Современные социально-экономические условия и общественные требования к личности специалиста

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:59, доклад

Описание работы

В системе требований к специалисту сегодня отчетливо проявляется личностная составляющая. Личность человека труда признается как главная ценность общества. В условиях социально-экономических преобразований формируется идеология развития личности, творческой активности субъектов труда. Это отражается в требованиях к творческому потенциалу личности специалиста, способности генерировать новые идеи, имеющие общечеловеческую ценность и в то же время не наносящие вреда природе и т.п.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 15.83 Кб (Скачать)

В системе требований к специалисту  сегодня отчетливо проявляется  личностная составляющая. Личность человека труда признается как главная  ценность общества. В условиях социально-экономических  преобразований формируется идеология  развития личности, творческой активности субъектов труда. Это отражается в требованиях к творческому  потенциалу личности специалиста, способности  генерировать новые идеи, имеющие  общечеловеческую ценность и в то же время не наносящие вреда природе  и т.п.

Социально значимые качества личности, отражающие ее мировоззренческие установки, существенным образом влияют на сферу  профессионального труда. Они помогают специалисту не только в определении  своего социального и профессионального  места в обществе, в безопасном и гармоничном ведении профессиональной деятельности, но и активно направляют будущее развитие всей социальной среды  в позитивном направлении, выступают  гарантом признания и соблюдения обществом общечеловеческих приоритетов.

На основе этого структура требований к личности специалиста любого профиля  может быть представлена в виде трех уровней:

- требования-ориентиры к человеку  труда;

- общие требования к личности  специалиста;

- профессионально-личностные требования  к специалисту определенного  звена (начального, среднего, высшего)  и профиля.

Требования-ориентиры к человеку труда определяют основные характеристики специалиста в глобальном масштабе развития человеческой цивилизации. Они  направлены на осознание человеком  себя активным субъектом человеческого  сообщества, способным через свой профессиональный труд влиять на прогрессивное  развитие и нести общую ответственность  перед мировым сообществом, объединенным идеей общей безопасности, свободы, гуманизма.

В общих требованиях отражаются профессиональная и личностная характеристика специалиста нового типа. Анализ развития общественных отношений показывает, что сегодня в значительной степени  возросла ответственность каждого  человека за свою судьбу в социальном, профессиональном и личностном значении. Обеспечить свою конкурентоспособность  на рынке труда - важнейшая задача каждого специалиста. Уровень его  образованности, профессиональной квалификации и компетентности выступают фактором социальной защищенности в условиях рынка.

Специалист должен знать социальную сущность своей специальности, владеть  навыками профессиональной деятельности, обладать профессионально важными  качествами и свойствами. При этом виды деятельности работника (например производственная, управленческая и  др.) должны адекватно отражать потребности  общества в получаемых результатах  деятельности. Поэтому сегодня востребованы специалисты, способные к разностороннему  видению и анализу сложных  проблем жизни общества и природы, к поиску новых решений насущных проблем, творчески и критически мыслящие.

Развитие творческого потенциала личности, потребность в творческом образе жизни, профессиональное творческое саморазвитие выступают одним из главных условий гармоничной  жизнедеятельности человека. Социальные и психологические качества личности, отражающие ее установки на выполнение определенной социальной функции (степень  социальной зрелости, личная система  ценностей, сформированность морально-нравственных устоев и др.), определяют социально  значимые качества специалиста: ответственность  перед обществом, порядочность и  честность, социопривлекательность, широкую  культуру и т.д., раскрывают возможности  позитивного развития личности.

Без этой системы качеств невозможна реализация тех качеств, к которым  современный рынок (как социоэкономическое пространство) предъявляет повышенные требования: предприимчивость и деловитость, трудолюбие, способность к риску, быстрая адаптация к изменяющимся условиям работы, мобильность, самостоятельность, способность к принятию ответственных решений и личная ответственность, повышенная профессиональная выносливость в условиях возрастающей интенсивности труда и др. Эти качества находят отражение во всех видах профессиональной деятельности работников.

Таким образом, в современных социально-экономических  условиях развития общества к личности специалиста предъявляются новые  требования. Акценты в них переносятся  с узкопрофессионального подхода  к специалисту на его многостороннее профессионально-личностное развитие в соответствии с возросшей ролью  личности в решении общественных проблем. Человек труда в современном  обществе определяется как активный субъект профессиональной деятельности, обладающий целым комплексом качеств  для достижения продуктивных результатов  своего труда: личной созидательной  активностью и профессиональной мобильностью, высокой профессиональной культурой и творческой индивидуальностью  и др. Его профессиональная деятельность, отвечая преобразованиям в социально-экономической, политической и духовной сферах общества, является, в конечном итоге, способом существования человека, выражением его сущности.


Информация о работе Современные социально-экономические условия и общественные требования к личности специалиста