Современные подходы в менеджменте. Национальные особенности менеджмента в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 16:52, контрольная работа

Описание работы

Контрольная работа содержит ответ на теоретический вопрос и решение теста.

Содержание

1. Современные подходы в менеджменте. Национальные особенности менеджмента в России. 2
2. Ситуации из приложения. 12
3. Конфликтная ситуация. 14
Список литературы. 15

Работа содержит 1 файл

Современные концепции и подходы к менеджменту.doc

— 78.50 Кб (Скачать)

     Эти функции находятся в постоянной взаимной связи. Между собой они объединены процессами принятия решений и передачи информации.

  3.Системный подход

     В основе системного научного подхода  лежит понятие «система» —  комплекс взаимосвязанных элементов (подсистем) вместе с их связями и отношениями, обладающий целостными свойствами и находящийся в особом единстве с внешней средой.

     Суть  системного подхода заключается  в следующем. Менеджеры должны рассматривать  предприятие как совокупность взаимозависимых  элементов (люди, структура, задачи, технология), которые ориентированы на достижение различных целей под влиянием внешней среды

     Один  из авторов системного научного подхода  к менеджменту Ч.Барнард считал, что любое предприятие — это  социальная система. Он говорил: «Организация — комплекс физических, биологических, личностных и социальных компонентов, которые находятся в специфическом системном отношении в связи с кооперацией двух или более лиц для получения, по крайней мере, одного определенного результата».

       Менеджеру необходимо знать и учитывать единство формальной и неформальной организаций. При этом формальная (официальная) организация представляет собой систему, сознательно построенную руководством для целенаправленного объединения идей, ресурсов и персонала. В свою очередь неформальная (неофициальная) организация есть устойчивая сеть межличностных и социальных отношений, стихийно возникающих при объединении людей в их трудовой среде.

     Все предприятия и организации можно  рассматривать как открытые или  закрытые системы. Открытая система характеризуется максимальным взаимодействием с окружающей внешней средой через обмен ресурсами, продукцией, информацией и т.д. Поскольку выживание такого предприятия зависит от внешней среды, оно вынуждено постоянно адаптироваться к непрерывно изменяющимся условиям ее существования. Таких предприятий — открытых систем в мире подавляющее большинство. Закрытые системы относительно независимы от внешней среды. Характерным примером в этом отношении является натуральное хозяйство в сельскохозяйственном производстве, которое обеспечивает себя необходимыми ресурсами и в котором большая часть производимой продукции потребляется на месте. Предприятия — открытые системы в схематическом виде можно представить состоящими из трех основных блоков: вход; переработка; выход.

     На  входе предприятие получает материальные, трудовые, финансовые и информационные ресурсы. В результате обработки  и  преобразования этих ресурсов создается  продукция (товары или услуги), которая  затем реализуется потребителям. Процесс производства и управления осуществляется в непрерывном взаимодействии с окружающей средой.

     4. Ситуационный подход.

     Впервые о необходимости учета фактора  конкретной ситуации в процессе управления заявила М.Фоллет: «...различные ситуации требуют различных типов знаний». Стержнем данного научного подхода является понятие «ситуация», которое означает совокупность определенных обстоятельств.

     В менеджменте ситуационный подход - это увязка конкретных приемов управления с реальными ситуациями для достижения целей организации. В свою очередь, стечение определенных обстоятельств, определяет применение того или иного метода управления. Самым эффективным в конкретной ситуации является тот метод, который в наибольшей степени соответствует данной ситуации.

     Таким образом, знание теории менеджмента является лишь тем фундаментом, на базе которого менеджер, исходя из реальной ситуации, должен принимать решение, сообразуясь с конкретной обстановкой.

Национальные особенности менеджмента в России.

     В настоящее время в России менеджмент, соответствующий мировым стандартам, находится в стадии становления. Насколько длителен временной разрыв в уровнях менеджмента, характеризует высказывание Питера Ф. Друкера, выдающегося американского ученого и практика в области менеджмента. Летом 2000 г. он писал: «предприятия и менеджмент в США 50 лет назад были такими же, как российские предприятия и менеджмент в наши дни».

     Нельзя  не согласиться, в общем, с оценкой уровня развития российского менеджмента. Его низкая эффективность представляется фактом. Вот почему так актуально стоит проблема подготовки специалистов в области менеджмента, особенно экономистов-менеджеров, в нашей стране.

     С точки зрения управления в России условно выделяют три основные модели менеджмента:

     Модель  «здравого смысла», наблюдаемая, прежде всего в последнем десятилетии XX века, во многих организациях так называемых «новых русских». Большая часть этих «менеджеров» до этого были кем угодно: инженерами, экономистами, юристами, программистами – только не профессионалами в управлении. Хорошо ещё, что бизнес в те годы, был достаточно простым, менеджмент на первой стадии развития бизнеса тоже был элементарным. Однако по мере роста организаций «здравого смысла» перестало хватать для замещения управленческого профессионализма;

     Модель  «западной культуры» представлена западными организациями стран зрелой рыночной экономики, работающими на российском рынке. Преувеличивать влияние западной культуры менеджмента на российские организации не следует, но нельзя и не замечать некоторых следов воздействия. Например, коренная реконструкция технологической базы менеджмента, которая произошла за последние годы. На вооружении у современного менеджера – персональные компьютеры, новейшие системы связи, базы данных с удаленным доступом, различные программные средства, Internet. Наряду с этим, многие организации восприняли и внешние атрибуты западного менеджмента: элегантность, вежливость, хорошую мебель. Но дальше внешней формы и технологического вооружения дело не шло. В последние годы продвижения в сторону собственно западных технологий корпоративного управления, межгруппового взаимодействия пошли быстрее. Менеджмент стран зрелой рыночной экономики заметно повлиял на форму, техническую сторону и оказывает существенное воздействие на культуру российского менеджмента.

     Модель  «традиционных (советских) методов  управления» ещё продолжает функционировать  в некоторых организациях Российской Федерации.

 

  1. Ситуации  из приложения.
 

     Ситуация 11. В самый напряженный период завершения производственной программы один из сотрудников вашего коллектива заболел. Каждый из подчиненных занят выполнением своей работы. Работа отсутствующего также должна быть выполнена в срок.

     А. Посмотрю, кто из сотрудников меньше загружен и распоряжусь: «Вы возьмете эту работу, а вы поможете делать это».

     Б. Предложу коллективу: «Давайте вместе подумаем, как выйти из создавшего положения».

     В. Попрошу членов актива коллектива высказать  свои предложения, предварительно обсудив  их с членами коллектива, затем  приму решение.

     Г. Вызову к себе самого опытного и  надежного работника и попрошу его выручить коллектив, выполнив работу отсутствующего.

     Ситуация 3. Между двумя вашими подчиненными возник конфликт, который мешает им работать. Каждый из них в отдельности обращался к вам с просьбой, чтобы вы разобрались и поддержали его позицию.

     А. Я должен пресечь конфликт на работе, а разрешить конфликтные взаимоотношения - это их личное дело.

     Б. Лучше всего попросить разобраться  в конфликте представителей общественных организаций.

     В. Прежде всего лично попытаться разобраться в мотивах конфликта и найти приемлемый для обоих способ примирения.

     Г. Выяснить, кто из членов коллектива служит авторитетом для конфликтующих, и попытаться через него воздействовать на этих людей.

     Ситуация 9. Подчиненный игнорирует ваши советы и указания, делает все по-своему, не обращая внимания на замечания, не исправляя того, на что вы ему указываете.

     А. Разобравшись в мотивах упорства и видя их несостоятельность, применю обычные административные меры наказания.

     Б. В интересах дела постараюсь вызвать его на откровенный разговор, попытаюсь найти с ним общий язык, настроить на деловой контакт.

     В. Обращусь к активу коллектива, пусть обратят внимание на его неправильное поведение и применят меры общественного воздействия.

     Г. Попытаюсь разобраться в том, не делаю ли я сам ошибок во взаимоотношениях с этим подчиненным, потом решу, как поступить.

 

3. Конфликтная ситуация.

     В торговых компаниях в период новогодних праздников на работу стараются вывести  как можно больше сотрудников.  Рассматриваемая ситуация произошла именно в это время.

     Руководитель  отдела сообщила своим сотрудникам  об отработке в магазинах по электронной  почте в приказном порядке. Естественно  у коллектива возникло множество  вопросов. Персонал отдела попросил провести общее собрание, чтобы понять каким образом это будет организовано и будет ли дополнительно оплачиваться. На что руководитель ответил отказом, сославшись на занятость. Произошел конфликт.

     На  мой взгляд руководитель должен был  предвидеть, что у коллектива возникнет  множество вопросов и провести собрание чтобы разъяснить данную проблему, а не доводить до конфликта.

 

      Список литературы.

     1. Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник.  – М.: Банки и биржи, 1997

2. Гребцова  В.Е.. Менеджмент.- Ростов н/Д.:Феникс, 2001

     3. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р. Основы менеджмента. – СПб.:ИД МиМ,1998

     4. Липсиц И.В. Секреты умелого  руководителя М.: Экономика, 1991

     5. Мескон М.Х., Альберт М., Хелоури  Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1998

     6. Менеджмент организации. Учебное  пособие под ред.проф. З.П.Румянцевой, проф. Н.А.Соломатиной. – М.: Инфра-Менеджмента, 1995

     7. Основы менеджмента. Учебное пособие  – М.: Издательский дом «Дашков  и К», 2000

     8. Соколов Ю.А. Менеджмент и маркетинг.  Основы теории и практики.- Москва,1993

9. Уткин  Э.А. Профессия – менеджер. –  М.:Экономика, 1992

     10. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы  управленческой деятельности. Учебник  для средних специальных  учебных  заведений. – М.: Высшая школа, 2000

Информация о работе Современные подходы в менеджменте. Национальные особенности менеджмента в России