Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:41, курсовая работа
Двойственная функция управления подготовки и принятия решений занимает центральное место в системе всех его функций. Аргументами в пользу такого утверждения являются: во-первых, тот факт, что с нее начинается процесс управления и появляется управленческое решение по поводу реализации которого в последующем и становится возможной сама управленческая деятельность; во-вторых, от качества работы по подготовке управленческих решений, т.е. планирования, зависит и качество самих этих решений, а следовательно, предопределяется успех или неуспех всей управленческой деятельности; в-третьих, управленческое решение, являясь конечным результатом процесса планирования, связывает прошлое с будущим через настоящее и обеспечивает непрерывное протекание всех управляемых, регулируемых процессов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
Прогнозирование и планирование………………………………..4-11
План и планирование……………………………………………4
Миссия организации……………………………………………..4
Цели организации………………………………………………..4-6
Прогнозирование…………………………………………………6
Задачи прогнозирования………………………………………..6-7
Прогнозы в социально-экономической сфере………………7-8
Стадии стратегического планирования………………………8
Три класса методов прогнозирования………………………..8-11
Стратегическое планирование как наука………………………11-13
Стратегическое планирование фирмы…………………………13-38
Сущность стратегического планирования………………….13-18
Классификация (типизация) стратегических планов…………….18-25
Особенности методологии стратегического планирования……………………………………………………25-32
Практика использования стратегических планов………….32-38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..46
3.
Совместный подход. Самой сильной
стороной этого способа
4.
Инициативный подход
Анализ мировой практики стратегического планирования позволяет выделить ряд особенностей ее разработки. К ним можно отнести то, что стратегические планы:
1) обычно содержат только одну стратегию предстоящих действий. Программы, предусматривающие возможные варианты решений на случай изменения первоначальной стратегии, в план обычно не включаются;
2)
оценивают все сильные и
3) включают данные прогнозов и предположений, которые в деталях обычно не разрабатываются;
4) не проводят оценку риска, но при рассмотрении различных возможных вариантов действий риск учитывается;
5) строятся на основе ожидаемых целей, которые отражают важнейшие показатели финансовой деятельности фирмы;
6) отражают данные о требуемых инвестициях, ожидаемых доходах и расходах, выплачиваемых дивидендах в долгосрочном периоде;
7) дают оценку диверсификации, происходящей в результате возможных слияний и поглощений фирм на рынке.
Для обоснования единой стратегии развития фирмы используется так называемая модель — 7С, характеризующая механизм взаимодействия таких важнейших социально-экономических факторов, как структура, система, сотрудники, стиль, совместные ценности и совокупность способностей (рис. 10). Совокупность способностей См. Рис. 5.13
Установление плана — это руководство к действию, показывающее, каких результатов и когда необходимо достичь и кто за это отвечает. Билл Хьюлетт, основатель компании Hewlett-Packard, определил это так: "Вы не можете управлять тем, что невозможно измерить... Все, что измеримо, может быть достигнуто".
Процесс планирования встречает ряд сложностей при его освоении. Основная трудность связана с тем, что процесс принятия предварительных решений находится в зависимости от структуры полномочий в фирме. Новая стратегия, как правило, разрушает сложившийся тип взаимоотношений в фирме и может войти в противоречие с политикой руководства. Естественная реакция на это — борьба против любых нововведений, нарушающих традиционные взаимоотношения и структуру полномочий.
Стратегические планы в значительной степени зависят от финансовых целей, намечаемых фирмой, которые должны: 1) обеспечить выполнение выбранной стратегии;
2) позволить осуществить другие необходимые проекты;
3) понравиться инвесторам и финансовым кругам. Финансовым и стратегическим планам принадлежит приоритет, так как они определяют достижение ключевых результатов деятельности. Однако возможны ситуации, когда приходится делать выбор между действиями, связанными с повышением краткосрочных финансовых показателей и усилиями по упрочению положения фирмы в долгосрочной перспективе. Руководители с хорошо развитым финансовым предвидением часто сосредотачивают свое внимание на краткосрочных финансовых показателях, пренебрегая мерами, рассчитанными на долгосрочную перспективу. Это особенно характерно для тех случаев, когда фирма имеет низкие финансовые показатели. Делая выбор в пользу финансовых показателей, она рискует подорвать свою конкурентоспособность. Риск особенно велик, когда конкуренты нацелены на рост и поэтому уделяют больше внимания достижению лидерства в долгосрочной перспективе, чем текущим прибылям.
Но встречается и другая крайность, когда фирма в своих подходах к стратегическому планированию делает необоснованно сильный акцент на бюджетных вопросах, которые тоже нужны, но в разумных пределах. Такой подход нивелирует целеустановки общественной роли бизнеса - - вопросы маркетинга и коммерции, и он также не может быть признан рациональным.
Еще одна существенная проблема заключается в том, что внедрение стратегического планирования приводит к конфликту между прежними видами деятельности, обеспечивающими получение прибыли, и новыми. В фирме на первых стадиях внедрения стратегического планирования может не быть ни соответствующих мотиваций персонала, ни склонности исполнителей мыслить стратегически.
Процесс
стратегического планирования требует
как формальных, так и неформальных
процедур реализации. Чтобы разобраться
и правильно оценить
Существенной проблемой внедрения стратегического планирования является то, что фирма не располагает необходимой для эффективного его использования информацией ни о себе, ни о внешнем окружении. К тому же у нее, как правило, отсутствуют компетентные специалисты, способные заниматься выработкой и реализацией стратегии в сложившихся условиях. Нередки случаи, когда у фирмы отсутствует необходимая связь между стратегическим и тактическим планированием. А если долговременные цели стратегии не охвачены текущими планами, то невозможно добиться их осуществления. Бывает, что цели тактического планирования основываются на статистических данных прошлых периодов, достигнутых фирмой. И здесь также отсутствует необходимая связь с целями стратегического планирования.
Таким
образом, практика применения стратегического
планирования российскими предприятиями
связана с переходом к рыночной экономике,
с потребностью самостоятельного принятия
ими судьбоносных решений. В условиях
возрастания цены принятия управленческого
решения, когда требуется опора для тактических
действий на главные цели деятельности,
неминуемо возникает необходимость использования
возможностей системного подхода, отражаемого
в стратегическом плане. Опыт разработки
стратегического плана имеют уже около
68% российских предприятий.14 Некоторые
из них предпочитают разрабатывать стратегию
самостоятельно, другие для этого приглашают
консультантов. Проблемами разработки
стратегических планов являются такие,
как поиск оптимума для соотношения маркетинговых
и финансовых планов, успехов в настоящем
и будущем, излишняя формализация целей
развития, отсутствие связи между стратегическим
и тактическим планами, отсутствие необходимой
информации и др. Тем не менее среди руководителей
российский предприятий идея использования
стратегического планирования находит
все больший отклик.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленная
курсовая работа, посвящена актуальной
теме связанной с изучением
1.)
Изучены первоисточники по
2.) Дано определение, что такое план, планирование, стратегия, стратегическое планирования
3.)
Изучены задачи
4.) Ее особенности
5.) Классификация стратегических планов
6.)
Исполнено практическое
7.) Сделаны определенные выводы в каждом пункте работы.
Стратегическое
планирование представляет собой набор
действий и решений, предпринятых руководством,
которые ведут к разработке специфических
стратегий. Эти стратегии предназначены
помочь организациям достичь своих целей.
Процесс стратегического планирования
является инструментом, помогающим обеспечивать
основу для управления предприятием.
Его задача состоит в том, чтобы в достаточной
мере обеспечить нововведения и изменения
в организации предприятия.
Прил.
1
Рис. 1. Понятие
«стратегических горизонтов планирования»
Поле
сильных возможностей
|
Поле сильных
угроз
|
Поле
слабых возможностей
|
Поле слабых
угроз
|