Стратегическая зона хозяйствования и стратегический хозяйственный центр

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 01:54, лекция

Описание работы

К началу 60-х годов большинство средних фирм и все без исключения крупные превратились в комплексы, объединяющие выпуск разнородной продукции и выходящие с ней на многочисленные товарные рынки. И если в первой половине века большинство этих рынков росли быстро и сохраняли свою привлекательность, то к началу 60-х годов перспективы их эволюции оказались самыми разными — от бума до упадка. Это расхождение возникло из-за различий в степени насыщения спроса, местных экономических, политических и социальных условиях, конкуренции, темпах обновления технологий. Становилось все очевиднее, что продвижение в новые отрасли никоим образом не поможет фирме решить все свои стратегические проблемы или использовать все возможности, так как новые задачи возникали именно в сфере ее традиционной деятельности. Поэтому при анализе стратегий в центре внимания все чаще оказывались перспективы того набора отраслей, которыми фирма уже занималась. Следовательно, первым шагом анализа стало уже не «определение отрасли, в которой работает фирма», а выработка представлений о совокупности тех многочисленных видов деятельности, которыми она занимается.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 19.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

       На  ранних этапах выработка стратегии начиналась с определения «в какой отрасли работает фирма».

       К началу 60-х годов большинство  средних фирм и все без исключения крупные превратились в комплексы, объединяющие выпуск разнородной продукции  и выходящие с ней на многочисленные товарные рынки. И если в первой половине века большинство этих рынков росли  быстро и сохраняли свою привлекательность, то к началу 60-х годов перспективы  их эволюции оказались самыми разными  — от бума до упадка. Это расхождение  возникло из-за различий в степени  насыщения спроса, местных экономических, политических и социальных условиях, конкуренции, темпах обновления технологий. Становилось все очевиднее, что продвижение в новые отрасли никоим образом не поможет фирме решить все свои стратегические проблемы или использовать все возможности, так как новые задачи возникали именно в сфере ее традиционной деятельности. Поэтому при анализе стратегий в центре внимания все чаще оказывались перспективы того набора отраслей, которыми фирма уже занималась. Следовательно, первым шагом анализа стало уже не «определение отрасли, в которой работает фирма», а выработка представлений о совокупности тех многочисленных видов деятельности, которыми она занимается.

       Это потребовало от управляющих радикально изменить угол зрения. К середине века пришлось научиться видеть перспективы  фирмы как бы «изнутри», воспринимая  ее будущее глазами различных  организационных подразделений  и с точки зрения традиционных групп товаров, выпускаемых фирмой. 
 
 
 

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ  ЗОНА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ И СТРАТЕГИЧЕКИЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЦЕНТР

       Стратегическая зона хозяйствования - отдельный сегмент окружения, на который фирма имеет (или хочет получить) выход. Первый шаг анализа стратегии состоит в определении соответствующих зон, их исследовании вне связей со структурой фирмы или ее текущей продукцией. Результатом подобного анализа является оценка перспективы, которая открывается в этой области любому. Достаточно опытному конкуренту с точки зрения роста, нормы прибыли, стабильности и технологии на следующей ступени эта информация необходима для того, чтобы решить, как именно фирма собирается конкурировать с другими фирмами в соответствующей области.

       Выделение этой зоны начинается с определения  нужд и интересов потенциальных  потребителей, покупательной способности, фазы жизненного цикла товара (услуги), перспектив роста спроса на них, прибыльности, возможности снижения издержек, обеспечения требуемого уровня конкурентоспособности и конкурентных преимуществ, ожидаемой нестабильности среды, остроты конкуренции.

       Существует  мнение, что выбор СЗХ связан с  миссией компании. Так, если миссия предприятия предусматривает обслуживание рынка средств производства, то СЗХ в данном случае — отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.

       Для выделения СЗХ применяют следующие параметры:

       1. Перспективы роста в данной СЗХ. Они должны выражаться потенциальными темпами роста объемов производства продукции с одновременной увязкой этих темпов с фазами жизненного цикла спроса на продукцию.

       2.  Перспективы рентабельности производства  продукции в данной СЗХ, зависящие  от возможностей реализации в  ней ожидаемой прибыли, а также  достижения требуемого уровня  издержек производства.

       3.  Ожидаемый уровень нестабильности  внешней среды, при котором  перспективы роста объемов продаж  и рентабельности производства  теряют определенность и могут  измениться.

       4.  Главные факторы успешной конкуренции  в будущем, отражающие остроту  конкуренции, техническую и экономическую  политику конкурентов, возможность  достижения требуемого уровня  конкурентоспособности продукции  и т. д.

       Управление  деятельностью фирмы в СХЗ  возлагается на стратегические хозяйственные  центры (СХЦ), система которых накладывается  на существующую организационную структуру  фирмы. Число таких центров не постоянно и зависит от реализуемых  стратегий и конкретного круга  решаемых ими задач. СХЦ должен формировать  самостоятельную стратегию, обслуживать  внешний рынок, иметь четко определенный круг конкурентов, возможности распоряжаться  своей судьбой, получать прибыль, стать  центральным звеном планирования и  реализации долгосрочных стратегий. СХЦ осуществляет планирование и реализацию крупных дорогостоящих производственно-сбытовых программ. Но их функционирование основывается на более прочных связях и полномочиях, чем у обычных проектных и программно-целевых структур, поэтому подобная система более гибка и адаптивна к требованиям среды. Такой подход впервые был внедрен и в дальнейшем усовершенствован компанией «Дженерал Электрик». 
 
 
 
 
 
 
 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       В развитии национальной экономики и  повышении ее эффективности, интеграции в мировое хозяйство, интернационализации  хозяйственной жизни, потребности  более эффективного использования  географических и иных преимуществ  определенных территорий привели к  созданию во многих странах особых экономических зон. Создание СЭЗ направлено на либерализацию и активизацию внешнеэкономической деятельности. Их экономика имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режимы благоприятны для внутренних и внешних инвестиций.

       СХЗ и СХЦ – инструмент, определяющий:

  • Каким будет продукт;
  • Что важно для стратегического позиционирования;
  • Когда должен быть применен.

       Взаимосвязь СХЗ и СХЦ – это эффект синергизма, т.е. цели должны быть приоритетными, конкурентными  и быстродостижимыми. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Игорь Ансофф. «Стратегическое управление». 2000
  2. Парахина В.Н. «Стратегический менеджмент» М. 2008

Информация о работе Стратегическая зона хозяйствования и стратегический хозяйственный центр