Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 01:54, лекция
К началу 60-х годов большинство средних фирм и все без исключения крупные превратились в комплексы, объединяющие выпуск разнородной продукции и выходящие с ней на многочисленные товарные рынки. И если в первой половине века большинство этих рынков росли быстро и сохраняли свою привлекательность, то к началу 60-х годов перспективы их эволюции оказались самыми разными — от бума до упадка. Это расхождение возникло из-за различий в степени насыщения спроса, местных экономических, политических и социальных условиях, конкуренции, темпах обновления технологий. Становилось все очевиднее, что продвижение в новые отрасли никоим образом не поможет фирме решить все свои стратегические проблемы или использовать все возможности, так как новые задачи возникали именно в сфере ее традиционной деятельности. Поэтому при анализе стратегий в центре внимания все чаще оказывались перспективы того набора отраслей, которыми фирма уже занималась. Следовательно, первым шагом анализа стало уже не «определение отрасли, в которой работает фирма», а выработка представлений о совокупности тех многочисленных видов деятельности, которыми она занимается.
ВВЕДЕНИЕ
На ранних этапах выработка стратегии начиналась с определения «в какой отрасли работает фирма».
К началу 60-х годов большинство средних фирм и все без исключения крупные превратились в комплексы, объединяющие выпуск разнородной продукции и выходящие с ней на многочисленные товарные рынки. И если в первой половине века большинство этих рынков росли быстро и сохраняли свою привлекательность, то к началу 60-х годов перспективы их эволюции оказались самыми разными — от бума до упадка. Это расхождение возникло из-за различий в степени насыщения спроса, местных экономических, политических и социальных условиях, конкуренции, темпах обновления технологий. Становилось все очевиднее, что продвижение в новые отрасли никоим образом не поможет фирме решить все свои стратегические проблемы или использовать все возможности, так как новые задачи возникали именно в сфере ее традиционной деятельности. Поэтому при анализе стратегий в центре внимания все чаще оказывались перспективы того набора отраслей, которыми фирма уже занималась. Следовательно, первым шагом анализа стало уже не «определение отрасли, в которой работает фирма», а выработка представлений о совокупности тех многочисленных видов деятельности, которыми она занимается.
Это
потребовало от управляющих радикально
изменить угол зрения. К середине века
пришлось научиться видеть перспективы
фирмы как бы «изнутри», воспринимая
ее будущее глазами различных
организационных подразделений
и с точки зрения традиционных
групп товаров, выпускаемых фирмой.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЗОНА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ И СТРАТЕГИЧЕКИЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЦЕНТР
Стратегическая зона хозяйствования - отдельный сегмент окружения, на который фирма имеет (или хочет получить) выход. Первый шаг анализа стратегии состоит в определении соответствующих зон, их исследовании вне связей со структурой фирмы или ее текущей продукцией. Результатом подобного анализа является оценка перспективы, которая открывается в этой области любому. Достаточно опытному конкуренту с точки зрения роста, нормы прибыли, стабильности и технологии на следующей ступени эта информация необходима для того, чтобы решить, как именно фирма собирается конкурировать с другими фирмами в соответствующей области.
Выделение этой зоны начинается с определения нужд и интересов потенциальных потребителей, покупательной способности, фазы жизненного цикла товара (услуги), перспектив роста спроса на них, прибыльности, возможности снижения издержек, обеспечения требуемого уровня конкурентоспособности и конкурентных преимуществ, ожидаемой нестабильности среды, остроты конкуренции.
Существует
мнение, что выбор СЗХ связан с
миссией компании. Так, если миссия
предприятия предусматривает
Для выделения СЗХ применяют следующие параметры:
1. Перспективы роста в данной СЗХ. Они должны выражаться потенциальными темпами роста объемов производства продукции с одновременной увязкой этих темпов с фазами жизненного цикла спроса на продукцию.
2.
Перспективы рентабельности
3.
Ожидаемый уровень
4.
Главные факторы успешной
Управление
деятельностью фирмы в СХЗ
возлагается на стратегические хозяйственные
центры (СХЦ), система которых накладывается
на существующую организационную структуру
фирмы. Число таких центров не
постоянно и зависит от реализуемых
стратегий и конкретного круга
решаемых ими задач. СХЦ должен формировать
самостоятельную стратегию, обслуживать
внешний рынок, иметь четко определенный
круг конкурентов, возможности распоряжаться
своей судьбой, получать прибыль, стать
центральным звеном планирования и
реализации долгосрочных стратегий. СХЦ
осуществляет планирование и реализацию
крупных дорогостоящих производственно-сбытовых
программ. Но их функционирование основывается
на более прочных связях и полномочиях,
чем у обычных проектных и программно-целевых
структур, поэтому подобная система более
гибка и адаптивна к требованиям среды. Такой
подход впервые был внедрен и в дальнейшем
усовершенствован компанией «Дженерал
Электрик».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В развитии национальной экономики и повышении ее эффективности, интеграции в мировое хозяйство, интернационализации хозяйственной жизни, потребности более эффективного использования географических и иных преимуществ определенных территорий привели к созданию во многих странах особых экономических зон. Создание СЭЗ направлено на либерализацию и активизацию внешнеэкономической деятельности. Их экономика имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режимы благоприятны для внутренних и внешних инвестиций.
СХЗ и СХЦ – инструмент, определяющий:
Взаимосвязь
СХЗ и СХЦ – это эффект синергизма,
т.е. цели должны быть приоритетными, конкурентными
и быстродостижимыми.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Информация о работе Стратегическая зона хозяйствования и стратегический хозяйственный центр