Стратегическое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

Термин "план" образован от аналогичного слова латинского языка "planum" и дословно означает "плоскость". Для эффективных действий менеджеру необходимо иметь опору (базу), которая определяет совокуп-ность всех заданий для всех участников экономических и социально-психологических процессов, выполнение которых приводит организацию к цели. План действий становится организационной базой для направ-ленных действий людей. План появляется только тогда, когда менеджер точно знает, что он должен и обязан делать, к чему менеджер должен стремиться в своей работе, к чему он призывает членов коллектива орга-низации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
1. Прогнозирование и планирование………………………………..4-11
План и планирование……………………………………………4
Миссия организации……………………………………………..4
Цели организации………………………………………………..4-6
Прогнозирование…………………………………………………6
Задачи прогнозирования………………………………………..6-7
Прогнозы в социально-экономической сфере………………7-8
Стадии стратегического планирования………………………8
Три класса методов прогнозирования………………………..8-11
2. Стратегическое планирование как наука………………………11-13
3. Стратегическое планирование фирмы…………………………13-38
Сущность стратегического планирования………………….13-18
Классификация (типизация) стратегических планов…………….18-25
Особенности методологии стратегического планирования……………………………………………………25-32
Практика использования стратегических планов………….32-38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………39
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….40-45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..46

Работа содержит 1 файл

Стратегическое планирование.doc

— 330.50 Кб (Скачать)

     3. Совместный подход. Самой сильной  стороной этого способа является  то, что разработчики стратегии  должны также выполнять ее. Когда  подчиненные вносят свою лепту  в разработку генеральной стратегии,  они также являются ответственными за ее работу. В совместном подходе к выработке стратегии имеется свой риск. Иногда возникающая стратегия является компромиссом и ей не хватает смелой творческой инициативы. В других случаях стратегия представляет собой консенсус с вариантом, разработанным влиятельными подчиненными, у которых есть свой общий интерес в продвижении их собственных проектов. Совместный подход особенно благоприятен для формирования политической стратегии.

     4. Инициативный подход характеризуется  тем, что управляющий лично заинтересован в выработке деталей стратегии и не возглавляет группу разработчиков. Он побуждает исполнителей выработать, защитить и претворить в жизнь разумную стратегию. В этом случае стратегия движется снизу вверх. Ценность лидерства состоит в том, что оно побуждает людей на нижних организационных уровнях предлагать стратегические инициативы. Но инициативные действия, исходящие из различных частей организации, вряд ли могут сформулировать логическую модель или поддержать ясное стратегическое направление.

     Анализ  мировой практики стратегического  планирования позволяет выделить ряд особенностей ее разработки. К ним можно отнести то, что стратегические планы:

     1)  обычно содержат только одну  стратегию предстоящих действий. Программы, предусматривающие возможные варианты решений на случай изменения первоначальной стратегии, в план обычно не включаются;

     2) оценивают все сильные и слабые  стороны фирмы при анализе  благоприятных возможностей или  опасных событий в окружающей среде;

     3) включают данные прогнозов и предположений, которые в деталях обычно не разрабатываются;

     4) не проводят оценку риска, но  при рассмотрении различных возможных вариантов действий риск учитывается;

     5) строятся на основе ожидаемых  целей, которые отражают важнейшие показатели финансовой деятельности фирмы;

     6) отражают данные о требуемых  инвестициях, ожидаемых доходах и расходах, выплачиваемых дивидендах  в долгосрочном периоде;

     7) дают оценку диверсификации, происходящей  в результате возможных слияний и поглощений фирм на рынке.

     Для обоснования единой стратегии развития фирмы используется так называемая модель — 7С, характеризующая механизм взаимодействия таких важнейших социально-экономических факторов, как структура, система, сотрудники, стиль, совместные ценности и совокупность способностей (рис. 10). Совокупность способностей См. Рис. 5.

     Установление  плана — это руководство к  действию, показывающее, каких результатов  и когда необходимо достичь и кто за это отвечает. Билл Хьюлетт, основатель компании Hewlett-Packard, определил это так: "Вы не можете управлять тем, что невозможно измерить... Все, что измеримо, может быть достигнуто".

     Процесс планирования встречает ряд сложностей при его освоении. Основная трудность  связана с тем, что процесс  принятия предварительных решений находится в зависимости от структуры полномочий в фирме. Новая стратегия, как правило, разрушает сложившийся тип взаимоотношений в фирме и может войти в противоречие с политикой руководства. Естественная реакция на это — борьба против любых нововведений, нарушающих традиционные взаимоотношения и структуру полномочий.

     Стратегические  планы в значительной степени  зависят от финансовых целей, намечаемых фирмой, которые должны: 1) обеспечить выполнение выбранной стратегии;

     2) позволить осуществить другие  необходимые проекты;

     3) понравиться инвесторам и финансовым  кругам. Финансовым и стратегическим планам принадлежит приоритет, так как они определяют достижение ключевых результатов деятельности. Однако возможны ситуации, когда приходится делать выбор между  действиями, связанными с повышением краткосрочных финансовых показателей и усилиями по упрочению положения  фирмы в долгосрочной перспективе. Руководители с хорошо развитым финансовым предвидением часто сосредотачивают свое внимание на краткосрочных финансовых показателях, пренебрегая мерами, рассчитанными на долгосрочную перспективу. Это особенно характерно для   тех случаев, когда фирма имеет низкие финансовые показатели. Делая выбор в пользу финансовых показателей, она рискует подорвать свою конкурентоспособность. Риск особенно велик, когда конкуренты нацелены на рост и поэтому уделяют  больше внимания достижению лидерства в долгосрочной перспективе, чем текущим прибылям.

     Но  встречается и другая крайность, когда фирма в своих подходах к стратегическому планированию делает необоснованно сильный акцент на бюджетных вопросах, которые тоже нужны, но в разумных пределах. Такой подход нивелирует целеустановки общественной роли бизнеса - - вопросы маркетинга и коммерции, и он также не может быть признан рациональным.

     Еще одна существенная проблема заключается  в том, что внедрение стратегического  планирования приводит к конфликту  между прежними видами деятельности, обеспечивающими получение прибыли, и новыми. В фирме на первых стадиях внедрения стратегического планирования может не быть ни соответствующих мотиваций персонала, ни склонности исполнителей мыслить стратегически.

     Процесс стратегического планирования требует  как формальных, так и неформальных процедур реализации. Чтобы разобраться  и правильно оценить взаимосвязи подразделений фирмы, видов ее деятельности и систему планов, процесс планирования нужно организовать и формализовать. Как известно, руководители среднего звена весьма неохотно отвлекаются на решение стратегических задач. Все свое рабочее время они затрачивают на оперативные вопросы, от которых зависят ближайшие результаты их деятельности. Однако формализация планирования и включение в функциональные обязанности руководителей подготовки информации стратегического характера гарантирует успех деятельности. Но с другой стороны немаловажной трудностью в использовании стратегического планирования является излишняя формализация постановки целей. При такой ситуации их реализация, осуществляемая бюрократическими методами, также не дает должного эффекта.

     Существенной  проблемой внедрения стратегического  планирования является то, что фирма  не располагает необходимой для эффективного его использования информацией ни о себе, ни о внешнем окружении. К тому же у нее, как правило, отсутствуют компетентные специалисты, способные заниматься выработкой и реализацией стратегии в сложившихся условиях. Нередки случаи, когда у фирмы отсутствует необходимая связь между стратегическим и тактическим планированием. А если долговременные цели стратегии не охвачены текущими планами, то невозможно добиться их осуществления. Бывает, что цели тактического планирования основываются на статистических данных прошлых периодов, достигнутых фирмой. И здесь также отсутствует необходимая связь с целями стратегического планирования.

     Таким образом, практика применения стратегического  планирования российскими предприятиями  связана с переходом к рыночной экономике, с потребностью самостоятельного принятия ими судьбоносных решений. В условиях возрастания цены принятия управленческого решения, когда требуется опора для тактических действий на главные цели деятельности, неминуемо возникает необходимость использования возможностей системного подхода, отражаемого в стратегическом плане. Опыт разработки стратегического плана имеют уже около 68% российских предприятий. Некоторые из них предпочитают разрабатывать стратегию самостоятельно, другие для этого приглашают консультантов. Проблемами разработки стратегических планов являются такие, как поиск оптимума для соотношения маркетинговых и финансовых планов, успехов в настоящем и будущем, излишняя формализация целей развития, отсутствие связи между стратегическим и тактическим планами, отсутствие необходимой информации и др. Тем не менее среди руководителей российский предприятий идея использования стратегического планирования находит все больший отклик. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Представленная  курсовая  работа, посвящена актуальной теме связанной с изучением Стратегического  планирования. Итогом проделанной работы нами были получены следующие результаты:

       1.) Изучены первоисточники по теме.

       2.) Дано определение, что такое  план, планирование, стратегия, стратегическое  планирования

       3.) Изучены задачи стратегического  планирования 

       4.) Ее особенности

            5.) Классификация стратегических планов   

       6.) Сделаны    определенные выводы в каждом пункте работы.

       Стратегическое  планирование представляет собой набор  действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических  стратегий. Эти стратегии предназначены помочь организациям достичь своих целей. Процесс  стратегического планирования является инструментом, помогающим обеспечивать основу для управления предприятием. 
Его задача состоит в том, чтобы в достаточной мере обеспечить нововведения и изменения в организации предприятия.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Прил. 1 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1. Понятие  «стратегических горизонтов планирования» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                                            

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Поле  сильных возможностей
  1. Продукция традиционна и любима в регионе
  2. Имеется большой опыт ее производства
  3. Создана хорошая инфраструктура
  4. Есть квалифицированные кадры
Поле сильных  угроз
  1. Недостаточный опыт рекламы
  2. Нехватка оборотного капитала
  3. Ненадежные поставщики сырья
  4. Широкий ассортимент выпускаемой продукции
Поле  слабых возможностей
  1. Постоянная работа по модернизации оборудования
  2. Увеличение объемов сбыта
  3. Выход на новые  рынки сбыта
  4. Ожидающийся подъем экономики
Поле слабых угроз
  1. Экономическая нестабильность
  2. Слабая экономическая база
  3. Большое число конкурентов
  4. Проблемы в налогообложении
 
 

Рис. 4. SWOT-анализ фирмы за прошлый год 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Владимирова Л.П., Прогнозирование и планирование в условиях рынка, М., Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006, с. 345-376
  2. Уткин Э.А., Стратегическое планирование. М.,  ЭКМОС, 2000, с. 1-41,33-45
  3. Дафт Р.Л., Менеджмент,СПб., Питер, 2002, с.210-269
  4. Забелин П.В., Нестерова П. В., М., ПРИОР, 1999, с. 3-8, 32-58
  5. Ефремов В.С., Стратегия бизнеса, М., Финпресс, 1998, с. 15-23
  6. Морозова Т.Г., Пикулькина А.В., Прогнозирование и планирование в условиях рынка, М., ЮНИТИ-ДАНА, 2000, с. 88-105

Информация о работе Стратегическое планирование