию стратегии. Они могут, например, открыть новые перспективы развития и возможности для улучшения существующего положения дел или, наоборот, заставить отказаться от предполагаемой политики и плана действий. В последнем случае первоначальная стратегия становится нереализуемой и предприятие переходит к рассмотрению и формулированию неотложных стратегических задач.

В общем случае, на предприятии  может быть разработано и реализовано  четыре основных типа стратегий:

  1. Стратегии концентрированного роста – стратегия усиления позиций на рынке, стратегия развития рынка, стратегия развития продукта.
  2. Стратегии интегрированного роста – стратегия обратной вертикальной интеграции, стратегия вперед идущей вертикальной интеграции.
  3. Стратегии диверсификационного роста – стратегия центрированной диверсификации, стратегия горизонтальной диверсификации.
  4. Стратегии сокращения – стратегия ликвидации, стратегия «сбора урожая», стратегия сокращения, стратегия сокращения расходов.

Выбор стратегии предполагает изучение альтернативных направлений развития организации, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации. При этом используется специальный инструментарий, включающий количественные методы прогнозирования, разработку сценариев будущего развития, портфельный анализ.

Реализация стратегии осуществляется через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии. В процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои определенные задачи и осуществляет закрепленные за ним функции. Решающая роль принадлежит высшему руководству.

Результаты реализации стратегии оцениваются, и с помощью  системы обратной связи осуществляется контроль деятельности организации, в  ходе которого может происходить корректировка предыдущих этапов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Вызовы  и угрозы

Главными проблемами, сдерживающими реализацию экономического потенциала Сахалинской области, являются ее экономическая и инфраструктурная изоляция от остальной части России и наиболее развитых российских рынков, дискомфортные условия проживания, неблагоприятные инженерно-строительные условия большей части территории, высокая капиталоемкость ведущих отраслей экономики.

К числу сдерживающих развитие внутренних факторов также  относятся высокая составляющая транспортных затрат при перевозке грузов и пассажиров, экстремальные природно-климатические условия, наличие изолированно работающих энергосистем и энергорайонов, затратность и неэффективность структуры энергоисточников. Неразвитая энергетическая и транспортная инфраструктура прямо или косвенно продолжает оставаться основным ограничителем осуществления любых видов деятельности в области, причиной низкой конкурентоспособности произведенных продукции, товаров и услуг.

В этой связи  в составе основных мероприятий, реализация которых повысит конкурентоспособность любых видов деятельности, даст возможность развития эффективной экономики и создания комфортных условий проживания, необходимо рассматривать:

- инвестиционные  программы в сфере электроэнергетики Сахалинской области, направленные на повышение надежности электроснабжения, устранение «узких мест» в технологических цепочках, развитие электросетевого хозяйства, создание новых генерирующих мощностей, обновление потенциала децентрализованной энергетики и снижение затрат на производство электро- и теплоэнергии, снижение потерь электро- и теплоэнергии;

- инвестиционные  программы в сфере развития  транспортной инфраструктуры, направленные  на повышение транспортной доступности  и пропускной способности.

Невысокая степень  диверсификации и инновационности  региональной экономики, имеющей ярко выраженную ресурсную направленность при низкой степени переработки  природных ресурсов, - еще один ключевой фактор, сдерживающий развитие Сахалинской  области.

При этом необходимо учитывать риски и ограничения экономического роста, связанные с опасностью загрязнения окружающей среды со стороны ресурсных секторов и разрушения природных экосистем в зонах повышенной концентрации экономической активности.

 

2.1. Цели и задачи стратегии

Стратегической  целью развития Сахалинской области  является реализация геополитической  задачи закрепления населения на территории области за счет формирования развитой экономики и комфортной среды обитания человека, а также  достижения среднероссийского уровня социально-экономического развития.

Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач, первоочередными из которых являются:

- создание условий  для развития перспективной экономической  специализации Сахалинской области  на основе природно-ресурсного, индустриального, кадрового и научного потенциала в рамках федеральных отраслевых стратегий развития, областных целевых программ области и муниципальных образований;

- снижение барьеров  для экономической и социальной  интеграции территории Сахалинской области с остальными регионами России и повышение конкурентоспособности продукции, товаров и услуг в соответствии с экономической специализацией путем формирования нормативной правовой базы, определяющей особые условия ценовой, тарифной, таможенной, налоговой и бюджетной политики;

- формирование  устойчивой системы расселения, опирающейся на региональные  зоны опережающего экономического  роста с комфортной средой  обитания человека;

- формирование  численности населения и трудовых  ресурсов в объемах, необходимых для решения экономических задач, стоящих перед областью, повышение качества человеческого капитала;

- развитие кадрового  потенциала Сахалинской области; 

- оптимизация  системы управления на региональном  уровне;

- совершенствование  бюджетного процесса и управления государственным имуществом;

- повышение  эффективности деятельности органов  местного самоуправления;

- создание условий  для безопасной жизнедеятельности  населения Сахалинской области,  обеспечение надежной защиты  личности, общества и государства от преступных посягательств;

- сокращение  инфраструктурных ограничений, препятствующих  социально-экономическому развитию  Сахалинской области; 

- диверсификация экономики  и обеспечение ее конкурентоспособности; 

- изменение структуры  и повышение реальных денежных доходов населения, создание условий для роста их покупательной способности;

- обеспечение достойных  и комфортных условий жизни  населения на территории Сахалинской  области, улучшение демографической  ситуации в регионе. 

 

2.2. Перспективы развития транспортной, энергетической, информационно-телекоммуникационной и социальной инфраструктур

Одним из важнейших  условий устойчивого развития экономики  Сахалинской области является опережающее  развитие транспортной инфраструктуры, способствующей росту товарооборота, повышению уровня производственной и социальной кооперации, эффективности использования производственных мощностей и ресурсов, оптимизации структуры экономики.

Для Сахалинской области  состояние транспортной системы  имеет особое значение в связи с ее островным положением и принадлежностью к странам АТР.

По сравнению с другими  территориями России, Дальнего Востока  и Байкальского региона транспортная инфраструктура Сахалинской области  развита слабо.

Средняя плотность автомобильных  дорог общего пользования с твердым покрытием по Сахалинской области составляет 11,4 км на 1000 кв. км  
(в среднем по России - 31 км).

В структуре автомобильных  дорог общего пользования Дальневосточного федерального округа (далее - ДФО) Сахалинская  область имеет один из самых низких показателей удельного веса автомобильных дорог с твердым покрытием (41,6% от общей протяженности автомобильных дорог при 65,2% от протяженности автомобильных дорог в ДФО), отставая по этому показателю от среднего российского значения (85,2%).

Для развития транспортной инфраструктуры предусматривается  реализация таких проектов, как:

- строительство железнодорожной  линии Ильинск - Углегорск для  организации транспортного сообщения  между угленосным районом и  южными портами Сахалина. Завершение реконструкции Сахалинской железной дороги с переводом ее на общесетевую колею 1520 мм; строительство железнодорожной линии Селихино (Хабаровский край) - Ныш (Сахалинская область) с тоннельным (мостовым) переходом через пролив Невельского;

- реконструкция морских портов: Корсаков, Холмск, Углегорск, Шахтерск, Бошняково, Александровск-Сахалинский, портовых пунктов Южно-Курильск, Курильск, Северо-Курильск, береговых сооружений паромной переправы Ванино - Холмск в морском порту Холмск и строительство двух автомобильно-железнодорожных паромов;

- реконструкция морского  порта Ильинский, производственные  мощности которого обеспечат  организацию газохимического комплекса  и обслуживание танкеров, газовозов  и сухогрузов дедвейтом свыше  100 тыс. тонн, а также Невельского порта для организации на его базе оптовой рыбной биржи. Развитие зоны нефтегазодобычи потребует строительство нового морского порта в районе п. Набиль, обеспечивающего безопасную работу терминалов по перевалке опасных грузов и работу шельфовых буровых платформ;

Информация о работе Стратегическое планирование