Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 14:04, реферат
Различные риски снижаются с помощью разных способов и средств.
Средствами разрешения рисков являются:
- избежание риска;
- удержание;
- передача;
- снижение степени риска.
1. Способы снижения риска. Принципы разрешения риска
2. Хеджирование финансовых рисков
3. Методы снижения банковского риска
4. Страхование ценных бумаг и операций с ними
Литература
Страховая компания не может также не принимать во внимание характер портфеля ЦБ, подлежащего страхованию. Здесь возможны различные ситуации:
- если объектом
страхования является портфель
ЦБ, включающий разнообразные виды
ценных бумаг (обычные и
- когда страхователь приобретает полис на портфель ЦБ, эмитированных какой-либо одной компанией. В этом случае отдельно подлежат страхованию ее обычные акции, отдельно привилегированные, отдельно облигации и т. д.
В первом случае маловероятно, чтобы страхователь смог повысить совокупную цену всего (диверсифицированного) портфеля ЦБ. Напротив, во втором случае страхователь способен в той или иной мере повлиять на биржевые курсы отдельных видов ЦБ, вызвать на основе как преднамеренных, так и непреднамеренных действий понижение биржевого курса. Поэтому страхование ЦБ не может носить общего и безусловного характера. Иначе говоря, не любое падение биржевого курса и не любое, полное или частичное, обесценивание ЦБ должно рассматриваться как страховой случай. Что же тогда следует считать страховым случаем?
Под страховым случаем обычно подразумевается фактически происшедшее, документально подтвержденное событие, которое сопровождается определенными в договоре негативными последствиями и на основании которого страховщик обязан выплатить соответствующую страховую компенсацию.
К случаям, не подтверждающим иски страхователей о возмещении ущерба, понесенного с падением биржевого курса ЦБ, относятся следующие:
- если компания, одним из акционеров которой является страхователь или акции которой страхуются, не осуществляла ни инвестирования капитала, необходимого для совершенствования технологии производства, ни других мероприятий по повышению его эффективности, результатом чего являлось снижение ее конкурентоспособности и уменьшение рентабельности;
- если в результате неправильных действий руководства компании были выплачены штрафы, пеня, неустойки и имели место другие подобные санкции, и если по решению суда компания оказалась обязанной возместить потери своим клиентам или партнерам, понесшим убытки по ее вине.
таким образом, если падение курса акций и других ЦБ компании явилось результатом ее преднамеренных и активных действий, она сама (ее руководство) виновна в сокращении размера определения прибыли, то страхователь, являющийся фактическим владельцем портфеля ЦБ этой компании, должен нести свою долю ответственности за ее действия. Страховая же компания вправе в этих случаях отказаться от выплаты компенсации. Страховой договор обязательно предусматривает выявление этих обязательств.
К ситуации страхового случая, связанного с падением биржевого курса ценных бумаг и требующего компенсации убытков, относятся следующие группы событий.
1. Форс-мажорные обстоятельства - пожары, взрывы, аварии наводнения и т.д. Во всех видах страхования стихийное бедствие квалифицируется как страховой случай, и страховщик возмещает его потери от него.
2. Изменения
в экономической политике
3. Биржевой кризис,
следствием которого
Банкротство компании,
выпустившей застрахованные ЦБ, а
также банкротство потребителя
ее продукции (клиента, заказчика), следствием
чего явились трудности с
5. Изменение
политической обстановки в
Перечисленные
события не исчерпывают все возможные
основания страховой
Биржевой курс ЦБ, помимо указанных выше страховых случаев, всегда подвергается более или менее значительным колебаниям. Поэтому при определении страхового случая учитывается, во-первых, фактор длительности падения биржевого курса страхуемых ЦБ и, во-вторых, глубина этого падения. Следовательно, при заключении договора о страховании ЦБ должна быть определена франшиза, т. е. неоплачиваемая часть ущерба.
Определение франшизы составляет одну из основных проблем страхования. Наиболее распространенными являются следующие схемы страхования рисков.
1. Пропорциональная франшиза. При этом часть риска принимается страхователем как его собственное участие, а оставшаяся доля передается под ответственность страховщика. Преимущество - простота расчетов. Недостаток - индифферентный подход к различным ущербам.
2. Полная франшиза. Выбирается некоторый уровень ущерба («уровень полной франшизы»), и страхователь принимает на себя полностью весь ущерб, если он не превосходит этот уровень, но передает (также полностью) каждый из ущербов, больший этого уровня. Достоинством полной франшизы является избавление от рассмотрения и оформления расчетов по малым ущербам. Ее недостаток состоит в неустойчивости самого правила: даже самое малое изменение ущерба влечет за собой принципиальное перераспределение страховой ответственности: от полной ответственности страхователя по этому ущербу до полной ответственности по нему страховщика.
3. Вычитаемая
франшиза. Фиксируется уровень франшизы
и страховщик несет
4. Страхование
первого риска. Назначается
На страховом рынке, помимо двух его главных фигур - страховщика и страхователя, действует еще множество посредников. Не будучи представителями сторон страхового договора, они активно влияют на его разработку и принятие. К числу таких посредников относятся брокеры, и на них тоже распространяется Деятельность страховых компаний.
Как и любой другой вид коммерческой деятельности, деятельность брокеров связана с определенным риском. Возможность риска проистекает из обязательства посредников перед партнерами, участвующими в сделках. Необходимо также иметь в виду, успех посреднической деятельности зависит не только от соблюдения дополнительных обязательств юридическими и должностными лицами, представляемыми посредником. В процессе реализации сделок может проявиться и намерение третьих лиц, способных негативно повлиять на результаты этого риска (причинить, материальный ущерб).
В связи с
этим возникает необходимость
Страховая компания, как правило, не занимается страхованием выполнения заключенной страховой сделки. Если эта сделка заключена в соответствии с законами страны и уставом биржи, то все споры сторон, связанные с невыполнением условий по платежам, поставкам, срокам и т. д., решаются через арбитражный суд. В этих акциях отсутствует важное условие страхования - случайность события, его вероятностный характер. К сфере биржевого страхования и страхования брокеров относится прежде всего сохранность наличных фондовых ценностей и доходов от них. Объектом страхования могут выступать, во-первых, ЦБ, хранящиеся в сейфах самой биржи, во-вторых, ЦБ, поступившие на биржу для совершения с ними торговых операций. При наступлении страхового случая, например, физического уничтожения этих бумаг в результате стихийных бедствий, страховая компания принимает на себя ответственность и возмещает страхователю понесенный ущерб.
Условиями страхового
договора предусматривается немедленное
письменное уведомление страховщика,
в котором сообщается о факте
обнаружения страхователем
В деятельности брокеров могут быть и другие случаи, требующие страховой защиты. Так, биржевой брокер может стать жертвой обмана и мошенничества. В этом случае убытки, понесенные страхователем, становятся объектом страхования. К их числу относятся, например, убытки, связанные с подделкой ЦБ, когда этот факт становится известным уже после заключения сделки биржевым брокером. Подобная сделка признается незаконной. При этом страховщику должна быть предоставлена полная и достоверная информация о страховом случае.
В повышении важности операций по страхованию ЦБ, защите интересов и страховщика, и страхователя важное место принадлежит маркетингу. В этой области он предполагает активное формирование спроса и предложения, активизацию инвестиционной политики. Чем лучше страховой компании удается определить потребности страхователя, исследовать рынок страховых услуг, дифференцировать виды и типы страхования и страховых полисов с учетом специфики страхователей, тем больше наполняется страховой портфель и тем увереннее чувствует себя страховая компания.
Маркетинговая система в страховом бизнесе Украины только еще формируется. Ее исходной задачей является исследование страхового рынка, где проявляются различные взаимосвязи между субъектами страхования. Только формирование рыночной экономики, достаточно зрелой и охватывающей все стороны хозяйственной жизни, позволит придать масштабный характер и эффективность такой сфере страхового бизнеса, как страхование ЦБ.
Литература
1. Беленцов В.Н.,
Брадул С.В., Канарськая Н.В., Куденко
Г.Е., Кучеба П.К. Оцінка і
2. Виробничий менеджмент: Навчальний посібник. / За ред. професора П.К.Кучеби. - Донецьк: ТОВ «Юго-Восток» ЛТД», 2002с. - 341 с.
3. Економіка підприємства: Підручник / За заг. ред. С.Ф.Покропивного. - Вид. 2-ге, переробл. та доп. - К.: КНЕУ, 2001. - 528 с.
4. Жадан О.В., Кретова А.В., Сичов Г.М. Основи управління якістю: Навч.-метод. посібник. - Донецьк: «АПЕКС», 2004.-99с.
5. Лафта Дж. К.
Эффективность менеджмента