Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 19:37, доклад
Проблема согласования действий подчиненных по достижению намеченных целей находит свое выражение в выборе стиля управления. Под стилем управления понимается манера поведения руководителей по отношению к своим починенным, позволяющая влиять на них и заставить делать то, что в данный момент необходимо для организации. Принято выделять три основных стиля управления: авторитарный, демократический и либеральный. Каждый из них отличается рядом поведенческих признаков и использует различные методы управления.
Проблема согласования действий подчиненных по достижению намеченных целей находит свое выражение в выборе стиля управления. Под стилем управления понимается манера поведения руководителей по отношению к своим починенным, позволяющая влиять на них и заставить делать то, что в данный момент необходимо для организации. Принято выделять три основных стиля управления: авторитарный, демократический и либеральный. Каждый из них отличается рядом поведенческих признаков и использует различные методы управления.
Авторитарный стиль управления характеризуется жестким управлением, единоличным принятием решений руководителем, слабым интересом к работнику как личности, неприятием неформальных отношений с подчиненными.
Демократический стиль управления в противоположность авторитарному широко использует коллективное обсуждение при принятии решений, дает возможность руководителю поддерживать с подчиненными дружеские формальные и доверительные неформальные отношения.
Либеральный стиль управления опирается на минимальное вмешательство руководителя в дела подчиненных, демонстрирует отстраненность от решения управленческих задач и в этом смысле является пассивным.
Позже сложилась идея «двумерного» стиля управления, так называемая управленческая решетка. Она основывается на двух подходах, один из которых ориентируется на создание в коллективе благоприятного климата, налаживание человеческих отношений, другой — на создании должных организационных и технических условий.
Попытка определения универсального стиля управления поставила задачу соединения большого числа факторов, влияющих на поведение руководителя. Главной идеей ситуационного подхода было положение, что управленческое решение должно быть разным в разных ситуациях.
Традиционные подходы к построению ситуационного менеджмента различаются комбинацией трех основных переменных: личностных качеств руководителя, поведенческих характеристик руководителя и ситуации в организации. Каждый из подходов предлагает свое решение эффективного управления.
В современных условиях эффективность управления определяется не только характером отношений между руководителем и подчиненными, но и рядом других обстоятельств, прежде всего, внешних факторов. Поэтому модели ситуационного управления имеют существенные различия по набору рассматриваемых стилей управления, ситуационных факторов и путей нахождения связи между ними и, наконец, по определению эффективности самого руководства.
Попытки определения универсального стиля руководства, к сожалению, потерпели неудачу.
В
современных условиях успех дела
определяется не только личной ориентацией
руководителя, но и рядом других
обстоятельств: ситуацией, степенью зрелости
подчиненных, их отношением к руководителю,
готовностью к сотрудничеству, характером
проблемы и др., поэтому ответ
начали искать в рамках ситуационных
теорий, позволяющих полнее рассмотреть
руководство и его последствия.
Ситуационный подход к изучению эффективности
управления исследует взаимодействие
различных ситуационных переменных
для того, чтобы обнаружить причинно-следственную
зависимость в отношениях руководителя
и подчиненных, позволяющую предсказать
возможное поведение
В
связи с этим появились исследования,
которые рекомендовали
Руководство - способность оказывать влияние на отдельных лиц и группы, побуждая их работать на достижение целей организации.
Стиль руководства - манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению целей организации.
В 1960 году Дуглас Макгрегор опубликовал свою точку зрения на биполярность мнений о том, как надо управлять людьми. "Теория Х" и "Теория У", представленные в книге "Человеческая сторона предприятия", завоевали широкое признание у менеджеров.
Теория Х
1. Человек изначально не любит работать и будет избегать работы.
2.
Человека следует принуждать, контролировать,
угрожать наказанием для
3.
Средний человек предпочитает, чтобы
им руководили, он избегает ответственности.
Теория У
1. Работа так же естественна, как игра для ребенка.
2.
Человек может осуществлять
3. Средний человек стремится к ответственности.
Таким образом, формируются два взгляда на управление: авторитарный взгляд, ведущий к прямому регулированию и жесткому контролю, и демократический взгляд, который поддерживает делегирование полномочий и ответственности.
На
основе этих теорий разработаны и
другие, которые представляют собой
различные сочетания
Рассмотрим различные стили руководства
1.9 | 9,9 | |||||||
5.5 | ||||||||
1.1 | 9.1 |
Внимание к человеку 9
1 2 3 4 5 6 7 8 9 Внимание
к производству
Тип 1.1 - руководитель ни о чем не заботится, работает так, чтобы не быть уволенным. Такой стиль считается чисто теоретическим. Однако может иметь место в тех случаях, когда руководитель ждет увольнения (в случае закрытия предприятия, ухода на пенсию и т.п.).
Тип 9.1 - стиль жесткого администрирования, при котором для руководителя единственной целью является производственный результат. Он не принимает во внимание ничего, что связано с работником (его потребности, физическое самочувствие и т.д.). Руководитель осуществляет регулярный и детализированный контроль. Принимает решения единолично. При этом, как правило, ставит перед работниками частичные задачи без объяснения перспективы. Этот стиль руководства может быть эффективным в условиях чрезвычайных обстоятельств (аварии, стихийные бедствия), в армии, на начальных стадиях развития производства. Он может быть эффективным также в группах, состоящих из сотрудников, имеющих различный уровень образования.
Тип 1.9 - либеральный или пассивный стиль руководства. В данном случае основное внимание руководитель уделяет человеческим отношениям. Он предоставляет подчиненным полную свободу. Этот стиль управления может быть эффективным в трудовых коллективах с высокой мотивацией к работе, в творческих коллективах, состоящих из работников, имеющих приблизительно одинаковый уровень образования. При этом производственный процесс должен быть хорошо отлаженным.
Тип 5.5 находится в середине "управленческой решетки". При таком компромиссе достигаются средние результаты труда, не может быть резкого прорыва вперед. В то же время такой стиль руководства способствует стабильности и бесконфликтности.
Тип
9.9 считается наиболее эффективным.
Руководитель старается так построить
работу своих подчиненных, чтобы они видели
в ней возможности самореализации и подтверждения
собственной значимости. Цели производства
определяются совместно с сотрудниками.
9 | 1.9 | 9,9 | |||||||
8 | |||||||||
7 | |||||||||
6 | 5.5 | ||||||||
5 | |||||||||
4 | |||||||||
3 | |||||||||
2 | |||||||||
1 | 1.1 | 9.1 | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Внимание
к человеку
8 9 Внимание
к производству