Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 08:31, доклад
За последнее десятилетие — с того времени, как понятие «интеллектуальный капитал» (ИК) широко проникло как в академическую, так и в популярную литературу по бизнесу и экономике, — было предложено несколько десятков методик его измерения и оценки. Вещественных измерителей творческого потенциала компании, величины ее интеллектуального ресурса по аналогии с другими ресурсами, необходимыми для производства любого продукта, такими как основные и оборотные средства, деньги, труд и т.п., - не существует. Сложно найти надежные способы измерения коллективных знаний сотрудников компании, их опыта и интуиции, интеллектуальной собственности, усвоенной ими информации. К сожалению, ни одна из методик не может рассматриваться как универсальн
Современный проблемы измерения интеллектуального капитала на предприятии.
За
последнее десятилетие — с
того времени, как понятие «интеллектуальный
капитал» (ИК) широко проникло как в
академическую, так и в популярную
литературу по бизнесу и экономике,
— было предложено несколько десятков
методик его измерения и
В
узком смысле интеллектуальный капитал
— это конечное, не исключаемое,
неделимое и совместно
Показателями интеллектуального капитала, подлежащими измерению, выступают некоторые важные для компании аспекты ее деятельности (результаты, процессы), а измерителем, или методикой, — выбранный или сконструированный инструментарий, позволяющий измерить показатели по количественным и качественным критериям.
При
этом измерение часто принимает
вид оценки, например, оценка учебного
курса — высокая, средняя, низкая;
удовлетворенность персонала
Причин, для измерения интеллектуального капитала, существует множество, выделим основные:
Наиболее
успешно интеллектуальный капитал
может развиваться в русле
целенаправленной деятельности по созданию
новой продукции и
Для организации мероприятий по исследованию иетеллектуального капитала предприятия и разработки программы по развитию творческого и кваллифицированного труда сотрудников, мы предлогаем воспользоваться следующими подходами:
Как одним из вариантов данного подхода, следует рассматривать известную методику Navigator, которой шведская страховая компании Skandiaиспользует в качестве практической работе по измерению интеллектуального капитала с 1994 г. Здесь выделяется несколько категорий интеллектуального капитала: человеческий капитал (знания, компетенции, опыт, ноу-хау и пр.), структурный капитал (как минимум включает организационные процессы, информационные системы, базы данных), капитал отношений (капитал клиента и капитал стейкхолдеров). Наиболее известная форма интеллектуального капитала — интеллектуальная собственность, включающая торговые марки, патенты, лицензии и пр.
Еще одним ярким примером этой группы, служит методика Intangible Assets Monitor (Sveiby, 1997), которая делит интелллектуальный капитал предприятия на внешнюю структуру, внутреннюю структуру и компетенцию людей. Выбор требуемых показателей для измерения зависит от организационной стратегии. Наиболее важными областями применения данного инструментария считаются рост/обновление, эффективность и стабильность. На основе этой методики многие компании разрабатывают свои измерители.
В
настоящее время методик
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что эффективность и ценность интеллектуального капитала являются не всеобщими универсальными категориями: они определяются и самовозрастают только в контексте конкретной стратегии развития компании и при иной стратегии имеющиеся интеллектуальные ресурсы могут быть малопригодны. Поэтому очень важно при выборе мктодики, правильно установить истинные цели ( то что вы хотите измерять); необходимо знать участников процесса, правильно ли они поняли поставленные перед ним задачи; определить, что именно в данный момент времени следует измерить.
И следует помнить, что при квалифицированном
менеджменте максимальная сумма прибыли
от инвестиций в человеческий капитал
почти втрое превышает прибыль от инвестиций
в технику.
Информация о работе Современные проблемы измерения интеллектуального капитала на предприятии