Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 20:02, реферат
Ведущими западными фирмами в области управленческого консалтинга активно используются на практике и развиваются методыменеджмента, которые среди важнейших критериев успешности управленческой деятельности на разных ее уровнях рассматривают достижение возможно большей рыночной добавленной стоимости предприятия или его отдельных подразделений. Указанный подход получил название менеджмента, основанного на управлении стоимостью, или VBM-менеджмента (VBM — Value Based Management). Цель данной работы заключается в сборе и обобщении материалов по VBM-методам оценки и управления
Стоимостные методы оценки эффективности менеджмента компании
Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" (№3, 2002)
1. Оценка бизнеса и VBM
Ведущими западными
фирмами в области управленческ
Несмотря на то что
неотъемлемой составной частью VBM-подхода
является измерение стоимости компании,
он принципиально отличается от традиционных методов оценки
Последние в большинстве
своем дают «точечный» во времени
результат, изолированы, выхвачены
из общего контекста управления и процесса
достижения конечной цели, не предполагают
его мониторинга. Ни одна из 25 целей [2]
традиционной оценки бизнеса (
В основе VBM лежит управление на основе интегрированного финансового показателя — стоимости компании. Такой подход появился не на ровном месте. Эволюция финансовых показателей представлена на рисунке 2 [3].
Успешно зарекомендовали себя ранее и продолжают использоваться система Дюпона, известная в российской практике как факторный анализ, показа тели прибыли на акцию EPS, дохода от инвестированного капитала ROI, отдачи собственного капитала ROE, доходности чистых активовRONA и другие (рис. 3). Существенный недостаток многих из них заключается в ориентации на данные отчетности прошлых периодов; в ряде ситуаций они отражают интересы не владельцев, а менеджеров различных уровней. Появившиеся в середине 80-х годов прошлого века методы VBM-подхода призваны устранить эти и ряд других проблем.
Рис. 1. Традиционные методы оценки бизнеса
Рис. 2. Эволюция финансовых показателей в оценке эффективности управления
Рис. 3. Показатели эффективности управления
Нет необходимости
пояснять, что управление предполагает
создание положительных денежных потоков,
а они, находясь в ведении бухгалтеров-
Рис. 4. Классификация методов VBM
По своей сути первая
группа VBM-методов базируется на объединении
традиционных моделей Дюпона и дисконтированного
денежного потока DCF. Методы различаются
главным образом вариантами расчета
затрат капитала, получением результата
в абсолютных или процентных величинах.
От системы Дюпона взята идея представления
результирующего финансового
Рис. 5. Факторы рентабельности продаж и оборачиваемости совокупных активов
Так, ROA «расщепляется» на рентабельность и оборачиваемость активов, которые далее детализируются до отдельных факторов стоимости более низких уровней. Таким образом, каждому уровню менеджмента соответствуют свой набор коэффициентов и пределы их изменения за определенный период. Однако простое выявление факторов стоимости не обеспечивает решения задачи тотального управления деньгами — необходимо их увязать с показателями, на основании которых принимаются функциональные и оперативные решения на всех уровнях управления (рис. 6).
Модель DCF вносит в VBM фактор будущих, а не прошлых денежных поступлений предприятия, а также позволяет учесть связанные с неопределенностью деятельности риски. Несмотря на некоторую умозрительность такого источника расчетных данных, каким являются «ожидания инвесторов», в исследованиях ряда западных авторов прослежена высокая корреляция между рыночной стоимостью компании и ее дисконтированным денежным потоком. Применительно к крупному предприятию для этого имеется достаточно оснований. В частности, существующий портфель заказов при данных производственных возможностях относительно устойчив; его составляющие во времени не меняются мгновенно. Предсказуемыми являются тенденции выравнивания российских цен на энергию и сырье с общемировыми, пропорции цены «человеко-час» и трудоемкости и ряд других. Наконец, следует принять во внимание рекомендации международных стандартов финансовой отчетности, ограничивающих прогнозный период пятью годами (хотя, в принципе, возможны исключения) [4]. Далее приводится краткое изложение основных методов, составляющих современный VBM-подход. Заметим, что степень обобщенности рассмотрения продиктована объемом данной статьи; по этой же причине ниже приводятся иллюстративные примеры без привязки к российской финансовой отчетности.
Рис. 6. Факторы управления потоком денежных средств
2. Финансовая «ветвь» VBM
2.1. Метод экономической добавленной стоимости (EVA™)
Модель экономической добавленной стоимости EVA™ [5, 6, 7] является одной из наиболее часто используемых среди первой группы VBM-методов; под иными незапатентованными названиями известны аналоги. Как уже упоминалось, чистая операционная прибыль после выплаты налогов (NOPAT), как и ряд других традиционных показателей, не является наилучшей оценкой эффективности управления. Так, доходы и затраты капитала на их получение вычисляются и принимаются во внимание, надо полагать, на каждом предприятии, но они существуют обособленно друг от друга. Наличие связи между ними подразумевается, но не включается жестко в рамках единого критерия. Новый показатель EVA оценивает доходы (NOPAT) и одновременно учитывает капитал, использованный для получения этих доходов. Вторая из названных составляющих выступает как бы в роли обратной связи, автоматически ограничивая стремление получить прибыль любой ценой.
Один из вариантов (именно вариантов) формулы EVA выглядит следующим образом:
где ROTA — доходность
совокупных активов (TA);
WACC — средневзвешенные затраты на капитал.
Показатель ROTA представляется аналогично методике Дюпона — в виде дерева факторов стоимости. Затраты на капитал WACC учитывают пропорции и рыночную стоимость использованных собственных и заемных средств, связанные с ними риски, а также риски, присущие данному предприятию — как внешние, так и внутренние, покупку, аренду или лизинг основных средств. Иллюстративный пример расчета EVA в среде MathCad показан на рисунке 7.
Рис. 7. Пример расчета экономической добавленной стоимости (EVA)
В действительности требуется
выполнить довольно громоздкую систему
корректировок первоначальных данных
баланса предприятия. Их цель — отразить
экономическую стоимость
Анализ EVA и его изменений по данным отчетности предыдущих периодов дает точечные оценки эффективности управления, и во многих случаях его целесообразно применять в системе поощрения менеджеров. Допустим, компания обладает новыми и старыми активами, наблюдается ее устойчивый рост. Пусть в настоящее время имеет место незначительное отрицательное среднее EVA. План поощрения менеджеров должен обеспечивать стремление к достижению положительного абсолютного EVA и приращения DEVA, а также не допускать отрицательной величиныNPV по инвестициям будущих периодов. Тогда премия менеджера может быть записана как
где k — коэффициент пропорциональности.
Вместе с тем премиальную систему основывать на EVA нецелесообразно, скажем, в случае, когда компания или ее подразделение относится к новой растущей сфере бизнеса со значительными инвестициями в будущие денежные потоки и малой текущей прибылью.
Интегрированный критерий
— рыночная стоимость компании VEVA предст
Два последних слагаемых в VEVA основываются на постатейном прогнозе баланса и допустимых параметров элементов дерева факторов стоимости с учетом специфики конкретного предприятия. Варьируя их для различных сценариев деятельности, выбирают вариант с максимальной величиной VEVA. Решение задачи существенно осложняется для многопродуктового производства и при множестве взаимосвязанных деловых единиц внутри корпорации.
Рекомендации EVA для менеджеров практически не отличаются от широко известных правил типа сохранения прибыли при уменьшении инвестиций, требования обеспечения роста, инвестирования капитала в проекты, дающие доходность выше стоимости капитала, улучшения внутрифирменных процессов, продажи нефункционирующих активов и увеличения эффективности их использования (например, уменьшение времени оплаты счетов потребителями, уменьшение товарных запасов и т.д.).
2.2. Метод добавленной стоимости потока денежных средств (CVA)
В методе CVA в соответствии с [8, 9] выделяются стратегические и нестратегические инвестиции. Расходы, цель которых состоит в поддержании первона чальной акционерной стоимости существующих бизнесов, рассматриваются как издержки; в отличие от стратегических, они не создают стоимость. По замыслу авторов CVA, такое разделение позволяет менеджерам отвлечься от излишних «повседневных» деталей и неточностей бухгалтерских правил учета применительно к управлению и сосредоточить внимание на перспективных планах развития компании. Синонимом CVA является аббревиатура RCF (Residual Cash Flow — остаточный денежный поток) [10], то есть остаточные денежные потоки, генерируемые инвестициями. В целом CVA включает концепции остаточного дохода (Residual Income) и операционного денежного потока. Заметим, что известны несколько методик расчета CVA. Далее приводится идея одной из них.
Информация о работе Стоимостные методы оценки эффективности менеджмента компании