Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 17:31, курсовая работа
Термин "план" образован от аналогичного слова латинского языка "planum" и дословно означает "плоскость". Для эффективных действий менеджеру необходимо иметь опору (базу), которая определяет совокуп-ность всех заданий для всех участников экономических и социально-психологических процессов, выполнение которых приводит организацию к цели. План действий становится организационной базой для направ-ленных действий людей. План появляется только тогда, когда менеджер точно знает, что он должен и обязан делать, к чему менеджер должен стремиться в своей работе, к чему он призывает членов коллектива орга-низации.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
1. Прогнозирование и планирование………………………………..4-11
План и планирование……………………………………………4
Миссия организации……………………………………………..4
Цели организации………………………………………………..4-6
Прогнозирование…………………………………………………6
Задачи прогнозирования………………………………………..6-7
Прогнозы в социально-экономической сфере………………7-8
Стадии стратегического планирования………………………8
Три класса методов прогнозирования………………………..8-11
2. Стратегическое планирование как наука………………………11-13
3. Стратегическое планирование фирмы…………………………13-38
Сущность стратегического планирования………………….13-18
Классификация (типизация) стратегических планов…………….18-25
Особенности методологии стратегического планирования……………………………………………………25-32
Практика использования стратегических планов………….32-38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………39
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….40-45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..46
3.
Совместный подход. Самой сильной
стороной этого способа
4.
Инициативный подход
Анализ мировой практики стратегического планирования позволяет выделить ряд особенностей ее разработки. К ним можно отнести то, что стратегические планы:
1) обычно содержат только одну стратегию предстоящих действий. Программы, предусматривающие возможные варианты решений на случай изменения первоначальной стратегии, в план обычно не включаются;
2)
оценивают все сильные и
3) включают данные прогнозов и предположений, которые в деталях обычно не разрабатываются;
4) не проводят оценку риска, но при рассмотрении различных возможных вариантов действий риск учитывается;
5) строятся на основе ожидаемых целей, которые отражают важнейшие показатели финансовой деятельности фирмы;
6) отражают данные о требуемых инвестициях, ожидаемых доходах и расходах, выплачиваемых дивидендах в долгосрочном периоде;
7) дают оценку диверсификации, происходящей в результате возможных слияний и поглощений фирм на рынке.
Для обоснования единой стратегии развития фирмы используется так называемая модель — 7С, характеризующая механизм взаимодействия таких важнейших социально-экономических факторов, как структура, система, сотрудники, стиль, совместные ценности и совокупность способностей (рис. 10). Совокупность способностей См. Рис. 5.
Установление плана — это руководство к действию, показывающее, каких результатов и когда необходимо достичь и кто за это отвечает. Билл Хьюлетт, основатель компании Hewlett-Packard, определил это так: "Вы не можете управлять тем, что невозможно измерить... Все, что измеримо, может быть достигнуто".
Процесс планирования встречает ряд сложностей при его освоении. Основная трудность связана с тем, что процесс принятия предварительных решений находится в зависимости от структуры полномочий в фирме. Новая стратегия, как правило, разрушает сложившийся тип взаимоотношений в фирме и может войти в противоречие с политикой руководства. Естественная реакция на это — борьба против любых нововведений, нарушающих традиционные взаимоотношения и структуру полномочий.
Стратегические планы в значительной степени зависят от финансовых целей, намечаемых фирмой, которые должны: 1) обеспечить выполнение выбранной стратегии;
2) позволить осуществить другие необходимые проекты;
3)
понравиться инвесторам и
Но встречается и другая крайность, когда фирма в своих подходах к стратегическому планированию делает необоснованно сильный акцент на бюджетных вопросах, которые тоже нужны, но в разумных пределах. Такой подход нивелирует целеустановки общественной роли бизнеса - - вопросы маркетинга и коммерции, и он также не может быть признан рациональным.
Еще одна существенная проблема заключается в том, что внедрение стратегического планирования приводит к конфликту между прежними видами деятельности, обеспечивающими получение прибыли, и новыми. В фирме на первых стадиях внедрения стратегического планирования может не быть ни соответствующих мотиваций персонала, ни склонности исполнителей мыслить стратегически.
Процесс стратегического планирования требует как формальных, так и неформальных процедур реализации. Чтобы разобраться и правильно оценить взаимосвязи подразделений фирмы, видов ее деятельности и систему планов, процесс планирования нужно организовать и формализовать. Как известно, руководители среднего звена весьма неохотно отвлекаются на решение стратегических задач. Все свое рабочее время они затрачивают на оперативные вопросы, от которых зависят ближайшие результаты их деятельности. Однако формализация планирования и включение в функциональные обязанности руководителей подготовки информации стратегического характера гарантирует успех деятельности. Но с другой стороны немаловажной трудностью в использовании стратегического планирования является излишняя формализация постановки целей. При такой ситуации их реализация, осуществляемая бюрократическими методами, также не дает должного эффекта.
Существенной
проблемой внедрения
Таким
образом, практика применения стратегического
планирования российскими предприятиями
связана с переходом к рыночной экономике,
с потребностью самостоятельного принятия
ими судьбоносных решений. В условиях
возрастания цены принятия управленческого
решения, когда требуется опора для тактических
действий на главные цели деятельности,
неминуемо возникает необходимость использования
возможностей системного подхода, отражаемого
в стратегическом плане. Опыт разработки
стратегического плана имеют уже около
68% российских предприятий. Некоторые
из них предпочитают разрабатывать стратегию
самостоятельно, другие для этого приглашают
консультантов. Проблемами разработки
стратегических планов являются такие,
как поиск оптимума для соотношения маркетинговых
и финансовых планов, успехов в настоящем
и будущем, излишняя формализация целей
развития, отсутствие связи между стратегическим
и тактическим планами, отсутствие необходимой
информации и др. Тем не менее среди руководителей
российский предприятий идея использования
стратегического планирования находит
все больший отклик.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленная
курсовая работа, посвящена актуальной
теме связанной с изучением
1.)
Изучены первоисточники по
2.) Дано определение, что такое план, планирование, стратегия, стратегическое планирования
3.)
Изучены задачи
4.) Ее особенности
5.) Классификация стратегических планов
6.) Сделаны определенные выводы в каждом пункте работы.
Стратегическое
планирование представляет собой набор
действий и решений, предпринятых руководством,
которые ведут к разработке специфических
стратегий. Эти стратегии предназначены
помочь организациям достичь своих целей.
Процесс стратегического планирования
является инструментом, помогающим обеспечивать
основу для управления предприятием.
Его задача состоит в том, чтобы в достаточной
мере обеспечить нововведения и изменения
в организации предприятия.
Прил.
1
Рис. 1. Понятие
«стратегических горизонтов планирования»
Поле
сильных возможностей
|
Поле сильных
угроз
|
Поле
слабых возможностей
|
Поле слабых
угроз
|
Рис. 4. SWOT-анализ
фирмы за прошлый год
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ