Современный менеджер: факторы успеха

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 20:24, статья

Описание работы

Богат русский язык- Сколько приставок и дополнений мы придумали, сколько понятий втиснули в рамки одного-разъединственного слова! Топ-менеджер, PR-менеджер, менеджер по закупкам, по продажам, по работе с клиентами, HR-менеджер, etc. Но что же на самом деле такое менеджмент? Что ждет будущих менеджеров в новом веке? Изменятся ли требования к ним? Станут ли иными факторы риска и факторы успеха в этой профессии? Это не праздные вопросы. Ответы на них очень важны для тех, кто выбрал для себя эту увлекательную и трудную профессию - менеджмент.

Работа содержит 1 файл

Современный менеджер.doc

— 55.00 Кб (Скачать)

Современный менеджер: факторы  успеха

Богат русский  язык- Сколько приставок и дополнений мы придумали, сколько понятий втиснули в рамки одного-разъединственного  слова! Топ-менеджер, PR-менеджер, менеджер по закупкам, по продажам, по работе с клиентами, HR-менеджер, etc. Но что же на самом деле такое менеджмент? Что ждет будущих менеджеров в новом веке? Изменятся ли требования к ним? Станут ли иными факторы риска и факторы успеха в этой профессии? Это не праздные вопросы. Ответы на них очень важны для тех, кто выбрал для себя эту увлекательную и трудную профессию - менеджмент.  
 
Зарабатывать, а не получать  
 
Для менеджера очень важно, чтобы он делал свое дело настолько хорошо, чтобы это было по достоинству оценено и окружающими.  
 
Генри Форд как-то сказал замечательную фразу о том, что если ты делаешь что-то действительно полезное для общества, как не уворачивайся, богатым все равно станешь. И, как показывает практика, за этим подходом - будущее. Нужно лишь вовремя сделать правильный выбор.  
 
Сейчас уже становится понятно, почему последствия августовского кризиса были столь катастрофичными для одних и стали чуть ли не положительным фактором для других. Все дело в том, что первые (и во многом это относится к менеджерам высшего звена) делали только то, за что платят деньги. Они получали, а не зарабатывали. Они думали о сиюминутной выгоде, не давая себе труда задуматься о завтрашнем дне. И стали первыми кандидатами на увольнение. А вторые поняли, что кризис - это шанс. Это проверка на профессионализм, толчок к переосмыслению своего пути, новая точка отсчета. И вторые стали победителями. Даже потеряв работу, они не только удержались на плаву, они стали ценным приобретением для других, более успешных компаний. Наверное, один из факторов успеха для менеджера - умение зарабатывать, а не получать. Кроме того, настоящие профессионалы должны воспринимать любую, даже негативную внешне ситуацию как еще одну ступеньку в карьере, еще один шаг к самосовершенствованию. Как писал Дейл Карнеги: "Если судьба дает тебе лимон, сделай из него лимонад".  
 
"Плантаторство" или сотрудничество"  
 
И в зарубежной, и в российской практике до сих пор ведутся споры о том, тождественны ли понятия ?управление" и ?менеджмент". Скорее всего, эти понятия соотносятся как общее и конкретное. А вообще, менеджмент - это научно-практическая концепция. Менеджмент позволяет эффективно управлять и экономикой, и производством, и людьми (человеческими ресурсами, если быть точнее). Но для завершения этого идеального образа не хватает одного штриха. Какого? Дело в том, что все это возможно только в условиях рынка, а не базара, упорядоченности, а не хаоса, цивилизованности, а не "пещерности". Наш социум, наши принципы предпринимательства пока отстают от этих идеальных запросов. Но уже сегодня ситуация меняется к лучшему. Хотя бы потому, что на смену и в помощь менеджерам "вчерашнего дня" приходят люди другой формации, более гибкие, более знающие, менее подверженные стереотипному мышлению.  
 
К сожалению, большинство отечественных компаний реализует принципы примитивного менеджмента, в том числе и кадрового. Топ-менеджер одной из ведущих компаний охарактеризовал эту ситуацию как "настоящее плантаторство". Это значит, что всякая инициатива подавляется на корню, что сотрудники работают за страх, а не за совесть, что о современных методиках менеджмента, о мотивации и стимулировании, миссии организации и бизнес-тренингах в компании слыхом не слыхивали. Наконец, это значит, что начальство и рядовые сотрудники столь же далеки друг от друга, как плантаторы и рабы на полях сахарного тростника. Может ли иметь будущее подобная система? Даже со скидкой на непредсказуемость нашей экономики и политики, думаю, что нет. Слишком уж далеко зашел процесс глобализации, "размывания" границ, принятия единых общечеловеческих принципов в области построения бизнеса. Мы просто не сможем остаться в стороне от всего этого и уж, тем более, не сможем этому противостоять. Да, можно возразить, что "у России собственная гордость", но это не значит, что нам нужно в штыки встречать все закономерные изменения, происходящие в бурно меняющемся мире. Сотрудничество "на равных" придет-таки на смену средневековому "плантаторству". И это тоже станет залогом успеха для менеджеров, которые строят карьеру в рамках своей компании.  
 
Два мира, две культуры-  
 
Одним из характерных качеств современного менеджера должна быть гибкость. Не секрет, что сегодня для многих наших специалистов, успевших поработать в западных компаниях, представляет определенную сложность адаптация к условиям работы в российских фирмах. И наоборот. Что называется, почувствуйте разницу. Причина здесь не только в уровне оплаты труда (к слову, на многих российских предприятиях платят ничуть не хуже). Основной камень преткновения - разные подходы к выполнению обязанностей, полярное различие в корпоративной культуре. К сожалению, одного знания иностранного языка недостаточно, чтобы органично вписаться в коллектив, где работают представители зарубежных стран. Что характерно для них? В большинстве случаев, это "жесткая" корпоративная культура, в которой нет места интригам, перемыванию косточек, рыданиям в жилетку, жалобам на низкую зарплату и проч. У тебя есть круг обязанностей, которые ты должен выполнять точно и в срок.  
 
Что характерно для нас? "Семейная" корпоративная культура, в которой не возбраняется брать с собой на работу ворох личных проблем и щедро делиться им со всеми. У нас до сих пор очень сильны психологические установки, доставшиеся в наследство от советских времен, - культ личных связей, понятия "не в службу, а в дружбу", "я от Иван Иваныча", "ничего страшного, закончу это завтра". Понятно, что человек, привыкший работать по одной из этих двух схем, будет тяжело привыкать к другой. И в преодолении этих проблем тоже состоит талант современного менеджера. Футурологи утверждают, что через несколько лет бизнес станет настолько транснациональным, что люди должны быть готовы к работе в любых странах и в любых условиях со всеми вытекающими отсюда особенностями.  
 
Что такое ответственный бизнес?  
 
Сегодня на первый план выходит несколько иная, чем раньше, философия бизнеса. И ключевым словом этой философии будет слово "ответственность". Это понятие - главное для любой компании в целом и для каждого сотрудника, в частности. Если мы посмотрим на историю развития крупнейших корпораций, то увидим, что каждая из них действует, опираясь на систему ценностей. Ответственный бизнес - краеугольный камень этой системы. Многие компании записывают свою философию в виде кредо или своеобразного "этического кодекса" организации. Возникает резонный вопрос - ответственность перед кем или чем? Прежде всего, перед теми, на кого рассчитана продукция компании. Потребитель - на первом месте. Далее компания берет на себя ответственность перед своими служащими, обеспечивая им равные условия и справедливое вознаграждение. Затем в кредо организации говорится об ответственности перед обществом, перед страной, в которой она работает, и перед другими странами, с которыми она взаимодействует. И лишь на последнем месте идет финансовая ответственность (перед акционерами или компаньонами). Для нас это пока что звучит странно: как это так, получение прибыли - на последнем месте?  
 
Но давайте вспомним, о чем говорил Генри Форд - сначала польза обществу, потом - закономерное повышение собственного благосостояния. Менеджмент завтрашнего дня будет опираться именно на такую философию, именно на такую систему ценностей. Безответственный бизнес обречен, и мы знаем тому массу печальных примеров из истории нашей страны.  
 
Лидерство, образование, человечность  
 
А каковы же должны быть личные качества современного менеджера? Без сомнения, формула успеха будет неполной, если мы забудем о таком важном аспекте, как лидерство. Некоторые ошибочно считают, что с этим качеством нужно родиться. Но ведущие специалисты в области менеджмента и управления персоналом не согласны с этой точкой зрения. Например, Владимир Тарасов, которого можно назвать первым менеджером Советского Союза (еще в 1984 году он основал знаменитую Таллиннскую школу менеджеров), говорит следующее: "Кто такой лидер? Человек, который всегда адекватен ситуации. Каждый настоящий руководитель обладает харизмой, то есть умением зажигать, привлекать, вести за собой, причем в правильном направлении. А лидером может быть каждый. Потерять это умение невозможно, как опыт. Вполне реально научиться быть харизматической личностью, подобно тому, как люди обучаются любому искусству".  
 
Конечно, в каждой компании нужны не только руководители, но и исполнители. Но, все-таки, стать по-настоящему успешным менеджером можно только при наличии лидерских качеств. Научиться быть лидером - вопрос хорошей профессиональной подготовки и практики.  
 
Есть еще одно качество, отличающее современного менеджера, которое трудно оспорить. Речь идет об образовании. Канули в Лету те времена, когда бизнес вершили люди, закончившие только среднюю школу и прочитавшие за свою жизнь две с половиной книжки. Конечно, бывают исключения, но эти исключения лишь подтверждают правило. О чем говорят такие вот "самородки"-топ-менеджеры в средствах массовой информации? Да о том, что им, все-таки, не хватает базовых знаний. О том, что они учатся и будут продолжать делать это в дальнейшем. Слишком высоки ставки в этой игре, слишком жесткие требования предъявляет современный бизнес к тем, кто им занимается.  
 
Вывод один - нужно учиться, причем получать базовые знания лучше в молодости, а совершенствоваться - всю жизнь. Наша система образования позволяет сегодня выбрать тот способ получения и реализации знаний, который тебе наиболее близок. И нынешним студентам повезло, что они могут обучаться по таким специальностям, о которых в свое время слышали только краем уха "привилегированные" студенты таких вузов, как МГИМО и МГУ. Сегодня открыты все двери, нужно лишь не пройти мимо них.  
 
Современные менеджеры получают образование, строят карьеру, стремятся стать настоящими профессионалами своего дела. Но бывает так, что жизнь вносит в эти планы свои коррективы. Никто не застрахован от случайностей и неприятностей - подобные варианты сценария тоже нужно учитывать. В такой ситуации, самым важным будет одно - оставаться порядочными и честными. ?Честность - лучшая политика", сказал великий дипломат Талейран. И человечность, добавим мы. Потому что не хочется себе представлять будущих менеджеров, как одинаковых молодых людей в "синих воротничках", холодных и расчетливых карьеристов, способных на все, если того потребуют личные амбиции.  
 
Слова "менеджер" и "человек" не должны противоречить друг другу, и, наверное, счастливое сочетание этих двух понятий и становится отличительной чертой тех, кто будет строить бизнес в новом веке.  
 
работе руководителя много привлекательных сторон: она предоставляет большие возможности для развития личности, придает человеку достоинство, является захватывающей и увлекательной. Менеджеру приходится часто решать сложнейшие задачи в условиях критических ситуаций и неопределенных перспектив.В прошлом на должность руководителей старались подобрать людей с ярко выраженными диктаторскими замашками, поскольку рабочие были в большинстве своем покорной, малообразованной, безликой массой и наилучшим способом обращения с ними считалось принуждение.

В этих условиях формула  действий управляющего была: «бизнес - есть бизнес, работай, не рассуждая».С пониманием того, что рабочих нужно не принуждать к труду, а поощрять, изменились и требования к управляющим.. Главным их достоинством стала способность играть роль главы семьи, который по-отечески относится к подчиненным, действуя по формуле: «твердость, но справедливость» .Все это, безусловно, помогло снять многие проблемы и прежде всего антагонизм между рабочими и менеджерами.

Кризисные ситуации, все больше и больше потрясавшие  западную экономику, потребовали от управляющих новых качеств. Просто ужиться с людьми было не достаточно—взаимодействие нужно было обеспечить надежной материальной базой, которую создавал надежный бесперебойный сбыт товаров. Это потребовало от менеджера еще и маклерских способностей.И наконец , сегодня фирмы выросли настолько, что единоличное управление ими стало практически невозможным. Кроме того, у руководителей добавилось и много внешних функций, в том числе взаимодействие с партнерами, профсоюзом, государственными и политическими деятелями. Каждым направлением занимался самостоятельный управляющий, поэтому глава корпорации становился менеджером-организатором, основная обязанность которого – координировать деятельность группы менеджеров.Выполняя эту обязанность, современный менеджер выступает в нескольких ипостасях.

Во-первых, это управляющий, облеченный властью, руководящий большим  коллективом людей.

Во-вторых, это лидер, способный вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, высокий  профессионализм, положительные эмоции.

В-третьих, это—дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты.

В-четвертых, это - воспитатель, обладающий высокими нравственными  качествами, способный создать коллектив  и направляющий его развитие в  нужное русло.

В-пятых, это –  инноватор, понимающий роль науки в  современных условиях, умеющий оценить  и без промедления внедрить в  производство то или иное изобретение  или рационализаторское предложение.

В-шестых, это—просто человек, обладающий высокими знаниями и способностями, уровнем культуры, честностью, решительностью характера и в то же время рассудительностью, способный быть во всех отношениях образцом для окружающих.

В процессе управления менеджер осуществляет ряд конкретных функций, среди которых: организация и планирование деятельности коллектива и своей собственной работы; распределение заданий и инструктаж подчиненных; контроль за ними; подготовка и чтение отчетов; проверка и оценка результатов работы; ознакомление со всеми новинками в мире бизнеса, техники и технологии, выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений; решение вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных; знакомство с текущей корреспонденцией; ответы на звонки и прием посетителей; проведение собраний и представительство; заполнение форм отчетности; ведение переговоров; повышение квалификации.

Все эти работы характеризуются: высоким разнообразием (до 200 видов  действий в день), разнообразием  формы самих этих действий и места  их осуществления, широкими контактами и коммуникациями внутри и вне фирмы, быстрой сменой событий, людей и действий.Выполняя свои повседневные обязанности, менеджер общается с различными категориями лиц. Прежде всего, это партнеры. Иногда они могут быть весьма неприятными, выдвигающими несуразные требования и даже угрожающими, но в любом случае обращаться с ними нужно корректно, не показывая раздражения. Другая категория людей, с которыми приходится общаться, -- руководители различного ранга. В разговорах с ними выражаться следует четко и недвусмысленно, придерживаться только фактов или собственных соображений, кратко излагать мысли. Ставя какую-то проблему, лучше всего сразу же предложить вариант ее решения, чтобы босс не занимался ею от начала до конца. Вообще, лучше всего большую часть его работы взять на себя—он этого не забудет. С подчиненными общение должно быть в высшей мере доверительным и доброжелательным—от них, как известно в решающей степени зависит судьба менеджера. И наконец, менеджер постоянно общается с коллегами – руководителями других подразделений. Прямого влияния на них он оказать не может и здесь в особой мере нужно уметь вести переговоры, торговаться и убеждать.

В процессе общения  менеджеру приходится выполнять  три основных роли.

Во-первых, это роль координатора, связывающего одну группу людей с другой и упрощающего диалог между ними. Эту роль имидж и представительство во внешнем мире; фактический может играть номинальный глава фирмы, обеспечивающий ее вдохновляющий действия людей, направленные на лидер, достижение целей фирмы; коммуникатор, создающий возможность надежных непрерывных контактов между сотрудниками.

Во-вторых, это роль информатора, обеспечивающего прием, передачу и обработку различного рода информации. Эту роль может  играть контролер, следящий за работой  подчиненных, сравнивающий ее с поставленными целями. Ее может взять на себя распространитель идей, который в курсе всех изменений, влияющих на работу сотрудников, информирующий их об этом, разъясняющий политику фирмы. Это и представитель, разъясняющий значение и характер проблем другим подразделениям или партнерам.

В-третьих, это роль, связанная с принятием решений. Ее играет предприниматель, ищущий новые  пути достижения целей и берущий  на себя всю ответственность за риск, связанный с ними. Ее играет менеджер, ответственный за распределение ресурсов фирмы. Ее, наконец, играет представитель фирмы, ведущий переговоры с партнерами.

Менеджеры высшего  звена фирмы обычно являются номинальными главами, координаторами, представителями, определяют цели и основные принципы деятельности. Менеджеры среднего звена чаще всего выступают в качестве генераторов идей, представителей на переговорах, координаторов деятельности своих подчиненных, определяя их функциональные обязанности и цели, совершенствующие производственный процесс. Менеджеры низшего звена – мастера—находятся ближе к непосредственным исполнителям. Цели для них формируются на ближайшую перспективу непосредственными руководителями и ориентированы на повышение производительности труда, квалификации отдельных работников, снижение брака. В отличие от предыдущих категорий управленцев они решают вопрос не «Что делать»?, а «Как делать»?

Информация о работе Современный менеджер: факторы успеха