Сравнительный анализ сетевой и виртуальной организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 02:58, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является системный анализ виртуальных и сетевых организаций, выяснение сходств и различий между ними

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятия виртуальной и сетевой организации 4
1.1. Виртуальная организация 4
1.2. Сетевая организация 12
1.3.Различия сетевой и виртуальной компании 15
Глава 2. Примеры зарубежных сетевых и виртуальных организаций 17
Заключение 25
Список литературы 27

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию 

Факультет менеджмента 

Кафедра менеджмента 

Дисциплина  «Основы менеджмента»

Курсовая  работа

На  тему:

«Сравнительный анализ сетевой

и виртуальной  организации»

Выполнила студентка 

гр. А-32-08

Иванова Елена 

Проверил:

Кандидат  экономических наук,

Доцент

Нижний  Новгород

2010 г.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Понятия виртуальной и сетевой  организации 4

1.1. Виртуальная организация 4

1.2. Сетевая организация 12

1.3.Различия сетевой и виртуальной компании 15

Глава 2.  Примеры зарубежных сетевых и виртуальных организаций 17 

Заключение 25 

Список литературы 27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Актуальность  темы работы обусловлена тем, что  развитие сетевых форм организации  экономики приводит к эволюции современных  экономических систем, новым возможностям получения доходов  и требует адекватных механизмов их использования в интересах общества. 

       Целью курсовой работы является системный анализ виртуальных и сетевых организаций, выяснение сходств и различий между ними

     Во  всем мире повышается роль долгосрочных межфирменных взаимоотношений, растет количество стратегических альянсов, сделок слияний и поглощений, создаются виртуальные компании и компании «без границ». В то же время формы интеграции существенно изменяются, компании переходят на новые, сетевые формы ведения бизнеса. Так, крупные корпорации заменяют традиционные холдинговые или дивизиональные структуры сетевыми, а небольшие компании создают сети, объединяя ресурсы для их более эффективного использования. Рассмотрим различные виды сетевых организаций, существующих в современном международном бизнесе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Понятия виртуальной  и сетевой организаций 

      1. Виртуальная организация
 

     Виртуальные предприятия являются одной из новых  организационных форм предприятий. На развитие новых форм организации и управления предприятием в большей степени повлияли такие тенденции развития современных рынков, как глобализация рынков, растущее значение качества товара, его цены и степени удовлетворения потребителей, повышение важности устойчивых отношений с потребителями (индивидуальными заказчиками), а также растущее значение степени применения новых информационных и коммуникационных технологий.

     Как известно, в 80-е гг. основными направлениями  совершенствования деятельности предприятий было тотальное управление качеством и применение минималистских стратегий, направленных на оптимальное управление различными ресурсами. В 90-е гг. основным лозунгом были принципы реинжиниринга бизнес-процессов, направленные на переход от функциональных подразделений к бизнес-процессам, состоящим из автономных междисциплинарных групп, ориентированных на более полное удовлетворение интересов заказчиков. К концу 90-х гг. и началу XXI в. ключевой темой становится переход к виртуальным и сетевым принципам организации предприятий.

     В некоторых работах виртуальные  предприятия обозначают и другими  терминами: «сетевые предприятия», «безграничные  предприятия», «расширенные предприятия». Как правило, речь идет о сети партнеров (предприятий, организаций, отдельных  коллективов и людей), совместно осуществляющих деятельность по разработке, производству и сбыту определенной продукции.

     Следует подчеркнуть, что пространство виртуализации  предприятий включает три основные категории явлений:

- виртуальный рынок – рынок товаров и услуг, существующий на основе коммуникационных и информационных возможностей глобальных сетей (Интернет); 
- виртуальная реальность, т.е. отображение и имитация реальных разработок и производства в кибернетическом пространстве, которое одновременно является и инструментом, и средой; 
- виртуальные (сетевые) организационные формы.

В данном подразделе исследуются именно особенности  виртуальных организационных форм и подходы к управлению предприятиями, использующими данную организационную форму. Вопросы относительно виртуального рынка и виртуальной реальности практически не затрагиваются, хотя в реальной деятельности предприятий названные три категории могут быть взаимосвязаны.

     Существует  множество определений виртуального предприятия как сетевой организационной формы. Однако с учетом особенностей практического функционирования таких структур виртуальное предприятие можно определить как временную кооперационную сеть предприятий (организаций, отдельных коллективов и людей), обладающих ключевыми компетенциями для наилучшего выполнения рыночного заказа, базирующуюся на единой информационной системе.

     С маркетинговой точки зрения цель виртуального предприятия – это  получение прибыли путем максимального  удовлетворения нужд и потребностей потребителей в товарах (услугах) быстрее и лучше, чем у потенциальных конкурентов. Очевидно, что такая цель присуща всем ориентированным на рынок предприятиям. Но, во-первых, виртуальные предприятия, как правило, ориентируются не на удовлетворение нужд и потребностей какого-то «усредненного» сегмента рынка, а на выполнение определенных рыночных заказов вплоть до удовлетворения определенных запросов конкретных потребителей (заказчиков). И, во-вторых, виртуальное предприятие увеличивает скорость и качество выполнения заказа путем объединения ресурсов различных партнеров в единую систему.

     С практической точки зрения обычному («монолитному») предприятию, например, для разработки и выведения нового товара на рынок требуется привлечение  значительных ресурсов. В отличие  от него виртуальное предприятие ищет новых партнеров, обладающих соответствующими рыночным потребностям ресурсами, знаниями и способностями, для совместной организации и реализации этой деятельности. То есть выбираются предприятия (организации, отдельные коллективы, люди), обладающие ключевой компетенцией в форме ресурсов и способностей для достижения конкурентного преимущества на рынке.

     Как правило, партнерство заключается  на определенный срок или до достижения определенного результата (например, выполнения заказа). Другими словами, партнерство является временным, и, например, на определенных этапах жизненного цикла изделия или при изменении рыночной ситуации в сеть могут привлекаться новые партнеры или исключаться старые.

Естественно, что предприятия-партнеры для эффективного функционирования всей сети должны базироваться на согласованном хозяйственном процессе. Когда же, например, для наилучшего соответствия рыночным потребностям в сеть объединяется множество предприятий, чаще всего удаленных географически, тогда очевидно, что таким предприятиям трудно согласовать свои действия без системы оперативной информации и коммуникаций. Следовательно, для решения информационных проблем сеть должна иметь единую информационную систему, основанную на широком применении новых информационных и коммуникационных технологий.

     С учетом вышесказанного, можно выделить ключевое достоинство виртуальных  форм организаций: возможность выбирать и использовать наилучшие ресурсы, знания и способности с меньшими временными затратами. Из этого достоинства  и самой сетевой организации вытекают такие основные конкурентные преимущества виртуальных предприятий, как:

- скорость выполнения  рыночного заказа; 
- возможность снижения совокупных затрат; 
- возможность более полного удовлетворения потребностей заказчика;  
- возможность гибкой адаптации к изменениям окружающей среды; 
- возможность снизить барьеры выхода на новые рынки.

     Анализ  деятельности виртуальных предприятий  показал, что основными характеристиками виртуальной формы организации  являются:

- открытая распределенная структура; 
- гибкость; 
- приоритет горизонтальных связей; 
- автономность и узкая специализация членов сети; 
- высокий статус информационных и кадровых средств интеграции.

Очевидно, что для планирования, организации  и координации деятельности виртуальных предприятий необходимы и соответствующие управленческие подходы. Легко заметить, что при создании виртуальных предприятий могут быть предприятия, которые концентрируют свои усилия исключительно на управлении компетенциями третьей стороны. В данном случае такое предприятие должно обладать как минимум следующими способностями:

- уметь идентифицировать и привлекать ключевые компетенции, необходимые для реализации проекта (аспекты менеджмента знаний); 
- на основе привлеченных компетенций организовать процесс создания и сбыта продукции (аспекты функционирования сети).

На основе этого можно в общем виде сформулировать основные функции управления виртуальным  предприятием как сетью партнеров:

1. Определение требований (задач) проекта. 
2. Поиск и оценка возможных партнеров (исполнителей). 
3. Выделение исполнителей, которые оптимально соответствуют задачам. 
4. Привлечение и распределение исполнителей. 
5. Постоянное отслеживание и перераспределение (если это необходимо) партнеров и ресурсов по задачам.

Наряду  с перечисленными выше достоинствами, виртуальные предприятия обладают и некоторыми недостатками, точнее, слабыми местами:

- чрезмерная экономическая зависимость от партнеров, что связано с узкой специализацией членов сети; 
- практическое отсутствие социальной и материальной поддержки своих партнеров вследствие отказа от классических долгосрочных договорных форм и обычных трудовых отношений; 
- опасность чрезмерного усложнения, вытекающая, в частности, из разнородности членов предприятия, неясности в отношении членства в ней, открытости сетей, динамики самоорганизации, неопределенности в планировании для членов виртуального предприятия.

     Выделяют  следующие этапы создания виртуального предприятия.

Проектирование  процессов. BPR (business process reengineering) - инструментальные системы реинжиниринга бизнес-процессов можно использовать для описания новых процессов. Когда все поддерживающие процессы полностью определены и оценены, под технико-экономическое обоснование планируемого предприятия подводится гораздо более серьезный фундамент, а команда разработчиков получает в свое распоряжение исчерпывающую спецификацию, описывающую, как оно должно функционировать.

Привязка  к ресурсам. Каждую функцию в каждом процессе необходимо привязать к определенному ресурсу. Например, некоторые функции, требующиеся в цепочке поставок, можно привязать к складу. На этом уровне вопрос о том, какой именно это будет склад и где он располагается, пока не стоит. Цели этого этапа заключаются лишь в том, чтобы определить необходимость склада и выбрать функции, которые он должен выполнять. По завершении этого этапа в распоряжении разработчиков оказывается список необходимых ресурсов, а для каждого ресурса - список функций, которые он должен будет выполнять, вместе с описанием входа, описанием выхода и спецификациями качества обслуживания.

Привлечение ресурсов по контрактам. Применительно к виртуальному предприятию основной принцип на этом этапе состоит в том, чтобы найти ресурсы вне структуры предприятия. Сюда входит аренда складских, справочных, производственных, сборочных, бухгалтерских услуг, размещение приложений электронной коммерции и т.д. Идея заключается в том, чтобы, опираясь на сравнение результатов или финансовых обязательств различных поставщиков с эталонными показателями в данной отрасли, выбрать наилучшего поставщика для каждого ресурса с учетом ранее составленных спецификаций функций. Особый подход требуется только к ресурсам, имеющим критическое значение. Одним из важнейших преимуществ такой организации является резкое сокращение размера стартового капитала для основания нового дела, поскольку большинство необходимых ресурсов будет привлекаться на контрактной основе и оплачиваться по мере предоставления услуг. Вторым преимуществом является существенное сокращение времени, необходимого для пуска сервиса в эксплуатацию.

Эксплуатация  созданного предприятия. После того как все ресурсы на месте, самым насущным вопросом становится способность руководства предприятия эксплуатировать сложный комплекс ресурсов, подконтрольных множеству различных и независимых организаций. Важнейшую роль в этом призваны сыграть инструменты workflow в Internet.

Информация о работе Сравнительный анализ сетевой и виртуальной организации