Стиль руководства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 07:43, реферат

Описание работы

Но главной целью исследования является анализ классификаций стилей
руководства, которые применяют в своей практике руководители и выбор
наиболее оптимального варианта сочетания методов воздействия на работников.

Работа содержит 1 файл

Ворд руководство.doc

— 252.00 Кб (Скачать)

2.      Пол руководителя. Данная характеристика привлекает в последнее

время все большее внимание со стороны исследователей, которые пытаются объяснить различие между мужским и женским поведением в роли руководителя. Особый интерес и множество публикаций в различных изданиях посвящены модели женского поведения. Это объясняется тем, что в жизни современного общества трудно найти область, в которой женщина не играла бы важной, если даже не главной роли. Женщины занимают посты президента, премьер министра, руководителя крупной политической партии, дипломата, бизнесмена и даже министра обороны.

Но исследователи отмечают, что в отдельных видах деятельности, требующих от участвующих в них людей значительной речевой активности,

женщины в присутствии мужчин ведут себя робко. Поэтому женщины реже

становятся лидерами и проявляют меньшую заинтересованность этой ролью. Это объясняется тем, что мужчины обладают большей компетентностью в решении групповых задач, а так же их стремлением обладать преимуществом в группе. Особое значение имеет наличие определенного стандарта поведения принятого в обществе. От исполнителя мужской роли ожидают и соответствующее поведение. А женщинам, для того чтобы к ним относились, как к достойным руководителям приходится доказывать свои способности и присущие им деловые качества.

Исследователи так же определили еще одно существенное различие между мужчинами и женщинами менеджерами, а именно, большой интерес женщин к отношениям между людьми. Женщины превосходят мужчин в демократичности руководства, а, следовательно, и в степени ориентации на человеческие отношения. Но, пока нельзя с уверенность утверждать, кто более эффективен в должности руководителя: мужчина или женщина. Слишком невысок процент женщин — руководителей по - сравнению с представительством на этом посту сильной половины человечества.

3.      Социально экономический статус и образование. Данные характеристики очень важны для руководителя. Эффективный руководитель

должен обладать разнообразными знаниями в области управления и бизнеса,

специальных наук, связанных с деятельностью компании, иностранными языками. В настоящее время руководители стремятся овладевать не только специальными знаниями, но и экономическими, юридическими. В нашей стране высока необходимость у руководителей в знании иностранных языков. Этому способствовало сотрудничество многих предприятий с аналогичными иностранными организациями. И руководитель как лицо организации должен в совершенстве обладать хотя бы одним общепринятым английским языком. Повысился интерес у руководителей и к психологическим вопросам управления. Многие из них проходят обучение и стажировку в престижных западных школах бизнеса.

4.      Социально — экономический статус человека способен оказать

значительное влияние на развитие менеджерской карьеры. Как заметил Ф. Фидлер «один из наиболее надежных способов стать президентом компании — родиться в семье, которая владеет этой компанией». Но многие руководители (например, Форд, Якокка) начинали свой путь с самого начала, «с нуля» и покорили высокие вершины бизнеса. Поэтому путь наверх в менеджменте не заказан никому.

5.      Следующей составляющей личности руководителя являются способности. Все способности можно разделить на общие (к ним относятся интеллект) и специфические (знания, умения и т. п.). Наибольшее влияние на эффективность руководства оказывают общие способности, то есть интеллект. Еще в 60-е годы американский индустриальный психолог Е. Гизели, обследуя группы менеджеров, пришел к выводу, что отношение между интеллектом и эффективностью руководства носит криволинейный характер. Это значит, что наиболее эффективными оказываются менеджеры не с очень высокими или низкими показателями интеллекта, а имеющие средний уровень. Но все эти данные не являются каким-то стандартом для интеллектуального потенциала. Какой-то конкретный эффективный руководитель может иметь достаточно низкие результаты по проведенному тесту интеллекта. Более поздние исследования, проведенные Ф. Фидлером и А. Лейстером, показали, что на взаимосвязь между интеллектом и эффективностью работы оказывают воздействие и другие факторы. К ним относятся: мотивация и опыт руководителя, а так же его отношения с вышестоящим руководством и подчиненными. Недостаточная мотивация и опыт руководителя, слабая поддержка его со стороны подчиненных и напряженные отношения с вышестоящим руководством имеют как следствие снижение влияния интеллекта руководителя на эффективность его деятельности.

К специфическим способностям личности можно отнести специальные

умения, знания, компетентность, информированность. Не стоит особо

доказывать и приводить примеры на конкретных личностях, насколько важны для успешного выполнения управленческой деятельности эти способности.

6.      Следующая характеристика руководителя — черты личности. К числу

наиболее часто упоминаемых в различных исследованиях черт личности

относятся: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению поставленных целей, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении задания, независимость, общительность.

 

1.2.2. Категории поведения руководителя Г. Юкла

Наиболее существенный вклад в изучение деятельности руководителя в

последние годы внес Гарри Юкл, который разработал девятнадцать категорий поведения менеджера. Этот список может быть использован при обучении молодых и переобучении опытных руководителей. Поможет им понять, что должен включать в себя процесс управления коллективом. Работа Юкла позволяет менеджерам создать правильный образ руководителя, просчитать правильность различных действий. И все это делается с целью выведения процесса производства на качественно новый уровень.

1.      Главный акцент на производство.

Данная сторона деятельности руководителя включает все мероприятия,

осуществляемые с целью увеличения производительности и эффективности

производственного процесса, в том числе и контроль.

2.      Чуткость, внимательность.

Менеджер, чтобы сохранить и укрепить свою позицию, должен быть исключительно внимательным к его членам, строг и объективен. Он должен

оказывать определенную поддержку людям, которые в него верят.

3.      Воодушевление.

Способность лидера стимулировать энтузиазм у членов коллектива, вселять

в них уверенность в собственных силах, вдохновлять на выполнение любых

заданий является в значительной мере залогом успеха всего дела..

4.      Похвала и признание.

Руководитель может выразить признательность за качественно выполненную

работу, поблагодарить за особый вклад в производство, выразить уверенность в сохранении подобного отношения в дальнейшем.

5.      Вознаграждение за деятельность на благо фирмы.

Руководитель может выразить свою признательность подчинённому в виде

подарка или денежной премии, либо повышение в должности, либо

предоставления более благоприятных условий работы, либо увеличения времени отпуска и т. д.

6.      Участие в принятии решений.

Руководитель проводит консультирование с подчиненными по важным вопросам ведения дел в компании, позволяет им вносить корректировки в

принятые им решения.

7.      Передача полномочий.

Руководитель передает часть своих функций подчиненным, а соответственно

распределяет часть ответственности, при этом члены коллектива сами решают, как наиболее правильно подойти к выполнению порученных им работ.

8.      Разъяснение ролей.

Руководитель доводит до сведения подчинённых их обязанности и степень

ответственности, объясняет правила, нормы поведения и работы в данной

организации, дает им понять, чего именно он хочет от каждого из них.

9.      Постановка целей.

Руководитель уделяет внимание важности каждого из выполняемых поручений, объясняет общую задачу, дает оценку быстроте выполнения каждого из заданий, обеспечивает надежную обратную связь.

10. Обучение.

Руководитель определяет потребность в переподготовке и повышении квалификации для своих подчиненных.

11. Распространение информации.

Руководитель держит подчинённых в курсе всех событий, происходящих в

фирме, включая сведения о деятельности всех подразделений внутри организации и за ее пределами. Доводит до сведения работников все решения, принятые высшим руководством, а так же информацию о проведении общественных акций, встреч и конференций.

12. Решение проблем.

Руководитель берёт на себя инициативу по решению возникающих в процессе работы проблем. Эту инициативу он должен доводить до конца.

13. Планирование.

Руководитель составляет чёткую программу действий по воплощению в жизнь поставленных целей (оперативные планы, стратегии достижения целей, графики работ, сроки исполнения.

14. Координация действий.

Руководитель обязан обеспечивать чёткую координацию между различными

подразделениями организации, привлекать к этому процессу подчинённых,

объяснять, насколько важна для производства четкая координация работ.

15. Облегчение работы.

Руководитель оказывает подчиненным поддержку, снабжая необходимым

сырьём, обеспечивая дополнительными удобствами на рабочих местах, выявляет и устраняет разного рода проблемы, удаляет помехи из производственного процесса.

16. Привлечение консультантов.

Руководитель поддерживает контакты со специалистами в различных областях и в случае необходимости прибегает к их помощи, совету, консультации.

17. Налаживание благоприятного климата в коллективе.

Руководитель делает всё, чтобы в среде его подчиненных сохранялась

атмосфера доверия и взаимопонимания, кооперации и взаимопомощи.

18. Управление конфликтами.

Каждый руководитель должен стремиться к тому, чтобы избегать любого

рода конфликтных ситуаций в своем коллективе. Для этого он может проводить определенную профилактическую работу. Если же избежать такой ситуации не удалось, то бремя решения проблемы снова ложиться на плечи лидера.

19. Дисциплина и критика.

Любой управляющий в своей деятельности сталкивается с ситуациями, когда

необходимо восстановить пошатнувшуюся дисциплину, покритиковать подчинённых за недобросовестность, нарушение инструкций, некачественный труд. Дисциплинарными воздействиями могут быть официальное предупреждение, лишение премий, понижение в должности, увольнение.

Таким образом, работа Юкла позволяет проследить большое влияние, которое оказывает деятельность руководителя на подчиненных, атмосферу в коллективе и результаты работы.

Мы рассмотрели и оценили достаточно большой перечень разнообразных личных характеристик руководителя, которые способствуют эффективности его работы. Но для успеха в работе руководитель не должен обладать всеми этими характеристиками одновременно. Для лучшего руководства необходим какой - то определённый минимум. Но, что представляет собой этот минимум, из каких конкретно личностных особенностей он должен состоять — сказать трудно или скорее невозможно. Каждый руководитель сам должен сделать выбор, учитывая свои индивидуальные способности и специфику стоящих перед ним профессиональных задач.

 

Стиль руководства

Руководитель должен наперёд считаться с возможностью

как успеха, так и неудачи.

Публилий Сир

 

Следующей составной частью и главной характеристикой эффективности

руководства является стиль управления, который применяет в своей работе

менеджер. Изучение стиля руководства ведется психологами уже более

полувека. Исследователи накопили к настоящему времени немалый материал по данной проблеме. Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле. Стиль руководства выражается в том, какими приёмами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчинённых. Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи — все отражает стиль руководства данного руководителя.

Стиль отличается устойчивостью, которая проявляется в частом применении разных приёмов управления. Но эта устойчивость относительна, так

Информация о работе Стиль руководства