Стандартизация
и аудит системы управления организации
Стандарт
– это база, повторяемость, стабильность.
Стандарты определяются также как
узаконенные нормы, процессы или
цель, продвижение к которым поддается
измерению.
Стандартизация
- это способ целенаправленного воздействия на систему управления для достижения взаимодействия как внутри самой системы управления, так и с системой производства. Стандартизация является одним из проявлений организационно – распорядительных методов управления.
В основе
архитектуры современной профессионализации
лежат три группы стандартов:
Частичная
стандартизация управленческой деятельности
позволяет:
- регламентировать выполнение функций управления по содержанию и времени;
- добиваться внедрения наилучших управленческих технологий;
- уменьшать дублирование, непроизводительные затраты и потери времени;
- согласовывать цели, средства и методы их достижения;
- формировать критерии для оценки деятельности аппарата управления.
Стандарт
закрепил понятийный аппарат в системе
управления организацией и определил
перечень документов, необходимых для
профессиональной управленческой деятельности
и содержащих:
- набор целей, функций, средств и методов реализации функций;
- набор организационных структур управления;
- схемы функциональных взаимосвязей (в т.ч. информационных);
- квалификационную структуру кадров управления;
- перечень и формы отчетных документов;
- набор типовых положений (должностные инструкции, положения о подразделениях и т.д.).
Классификация
понятий, относящихся к хозяйствующим
субъектам, также является предметом
стандартизации.
Аудит
- Аудит, создан первоначально для контроля бухгалтерского учета, но приобрел более широкое толкование и сферу деятельности благодаря хорошей методологической и практической базе, созданной усилиями многочисленных организаций под эгидой Комитета по международным стандартам учета (КМСУ).
В наиболее
общем виде АУДИТ
- это процесс получения и оценки ( контроля) объективных данных ( имеются международные нормативы аудита и стандарты на формы представляемых данных) в соответствующей профессиональной деятельности (имеются стандарты на элементы этой деятельности), устанавливающий уровень их соответствия определенным критериям, нормам и стандартам.
Внутренний
аудит системы управления (СУ) позволит:
- оценить собственные взгляды на управленческую деятельность;
- объективно оценивать деятельность своих подчиненных;
- объективно оценить общий уровень системы управления организации;
- упростить систему контроля;
- совершенствовать внутренние стандарты системы управления.
Применительно
к организационной системе аудит
дает следующие преимущества:
- гармонизация, достоверность, независимость, объективность, однозначность, повторяемость, понятность, профессионализм, уместность, сопоставимость, стабильность, своевременность.
Схема аудита
Каждое
направление аудита организации
состоит из пяти видов аудита
- Технологический аудит: контроль наличия информационной техники и технологии, числящейся на балансе организации, и проверка ее состояния, заявленной в управленческом учете, совместимость между собой;
- Экономический аудит: контроль эффективности использования информационной техники и технологии, эффективности полученной и произведенной информации;
- Организационный аудит: контроль схемы документооборота, параметров информации для заявленных подразделений или специалистов, условий хранения информации и обеспечения ее защиты от несанкционированного доступа, распределения прав и ответственности работников информационных подразделений;
- Правовой аудит: контроль за соблюдением законодательства РФ, условий договоров и уставных документов в части приема и выдачи информации, контроль за ведением представителями организации дел в суде или арбитраже;
- Социальный аудит: контроль за выполнением условий коллективного договора в части информирования работников по заявленным сторонам деятельности организации и социально-бытовым вопросам.
- К настоящему времени сформировались еще две области использования аудита – это маркетинговый и экологический.