Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:29, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение зарубежного опыта управления.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические аспекты и особенности национальных моделей менеджмента;
- изучить национальные модели менеджмента;
- провести аанализ особенностей американской и японской моделей менеджмента.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты и особенности национальных
моделей менеджмента……………………………………………………………6
1.1. Социально – экономические функции и цели менеджмента …………..6
1.2. Национальные модели менеджмента ……………………………………..10
2. Анализ особенностей американской и японской моделей
менеджмента ………………………………………………………………….....13
2.1. Особенности американской модели менеджмента ………………….....13
2.2. Специфика японской модели управления ………………………………..19
2.3. Сравнение моделей японского и американского менеджмента ………...23
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы……………
Американская модель управления представляется достаточно жесткой и менее заинтересованной в человеческом факторе. Вероятно, это следствие индивидуализма как одной из основных черт американской национальной культуры. В отношении управления персоналом можно говорить о доминировании экономических стимулов над социальными (в отличие от японской модели), что влечет меньшую приверженность фирме, работу «на себя».
Производственные отношения также подвержены рационализации через иерархичность, высокую степень разделения труда и высокую специализацию. Примеры использования американского метода мы можем наблюдать на многих российских предприятиях в течение многих лет. Но особого экономического прогресса в настоящее время они дать не могут. Да и у людей от работы на предприятиях с подобной системой складывается не лучшее впечатление о фирме, так как там ведется борьба за деньги. О человеке, о человеческих отношениях никто не задумывается.
Национальная модель менеджмента зависит не только от уровня экономического развития страны, но и от ее истории и культуры, пути достижения данного уровня развития.
Сравнение национальных моделей менеджмента требует их всестороннего описания и комплексного рассмотрения. Международные сравнения говорят о взаимозависимости различных аспектов института акционерных обществ.
Необходимый для работоспособности системы уровень разнообразия ее поведения поддерживается реализацией принципа двойственности. Уменьшение свободы выбора определенной группы участников производственных отношений в одном аспекте деятельности сопровождается ее увеличением в другом.
Относительная эффективность национальной модели менеджмента зависит от условий внешней среды. В одних условиях преимущество имеет одна национальная модель, в других – другая.
5. Друкер П. Практика менеджмента (The Practice of Management) /П. Друкер. — М.: «Вильямс», 2007. — С. 400
Сравнение характеристик японской и американской моделей управления.
Характеристика | Японская модель | Американская модель |
Доминирующее качество делового человека | Умение работать в «команде»; Ориентация на коллектив; Отказ от выпячивания собственного «я»; Нежелание рисковать. | Отказ от индивидуаизма; Переход к коллективным формам; Стремление к обдуманному риску. |
Критерии к продвижению по службе | Жизненный опыт; Хорошее знание производства; Медленное должностное продвижение. | Высокая квалификация; Способность к обучению; Перемещение в должности происходит быстро. |
Профессиональная компетентность | Специалисты широкого профиля; Специальные требования и формы повышения квалификации; Обязательная переподготовка; Ротация места работы; Письменные отчеты о работе. | Тенденция перехода от узкой специализации к овладению несколькими смежными специальностями; Традиционные формы обучения и повышения квалификации. |
Процесс принятия решений | Снизу вверх; Принятие решения в стиле консенсуса; Решение принимается долго, реализуется быстро. | Сверху вниз; Индивидуальность принятия решения менеджером Принимаются быстро, реализуются медленно. |
Отношение работников к фирме и работе | Пожизненный найм; Переход в другую фирму считается неэтичным поступком; Главные мотивы поведения сотрудников характеризуются социально-психологическими факторами (чувство принадлежности к коллективу и др.). | Краткосрочный найм; Частая смена работы, зависящая от материальных благ; Главный мотив – экономические факторы (деньги) |
Характер поведения инноваций | Эволюционным путем. | Революционным путем. |
Форма деловых отношений | Личные контакты на основе взаимного доверия | Контракты |
Информация о работе Сравнение американской и японской модели менеджмента