Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 09:28, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение и изучение современного состояния нефтегазовой промышленности.
В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть современное состояние нефти и газовой промышленности;
- изучить нефтяную отрасль России;
- охарактеризовать газовую отрасль России;
- проанализировать проблемы и перспективы развития нефтегазового комплекса России.
Введение
Глава 1. Современное состояние нефти и газовой промышленности
1.1. Современное состояние мировой добычи нефти и газа
1.2. Общая характеристика российского рынка нефти и нефтепродуктов
Глава 2. Проблемы и перспективы российской нефтегазовой отрасли
2.1. Российские нефть и газ на мировом рынке
2.2. Структура газовой отрасли России
2.3. Структура нефтяной отрасли России
Глава 3. Практические аспекты рассмотрения современного состояния нефти и газовой промышленности
Заключение
Список литературы
Износ основных фондов в нефтепереработке составляет 60%. Доля полностью изношенных основных фондов, на которые не начисляется амортизация составила в нефтедобыче и нефтепереработке соответственно 22% и 39%. т.е. ситуация в нефтепереработке хуже, чем в нефтедобыче, в том числе с точки зрения экологической безопасности.
Сегодня глубина нефтепереработки находится в интервале 62-64%, средний уровень изношенности оборудования составил более 80%, а срок службы превысил все возможные пределы (в основном, более 25 лет). Основной причиной этого является то, что финансирование нефтепереработки всегда осуществлялось по остаточному принципу, и все ресурсы направлялись в нефтедобычу.
Что касается нефтедобычи, можно констатировать, что разработка нефтяных месторождений находится в сложном положении. Накоплен значительный фонд простаивающих скважин, нарушен баланс отбора жидкости и закачки воды, имеются большие потери попутного газа.
Нефтяные
предприятия не располагают современными
техническими средствами для разработки
трудноизвлекаемых запасов и эксплуатации
месторождений, находящихся в поздней
стадии. Основные фонды нефтепромыслов
имеют большую изношенность и требуют
своего обновления, прежде всего технологического
оборудования и нефтепромысловых коммуникаций.
Рост добычи нефти происходит путем увеличения
отдачи от действующих скважин на основе
использования традиционных технологий.
Таблица 9
Экспортные цены на нефть (долл. За 1 тонну и долл. за 1 баррель)
Фактические цены | |||||||
средняя | 2005 г. | 2006 г. | |||||
За 2005 г. | За 2006 г. | 1 кв. | 2 кв. | 3кв. | 4 кв. | 1 кв. | |
Экспортная цена на нефть | 134/18.0 | 80/10.8 | 74/10.0 | 113/15.3 | 152/20.5 | 177/23.9 | 195/26.3 |
Особенно критическое положение сложилось в I кв. 2006 г., когда цены опускались в отдельные дни ниже 70 долл./т. Перелом в конъюнктуре рынка наметился в начале II кв. Министры нефти Алжира, Ирана, Мексики, Саудовской Аравии и Венесуэлы 11--12 марта встретились в Амстердаме, где по согласованию с другими членами ОПЕК и заинтересованными странами, не входящими в нее, приняли решение с 1 апреля 2006 г. снизить объем добычи более чем на 100 млн. т. в годовом исчислении.
На состоявшейся 23 марта 2006 г. конференции министров нефти стран ОПЕК было подтверждено сокращение добычи этой Организацией на 85,5 млн. т. Страны-экспортеры, не входящие в ОПЕК, также согласились с сокращением (млн. т.): Россия - на 5, Мексика - 6,25, Норвегия - 5 и Оман -- на 3,15. Реализация этого решения натолкнулась на трудности. Индонезия и Нигерия продолжали превышать уровень добычи по сравнению с принятой ими квотой вплоть до июня. Тем не менее цены стали повышаться. В апреле средняя мировая цена экспортной нефти достигла 110, в июне - 114 дол./т. К середине сентября на рынке разовых сделок цена на нефть проскочила "оптимальный вариант" - 158 долл./т. (или 21 долл./барр.), которого в течение многих лет добивались страны ОПЕК.
Очередная конференция министров нефти стран ОПЕК в сентябре объявила, что ограничение на добычу сохранится до 1 апреля 2006 г. На крупнейших нефтяных биржах мира это вызвало небывалый ажиотаж. Торговцы, предвидя дальнейший рост цен, спешили запастись нефтью по максимуму. 23 сентября впервые за последние 10 лет цена на нефть в Европе с легкостью преодолела важнейшую психологическую планку -173 долл./т (23 долл./барр.). С наступлением зимних холодов в конце ноября и в декабре 2006 г. она устойчиво держалась на уровне 170-185 долл./т.
Это объясняется прежде всего тем, что все страны ОПЕК проявили небывало высокую дисциплину по ограничению добычи. Одновременно в результате оживления экономического развития в странах АТР и возобновления роста экономики в ряде европейских стран спрос на нефть вырос по сравнению с 2005 г. на 1,5%. В целом в странах ОЭСР ее потребление увеличилось на 1,3%, а в США - на 1,8%. В 2006 г. потребление нефти в этой стране достигло рекордного за последние 30 лет уровня - 1009 млн. т., в том числе за счет импорта - 532 млн. т. (самообеспеченность -47,3%).
В течение 2006 г. странам ОПЕК удалось придержать поступление излишних объемов нефти на рынок и одновременно заставить импортирующие страны откачать из своих коммерческих запасов максимально возможный объем нефти. За год эти запасы снизились на 70 млн. т., из них в IV кв. на 35 млн. т.
Начало 2006 г. ознаменовалось острейшим конфликтом между нефтеимпортирующими странами прежде всего США, и ОПЕК, вокруг путей ликвидации дефицита нефти и предотвращения дальнейшего галопирующего роста цен.
Особое беспокойство в США вызвала приостановка Ираком добычи нефти в течение трех недель в ноябре и декабре во время спора с ООН о возобновлении работ по программе поставок нефти в обмен на продовольствие и медикаменты. Под нажимом США в декабре ООН сняла ценовые ограничения на экспорт иракской нефти. Американские эксперты считают, что после соответствующих ремонтных работ на промыслах это позволит Ираку довести к концу 2006 г. объем добычи до 175 млн. т. в годовом исчислении (что, впрочем, из-за запущенности промыслового хозяйства вряд ли возможно).
С учетом наращивания добычи в Ираке, по мнению американских экспертов, дефицит нефти на мировых рынках может составить 120 млн. т. в годовом исчислении (2,4 млн. барр./сутки). Такое количество может поступить на рынок только за счет наращивания добычи в странах ОПЕК. Поэтому правительство США оказывало открытый нажим на ОПЕК, чтобы квота добычи была повышена на 120 млн. т.
В 2006 г. сложились благоприятные условия для развития экономики практически во всех регионах. В странах ОЭСР рост ВВП ожидается на уровне 2,1%, по развивающимся странам в целом -- до 4,9%, в странах с переходной экономикой -- до 2,5%. Соответственно вырастет и потребление нефти (см. таблицу 2). По сравнению с 2006 г. оно увеличится примерно на 90 млн. т. (на 2,4%). Наибольший прирост -- до 48 млн. т. -- ожидается в странах, не входящих в ОЭСР (на 3,5%), из них до 27 млн. т. - в АТР (4,7%). В Латинской Америке соответствующий показатель составит 2,9%, в СНГ - примерно 1,5%.
Нефтеимпортирующие страны будут прилагать все усилия, чтобы в этом году начать восполнение коммерческих запасов. В целом по странам ОЭСР обеспеченность коммерческими запасами на начало 2006 г. составила 83 дня - достаточно хороший показатель. Однако в США он упал до 52 дней, что вызывает беспокойство в стране: могут ли нефтеперерабатывающие заводы в течение 2006 г. обеспечить непрерывную поставку нефтепродуктов? Отсюда понятно то давление, которое США оказывают на ОПЕК.
На
состоявшейся в Вене 27-28 марта 2006 г. конференции
министров нефти стран ОПЕК девять представителей
этой Организации проголосовали за увеличение
добычи нефти с 1 апреля на 1,452 млн. барр.
в сутки (72,6 млн. т. в годовом исчислении),
а с учетом выделенной квоты Ирану - на
1,7 млн. барр. в сутки.
Таблица 10
Мировое потребление и производство нефти и объемы межрегиональной торговли (млн. т.)
Объемы потребления и добычи | Объемы межрегиональных нетто экспорта (-) и импорта (+) | |||||
2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | |
Потребление нефти | 3705 | 3760 | 3850 | |||
В том числе | ||||||
Страны ОЭСР | 2345 | 2375 | 2417 | +1250 | +1313 | +1327 |
Северная Америка | 1160 | 1184 | 1206 | +435 | +490 | +507 |
Европа | 765 | 760 | 770 | +430 | +424 | +419 |
АТР | 420 | 431 | 441 | +385 | +399 | +401 |
Страны не входящие в ОЭСР | 1360 | 1385 | 1433 | -1246 | -1195 | -1222 |
СНГ | 215 | 197 | 200 | -150 | -175 | -177 |
В том числе Россия | 123 | 124 | 127 | -180 | -181 | -181 |
Европейские | 40 | 41 | 43 | +30 | +29 | +28 |
КНР | 210 | 217 | 227 | +50 | +57 | +68 |
Остальные страны Азии | 340 | 353 | 370 | +235 | +239 | +257 |
Латинская Америка | 230 | 243 | 250 | +45 | +50 | +54 |
Прочие | 325 | 334 | 343 | -1456 | -1392 | -1455 |
Добыча нефти | 3701 | 3639 | 3745 | |||
В том числе | ||||||
Страны ОЭСР | 1095 | 1062 | 1090 | |||
Северная Америка | 725 | 694 | 699 | |||
Европа | 335 | 336 | 351 | |||
АТР | 35 | 32 | 40 | |||
Страны не входящие в ОЭСР | 2606 | 2577 | 2655 | |||
СНГ | 365 | 372 | 377 | |||
В том числе Россия | 303 | 305 | 308 | |||
Европейские | 10 | 12 | 12 | |||
КНР | 160 | 160 | 159 | |||
Остальные страны Азии | 105 | 114 | 113 | |||
Латинская Америка | 185 | 193 | 196 | |||
Члены ОПЕК | ||||||
сырая нефть | 1395 | 1330 | 1395 | |||
сжиж. нефт. газы | 76 | 76 | 78 | |||
Прочие | 310 | 320 | 325 | |||
Изменение коммерческих запасов | 60 | -68 | -52 |
Иранский министр выступил с критикой этого решения и не принял участия в голосовании. Он заявил, что поскольку на нефтяном рынке нет дефицита, любое увеличение добычи должно осуществляться осторожно, шаг за шагом по мере необходимости. Тем не менее, чтобы не потерять свою долю на рынке, Иран обязался увеличить объем добычи на 0,261 млн. барр./сутки в соответствии с новой квотой.
В США и странах Западной Европы решение ОПЕК было расценено как правильное по направлению, но недостаточное по объему. По их мнению, данное решение ОПЕК должно привести к стабилизации цен на нефть в ближайшие несколько месяцев.
Однако, помимо членов ОПЕК, год назад сократили добычу нефти на 20 млн. т. Норвегия, Мексика и Оман - страны, не входящие в эту организацию. Теперь министры нефти Норвегии и Мексики говорят о предстоящем наращивании добычи. Кроме того, Ирак предпринимает настойчивые усилия по увеличению экспорта нефти. И это вполне возможно, так как недавно США поддержали резолюцию ООН, разрешающую Ираку закупить нефтяное оборудование на сумму 1.2 млрд. долл., что вдвое превышает прежний лимит.
С учетом всех этих факторов можно опасаться, что летом в связи с сезонным сокращением потребления нефти цены могут упасть ниже 20 долл./барр. (150 долл./т.). Однако есть решение ОПЕК, что размеры квот будут пересмотрены, если цена выйдет за пределы 22-28 долл./барр. Если ОПЕК сможет корректировать объем добычи, есть основания рассчитывать, что в осенне-зимний период в связи с наступлением холодов и необходимостью пополнения коммерческих запасов цены возрастут.
В межрегиональной торговле нефтью в минувшем году произошли некоторые изменения. Импорт нефти в страны ОЭСР вырос на 65 млн. т., из которых львиная доля - 55 млн. т. - приходилась на Северную Америку. Импорт в европейские страны ОЭСР немного снизился при некотором увеличении его в АТР. Вне рамок ОЭСР самым заметным образом увеличились закупки нефти Китаем. Сложившаяся тенденция сохраняется в нынешнем году.
Экспорт нефти из стран, не входящих в ОЭСР, уменьшился в 2006 г. на 54 млн. т., в основном за счет снижения его из стран ОПЕК. Вывоз нефти из России особых изменений не претерпел.
На сегодняшний день стало ясно, что нефтяная отрасль способна стать «локомотивом» дальнейшего развития страны. Однако нефтяные компании нуждаются в поддержке государства в продвижении на внешние рынки, тем более, что большая часть транспортной сети принадлежит государству. Кроме того, российским компаниям стратегические капиталовложения для поддержания и увеличения уровня добычи. Внутри страны возможности для таких инвестиций ограничены, поэтому требуется активизация диалога по данному вопросу с иностранными партнёрами, которая невозможна без участия государства. В данных аспектах Россия ещё недостаточно активна, но в последнее время ситуация начинает меняться: многие эксперты считают, что поворотным моментом может стать опыт инвестирования 6,75 млрд. долларов компанией British Petroleum в ТНК. Всё же нельзя не заметить, что политика правительства в данном направлении несколько хаотична.
Необходимо отметить, что уже сегодня нефтяная отрасль России способна стать важным элементом обеспечения национальной безопасности страны как на внутренней, так и на международной арене. России необходимо использовать свои уникальные сырьевые возможности и, прежде всего, нефть для решения внешнеполитических задач. Первые шаги в этом направлении уже совершаются. Нашим партнёрам по СНГ приходится учитывать фактор нефтяной зависимости от России и уникальные транзитные возможности, позволяющие ей во многом контролировать доступ нефти из Средней Азии и Казахстана к потребителям. Европейский нефтяной рынок на треть зависит от России, поэтому европейским государствам также приходится учитывать топливный фактор в политике России. Однако ЕС является основным источником инвестиций для российской экономики, поэтому наблюдается своеобразная взаимозависимость, которая уменьшает значение нефтяного фактора в политике России в это регионе. Россия только ещё выходит на рынки США и Азии, поэтому говорить об использовании нефтяного фактора во внешней политике страны в этих районах мира пока преждевременно. В общем, можно сказать, что потенциал нефтяного фактора во внешней политике России используется далеко не на сто процентов. Говоря о тенденциях на будущее, необходимо отметить, что в последнее время наблюдается рост экспорта нефти и, одновременно увеличение роли нефтяного фактора во внешней политике страны.
Эффективное решение вопросов привлечения иностранного капитала в развитие нефтяного комплекса России требует государственного подхода [6, 19] и одновременного решения вопросов по предотвращению утечки капиталов за границу при экспорте нефти и восстановлению взаимовыгодного сотрудничества между предприятиями нефтяного комплекса стран СНГ. Основным источником стабилизации экспорта, как это и провозглашено в экономической стратегии России, должны стать сэкономленные энергоресурсы.
Необходим поворот стратегии от наращивания добычи углеводородного сырья к повышению эффективности использования энергоресурсов. Важно учитывать проблему конечности и невосполнимости ресурсов, в ряде старых добывающих районов страны с развитой инфраструктурой они близки к исчерпанию.
Информация о работе Стратегический менеджмент нефтегазовой промышленности