Стили лидерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 14:58, реферат

Описание работы

Я попытаюсь ответить на вопрос, как должен вести себя руководитель, и какие стили поведения наиболее эффективны для направления усилий людей на достижение целей организации. Другими словами, целью написания этой работы я поставил рассмотрение и анализ стилей руководства персоналом и их достоинства и недостатки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА. 4
2. СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ. 5
2.1. КЛАССИФИКАЦИЯ КУРТА ЛЕВИНА. 6
2.2. ТЕОРИЯ ДУГЛАСА МАК ГРЕГОРА. 6
2.3. ЧЕТЫРЕ СИСТЕМЫ РЭНСИСА ЛАЙКЕРТА. 10
2.4. "УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СЕТКА ГРИД". 10
3. СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ЛИДЕРСТВА. 12
3.1. КОНЦЕПЦИЯ АТРИБУТИВНОГО ЛИДЕРСТВА. 12
3.2. КОНЦЕПЦИЯ ХАРИЗМАТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА. 14
3.3. КОНЦЕПЦИЯ ПРЕОБРАЗУЮЩЕГО ЛИДЕРСТВА. 16
3.4. "ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО ЛИДЕРСТВА". 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 23

Работа содержит 1 файл

рефират.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

 В модели  имеются две важные связки. Первая  связка отражает стремление лидера  определить причины плохой работы. Этот поиск регулируется тремя типами информации о поведении подчиненного: отличительные особенности, последовательность и степень уникальности. Вторая связка отражает ответное лидерское поведение, являющееся следствием того, что, по мнению лидера, является причиной плохой работы. Взаимосвязь между установленными лидером причинами результатов работы и его последующим поведением определяется тем, кто, по мнению лидера должен нести ответственность за происшедшее. Если лидер считает что причины носят внутренний характер, то ответственность, по его мнению должен, нести подчиненный, и к нему принимаются соответствующие меры.

 Приводимые  ниже результаты исследований  по данной модели представляют  большой практический интерес:

- подчиненные  склонны видеть причины их плохой работы вне, а руководители в подчиненных;

- руководители, склонные отдавать предпочтение  внутренним причинам при объяснении  плохой работы подчиненных, обычно  проявляют большую пунктуальность  и направляют свое воздействие  непосредственно на подчиненных;

- плохая работа  подчиненного в прошлом, согласно  всем трем типам информации, скорее  всего приведет к выявлению  руководителем внутренних причин;

- серьезность  сложившейся ситуации приводит  руководителя скорее всего к  выявлению внутренних причин и к высокой степени пунктуальности в ответных мерах;

- уклонение  "с объяснением" подчиненного  от ответственности или его  извинения за случившееся делает  руководителя менее суровым и  пунктуальным в ответном поведении;

- неизменный  уровень выполнения работы переключает внимание руководителя с причин, связанных со способностями подчиненного, на причины, имеющие отношение к количеству прилагаемых усилий.

 Последующие  исследования показали, что в  рамках данной модели скорее  всего происходит не воздействие лидера на поведение подчиненного, а взаимодействие между лидером и подчиненным, то есть подчиненный своей реакцией на меры руководителя оказывает влияние на последующее поведение последнего.

 При этом  в зависимости от эффективности  лидерства, спираль отношений лидер последователь может раскручиваться вверх "отношения дают большой эффект" или вниз "отношения дают меньший эффект". Последнее может в конечном счете привести к разрыву отношений между участниками: увольнению работника или уходу руководителя. 

3.2. Концепция  харизматического лидерства. 

 Имеются две  противоположные позиции формирования  имиджа лидера. Одна отрицает  вообще какое-либо влияние лидера  на организационную эффективность,  а другая - ведет к лидерской  харизме и попытке последователей приписать лидеру почти магические, а в отдельных случаях божественные качества.

 Харизма является  формой влияния на других посредством  личностной привлекательности, вызывающей  поддержку и признание лидерства,  что обеспечивает обладателю  харизмы власть над последователями. Как источник лидерской власти харизма относится к власти примера, связанной со способностью руководителя влиять на подчиненных в силу своих личных качеств и стиля руководства. Харизма дает руководителю преимущества эффективнее оказывать свое влияние на подчиненных. Многие считают, что получение харизмы связано со способностью лидера находить своих обожателей и почитателей и даже менять их состав в зависимости от ситуации. Другие определяют харизму как набор специфических лидерских качеств. Последнее легло в основу рассматриваемой ниже концепции харизматического лидерства, являющейся, по сути , продолжением концепции атрибутивного лидерства и строящейся на комбинации качеств и поведения лидера.

 Харизматическим  считается тот лидер, который в силу своих личностных качеств способен оказывать глубокое воздействие на последователей. Лидеры этого типа испытывают высокую потребность во власти, имеют сильную потребность в деятельности и убеждены в моральной правоте того, во что они верят. Потребность во власти мотивирует их в стремлении стать лидерами. Их вера в свою правоту деятельным передает людям чувство того, что он способен быть лидером. Эти качества развивают такие черты харизматического поведения, как моделирование роли, создание образа, упрощение целей "фокуса простые и драматического характера цели", упор на большие ожидания, проявление доверительности у последователей импульса к действиям.

 Исследования  свидетельствуют, что у харизмы  есть негативная сторона, связанная  с узурпацией личной власти или полным фокусом лидера на самого себя, и позитивная - связанная с упором на разделяемую власть и тенденцией к делегированию части ее последователям. Это помогает объяснить разницу между такими лидерами, как Гитлер, Ленин, Сталин и такими, как Сахаров, Мартин Лютер Кинг и им подобные. В целом харизматическому лидеру приписывают наличие уверенности в себе, высокой чувствительности к внешнему окружению, видения решения проблемы за пределами статус-кво, умения свести это видение до уровня, понятного последователям и побуждающего их к действиям; неординарного поведения в реализации своего видения.

 Модели харизматического  лидерства различаются количеством  стадий развития самой харизмы  и отношений с последователями.  Считается, что вначале необходимо  развить чувствительность к обнаружению проблемы, на которую можно было бы обрушиться с критикой. Затем необходимо развить в себе видение идеализированных путей решения этой проблемы. В видение должно быть включено что-то новое, ранее ни кем не предлагавшееся и относительно которого кажется, что оно может немедленно продвинуть решение проблемы.

 Следующий  шаг связан со способностью  лидера передать значение своего  видения посредством межличностной  коммуникации "публикации, речь, жесты,  позы и т.п." последователям таким образом, чтобы это произвело на них сильное впечатление и стимулировало к действиям. Далее лидеру для сплочения последователей вокруг себя важно развить отношения доверия с ними, проявляя такие качества, как знание дела, умение добиваться успеха, принятия на себя риска и совершение неординарных действий или поступков. На заключительном этапе лидер обязан продемонстрировать способность к реализации своего видения через делегирование полномочий последователям. Это возможно сделать, ставя последователям напряженные и значимые задачи, привлекая их к участию в управлении, ослабляя бюрократические путы, вознаграждая их за результаты соответствующим образом.

 Исследование  практики деловых организаций  показало, что в обычной ситуации  харизматическое лидерство не всегда требуется для достижения в бизнесе высоких результатов. Чаще оно подходит к тем случаям, когда последователи сильно идеологизируют свои желания и пути их выполнения. Это во многом объясняет более частое наличие харизмы у лидеров, проявляющих себя в политике, религии, военных действиях. Для бизнеса важность харизматического лидерства возрастает по мере необходимости проведения в организации радикальных изменений в связи с критичностью ситуации. Однако в этих обстоятельствах возникает другая концепция лидерства: концепция лидера - преобразователя или лидера реформатора  

3.3. Концепция  преобразующего лидерства. 

 Понятие преобразующего  или реформаторского лидерства  имеет много общего с харизматическим  лидерством, но трактуется существенно.  Лидер-реформатор мотивирует последователей путем повышения уровня их сознательности в восприятии важности и ценности поставленной цели, предоставление им возможности совместить свои личные интересы с общей целью, создания атмосферы доверительности и убеждения последователей в необходимости саморазвития. Лидер-реформатор - это преобразователь, а не спаситель, он проявляет творчество, а не кудесничество, за ним стоят реалии, а не мифы, он ведет последователей от результата к результату, а не от обещания к обещанию, ориентирует людей на труд, а не на дивиденды, его цель не изменить мир, а измениться в мире через развития.

 Модель преобразующего  или реформаторского лидерства  предполагает наличие у лидера  и последователей определенного  поведения, пригодного, по мнению разработчиков модели, для творческого решения проблемы в кризисной ситуации.

 Модель имеет  ряд отличительных моментов. Во-первых, признается необходимым для лидера  влиять на последователей через  привлечение их к участию в  управлении, быть самому частью  группы\ организации, а не "стоять над ней", с энтузиазмом поддерживать совместные усилия. От последователей требуется не слепое следование за лидером, а критическая оценка предоставляемых возможностей и осознанный подход к своим действиям, уменьшение влияние эмоций и увеличение значимости рациональности в поведении. Во-вторых, поскольку атмосфера доверия развивает сильную взаимозависимость между лидером и последователями, то возникает серьезная опасность того, что руководитель окружит себя соглашателями, либо же наоборот, руководитель пойдет на поводу у подчиненных. Эти два традиционных подхода не пригодны для лидера-преобразователя. 

3.4. "Основы  эффективного лидерства". 

 Дальнейшее  изучение процесса эффективного  лидерства привело к созданию  системной модели. Она в значительной степени впитала в себя в идеи рассмотренные выше и существенно расширила взгляд на лидерство. В конце 1995 г в США на основании проведенных исследований, широких опросов практиков, ученых разработала модель лидерства (Лобанов В.,1996).

 Модель "Основы  эффективного лидерства" разрабатывалась  в рамках единой государственной  программы в течение пяти лет  специальной комиссией под руководством  вице-президента Горна. Перед  программой ставились следующие  задачи:

- создание гибкой  и надежной системы найма;

- преобразование  квалификационной системы;

- улучшение  системы исполнения решений;

- совершенствование  системы обучения и развития  служащих;

- обеспечение  равных возможностей для всех  работающих сотрудников;

- сокращение  бумажных потоков;

- формирование  партнерских отношений между  служащими и руководителями.

 Разработанная  модель лидерства является иерархической,  ориентирована на стратегический, оперативный и тактический уровни  руководства. Кроме того, она является  ступенчатой, позволяет последовательно развивать и совершенствовать качества персонала (Табл. 5). Приведенное здесь определение каждого из качеств, раскрывает его основное содержание. 

 Модель "Основы  эффективного лидерства"

 Табл. 5

 Руководители

 Деловые качества

 Определение  качества

 Высший уровень  компетентности

 Общее видение  ситуации

 Осведомленность  о внешней обстановке

 Развитие  общего видения в организации,  обеспечение широкой поддержки  в проведении организационных  изменений;

 Информированность  о законах, политике и политиках, административных приоритетах, тенденциях, специальных интересах; понимание внешнего воздействия отдельных лиц и документов; широкое использование информации при принятии решений.

 Средний уровень  компетентности

 Творческое  мышление

 Планирование и оценка результатов 
 
 

 Ориентация  на потребителей 
 

 Управленческий  контроль и интеграция

 Финансовое  управление

 Управление  технологиями

 Развитая  интуиция и умение решать проблемы; поощрение инновационной активности  у других;

 Определение  политики, основных направлений развития, панов и приоритетов; изыскание необходимых ресурсов; планирование и координация действий с другими; оценка прогресса и результатов деятельности; повышение эффективности организации;

 Активное  изучение потребителей, удовлетворение их запросов, постоянный поиск путей совершенствования услуг, продуктов процессов;

 Обеспечение  интеграции организационных процессов,  содействие эффективной работе; 

 Подготовка  и утверждение бюджета, контроль  расходов, управление договорами  и заявками;

 Содействие  персоналу в получении информации  о новых технологиях, применение  новых технологий для нужд  организации, обучение персонала;

 Нижний уровень  компетентности

 Управление  многообразной рабочей силой

 Управление  конфликтами

 Влияние и  ведение переговоров 

 Формирование  команды

 Признание  важности культурных, ценностных, этнических, половых и других индивидуальных  различий, содействие занятости  и развитие возможностей для  такой рабочей силы;

Информация о работе Стили лидерства