Современные организационные структуры наукоёмких предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 00:33, реферат

Описание работы

Индивидуализация. Эта стратегия предполагает дифференциацию продукта или услуги организации от тех, которые предлагают в данной отрасли конкуренты. Как показывает Портер, подход к индивидуализации может принимать различные формы, включая имидж, торговую марку, технологию, отличительные черты, особые услуги покупателям и т.п. Индивидуализация требует серьезных исследований и разработок, а также устойчивого сбыта. Кроме того, покупатели должны отдавать свои симпатии продукту, как чему-то уникальному.

Работа содержит 1 файл

индивидуализация продукции.docx

— 32.20 Кб (Скачать)

Необходима индивидуализация продукции, которая ведет к преимуществу в конкуренции и защищает организацию  от соперников в связи с тем, что  покупатели отдают предпочтение конкретным производителям. Ясно, что при отсутствии диверсификации продукта трудно предотвратить  метание покупателей между конкурентами. 

Индивидуализация. Эта  стратегия предполагает дифференциацию продукта или услуги организации  от тех, которые предлагают в данной отрасли конкуренты. Как показывает Портер, подход к индивидуализации может принимать различные формы, включая имидж, торговую марку, технологию, отличительные черты, особые услуги покупателям и т.п. Индивидуализация требует серьезных исследований и разработок, а также устойчивого  сбыта. Кроме того, покупатели должны отдавать свои симпатии продукту, как  чему-то уникальному. Потенциальным  риском этой стратегии являются изменения  на рынке или выпуск аналогов, инициированный конкурентами, которые разрушат конкурентное преимущество, добытое компанией. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Правовое значение  средств индивидуализации предпринимателей  и их продукции. Для любого  уважающего себя предпринимателя  очень важно, чтобы его продукция,  работы и услуги были известны  на рынке и пользовались спросом.  При этом потребители и контрагенты  предпринимателя по сделкам имеют  возможность отличать продукцию  одного предпринимателя от однородной  продукции другого с помощью  специальных средств, которые  позволяют ее индивидуализировать.  К таким средствам относятся: 

- фирменные наименования;

- товарные знаки; 

- наименования мест  происхождения товаров. 

Средства индивидуализации предпринимателей сходны с результатами интеллектуальной деятельности, но к  таковым не относятся. Ст. 128 ГК РФ приравнивает их к результатам интеллектуальной деятельности. На них распространяется режим исключительных прав, т.е. только правообладатель (например, предприниматель, зарегистрировавший товарный знак) имеет  право использовать зарегистрированный им объект и одновременно запрещать  либо разрешать такое использование  другим лицам. 

2. Фирменные наименования. Понятие фирмы впервые стало  упоминаться российским законодателем  в 19 веке. “Фирма есть название  торгового предприятия, а право  на фирму есть исключительное  право производства или сбыта  известных товаров от имени  данного предприятия, под данной  фирмой. Так как известное предприятие,  благодаря достоинству своих  товаров, приобрело значительный  круг потребителей, то для других  представляется искушением воспользоваться чужой фирмой, чтобы отвлечь внимание покупателей. Здесь-то закон принимает под свою защиту интересы предприятия и запрещает всем другим употреблять ту же фирму. Это достигается мерами предупредительными и карательными”. 
 

2.1. Источники правового  регулирования прав на фирменное  наименование. В настоящее время  права на фирменные наименования  регулируются Гражданским кодексом  РФ, специальными законами об  отдельных видах юридических  лиц, например, федеральным законом  от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ “Об  акционерных обществах”, федеральным  законом от 8 февраля 1998 г. №  14-ФЗ “Об обществах с ограниченной  ответственностью” и др., а также  постановлением Центрального Исполнительного  Комитета СССР и Совета Народных  Комиссаров СССР от 22 июня 1927 г.  “О введении в действие положения  о фирме” (далее Положение о  фирме). Положения о фирменном  наименовании содержатся в Парижской  конвенции об охране промышленной  собственности 1883 г. 

В действующем законодательстве и международных договорах не дается понятия фирменного наименования. Под фирменным наименованием  следует понимать наименование юридического лица, которое позволяет отличать его от других участников гражданского оборота. Исключительное право на фирменное  наименование может принадлежать юридическому лицу – коммерческой организации  и возникает при регистрации  юридического лица. 

Фирменным наименованиям  присущи следующие признаки. 

1) Критерий творчества  не является необходимым в  отношении фирменного наименования. 

2) Главное назначение  фирменного наименования состоит  в индивидуализации юридического  лица. 

3) Фирменное наименование  является олицетворением деловой  репутации предприятия и тем  самым представляет личную и  имущественную ценность. 

4) Фирменное наименование  должно быть постоянным и неизменным, сохраняющим свое название даже  при переходе предприятия от  одного лица к другому. 

5) Название фирмы  должно давать правдивую характеристику  о ней. Согласно п. 7 Положения  о фирме не дозволяется включать  в фирму обозначения, способные  ввести в заблуждение. 

6) Право на фирму,  как правило, носит бессрочный  характер. 

7) Регистрация фирменного  наименования может быть осуществлена  только в отношении юридического  лица – коммерческой организации. 

8) Юридическое лицо  может обладать лишь одним  фирменным наименованием в отличие  от других средств индивидуализации  предприятий. 

Фирменное наименование включает в себя указание на организационно-правовую форму юридического лица и отличительный  элемент, например, закрытое акционерное  общество “Незабудка”. 

В связи с тем, что законодательством не предусматривается  понятия фирменного наименования, в  судебной практике возникают споры  по поводу того, что считать фирменным  наименованием. Так, закрытое акционерное  общество “Союзтеплострой” обратилось в Арбитражный суд Челябинской  области с иском к обществу с ограниченной ответственностью “Инженерный  центр АС “Теплострой” о признании  права на фирменное наименование, об обязании ответчика прекратить его использование и о внесении изменений в учредительные документы и товарный знак. 

Решением от 10.06.98 г. исковые требования были удовлетворены. При этом арбитражный суд обязал ответчика в 30-дневный срок с момента  вступления решения в законную силу внести изменения в учредительные  документы и свидетельство на товарный знак. Апелляционная и кассационная инстанция оставила решение в  силе. 

При проверке решения  Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ выяснилось, что решение  принято с нарушением норм материального  и процессуального законодательства. 

ЗАО “Союзтеплострой” является правопреемником треста “Союзтеплострой” и было зарегистрировано как акционерное  общество закрытого типа “Союзтеплострой” решением Калининского исполкома города Москвы от 19.12.90 г. № 1596. 

Полное официальное  наименование истца – закрытое акционерное  общество “Союзтеплострой”, сокращенное  – ЗАО “Союзтеплострой”. 

Как видно из материалов дела и установлено судом, ответчик – ООО “Инженерный центр АС “Теплострой” является правопреемником  смешанного товарищества “Инженерный  центр АС “Теплострой”, зарегистрированного  постановлением исполкома Курчатовского  района города Челябинска от 19.09.91 г. № 356-4. 

Полное наименование предприятия – общество с ограниченной ответственностью “Инженерный центр  АС “Теплострой”, краткое – “ИЦ  АС “Теплострой”. 

Обращаясь в арбитражный  суд, истец полагал, что ответчик нарушает его исключительное право  на использование фирменного наименования. Нарушение заключается в использовании  фирменного наименования, сходного до степени смешения с давно известным  фирменным наименованием истца. 

В соответствии с  пунктом 4 статьи 54 Гражданского кодекса  Российской Федерации юридическое  лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном  порядке, имеет исключительное право  его использования. 

Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование  и возместить причиненные убытки. 

Порядок регистрации  и использования фирменных наименований определяется законом и иными  правовыми актами в соответствии с настоящим Кодексом. 

Согласно статьям 87 (пункт 2), 97 (пункт 2) Гражданского кодекса  Российской Федерации, пункту 1 статьи 4 Федерального закона “Об акционерных  обществах”, пункту 2 статьи 4 Федерального закона “Об обществах с ограниченной ответственностью” фирменное наименование акционерного общества должно содержать  обязательную часть, то есть указание на его организационно-правовую форму  и тип (закрытое или открытое), а  общества с ограниченной ответственностью – слова “с ограниченной ответственностью”  или аббревиатуру ООО. 
 

Фирменное наименование служит средством индивидуализации юридического лица. 

Суд первой инстанции  вопреки названным нормам закона неправильно квалифицировал вопрос о том, какое наименование является фирменным наименованием истца, а какое – ответчика, не включив  в понятие фирменного наименования, охрана которого испрашивалась, указания на организационно-правовую форму и  тип акционерного общества. 

При исследовании вопросов о наличии сходства либо различия каждого фирменного наименования, возможности  их смешения и введения в заблуждение  потребителя суд неправомерно анализировал лишь так называемую произвольную часть  фирменного наименования. 

Президиум Высшего  Арбитражного Суда РФ направил дело на новое рассмотрение, указав, что  при новом рассмотрении спора  суду необходимо уточнить объем и  характер исковых требований, выяснить предмет жалобы истца: использование  чужого наименования или использование  сходного в целях недобросовестной конкуренции. Надлежит исследовать  вопросы о степени сходства полных фирменных наименований сторон (установив  признаки сходства и различия), при  наличии сходства установить возможность  индивидуализации юридических лиц, а также вероятность их смешения при участии в хозяйственном  обороте. 

Таким образом, судебная практика идет по пути понимания фирменного наименования как совокупности двух элементов: указания на организационно-правовую форму юридического лица и отличительного элемента. Согласно п. 1 Письма Высшего  арбитражного суда РФ от 29 мая 1992 г. №  С-13/ОПИ-122 “Об отдельных решениях совещаний по арбитражной практике”  при установлении факта о том, что ответчик свое наименование зарегистрировал  раньше истца либо одно наименование присвоено различным формированиям (акционерное общество, кооператив, совместное предприятие и т.п.), требование истца об изменении ответчиком своего наименования не может быть удовлетворено. 

В некоторых случаях  законодательство прямо определяет требования к фирменному наименованию. Так, например, в соответствии с Положением о фирме фирма государственного предприятия должна содержать указание предмета его деятельности, того государственного органа, в непосредственном ведении  которого предприятие состоит, и  вида предприятия (трест, синдикат, торг и т.п.). Фирма предприятия, принадлежащего акционерному обществу (паевому товариществу) или товариществу с ограниченной ответственностью, должна содержать  указание предмета деятельности предприятия  и вида товарищества (“акционерное общество”, “паевое товарищество”, “товарищество с ограниченной ответственностью”  или сокращенно “акц. об-во”, “т-во с о/о” и т.п.). 

Специальные требования содержит ГК РФ в отношении полных товариществ, товариществ на вере, казенных предприятий и др. Например, п. 3 ст. 69 ГК РФ требует чтобы фирменное  наименование полного товарищества содержало либо имена (наименования) всех его участников и слова “полное  товарищество”, либо имя (наименование) одного или нескольких участников с  добавлением слов “и компания”  и слова “полное товарищество”, а п. 3 ст. 113 ГК РФ устанавливает, что  фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. 

В соответствии со ст. 4 федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ “Об акционерных обществах” общество имеет свое фирменное наименование, которое должно содержать указание на его организационно-правовую форму  и тип (закрытое или открытое). Общество вправе иметь полное и сокращенное  наименования на русском языке, иностранных  языках и языках народов Российской Федерации. 

Согласно ст. 5 федерального закона от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 “О товарных биржах и биржевой торговле” в  фирменном наименовании юридического лица не должны использоваться слова  “биржа” и “товарная биржа”, если оно не удовлетворяет требованиям  названного закона. 

2.2. Субъектами прав  на фирменное наименование могут  выступать лишь коммерческие  организации. Не могут быть  самостоятельными субъектами прав  на фирменное наименование структурные  подразделения юридических лиц,  в частности, филиалы, представительства  и т.п. 

Индивидуальные предприниматели  без образования юридического лица могут приобрести право на использование  фирменного наименования по договору коммерческой концессии (глава 54 ГК РФ). На противоречие такого подхода самой  правовой природе фирменного наименования и отсутствия единого законодательного подхода в регулировании вопроса  неоднократно указывалось в специальной  литературе. 

Информация о работе Современные организационные структуры наукоёмких предприятий