Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 01:28, доклад
Сфера науки и образования в России может стать основной движущей силой экономического роста и социального развития, если будет повышена эффективность управления в сфере образовательных услуг на основе применения современных инновационных технологий, учитывающих изменения внутренней и внешней среды, достижения науки и передовой практики.
Вот почему научные исследования проблем экономики и управления образованием являются не только актуальными, но и выдвигаются в разряд первоочередных в структуре социально-экономических исследований в целом.
Современное состояние и проблемы управления сферой дошкольных образовательных учреждений.
Сафонова Ксения Сергеевна
На сегодняшний день образование однозначно признано сферой продуктивных вложений. Многие зарубежные и российские ученые рассматривают инвестиции в сферу образовательных услуг как важнейший вид капиталовложений и один из главных источников умножения национального богатства.
Сфера науки и образования в России может стать основной движущей силой экономического роста и социального развития, если будет повышена эффективность управления в сфере образовательных услуг на основе применения современных инновационных технологий, учитывающих изменения внутренней и внешней среды, достижения науки и передовой практики.
Вот почему научные исследования проблем экономики и управления образованием являются не только актуальными, но и выдвигаются в разряд первоочередных в структуре социально-экономических исследований в целом.
Современная система дошкольного образования представляет собой гибкую, многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений - детских садов, которые оказывают воспитательные, образовательные услуги, ориентированные на потребности семьи и интереса общества.
Дошкольное образование —
В современных условиях развития системы дошкольного образования и воспитания к руководителям дошкольных образовательных учреждений предъявляются большие требования. В целом современная ситуация зависит от умения руководителя быстро реагировать на изменения, происходящие в экономической, социальной сферах, умение внедрять в практику ДОУ научно-педагогические достижения в области управления. В связи с этим, руководителю недостаточно лишь умения анализировать создавшуюся ситуацию и реагировать на её изменения в работе своего учреждения. Не менее важным является умение составлять прогноз, который выстраивается в программу развития учреждения.
Новая образовательная политика, приоритетом которой является качество образования, привела к пониманию того, что необходимы новые подходы в управлении образовательного процесса. Решая проблему повышения качества образовательного процесса, деятели педагогической науки (В.А.Кальней, Д.Ш.Матрос и др.) считают качество социальной, психолого-педагогической категорией. Р.Г.Гурова и В.Н.Шамардин определяют новый подход в оценке качества образовательной системы: в своих исследованиях они доказывают необходимость диагностического достоверного подхода в оценке качества образования с учетом конечных результатов. Однако до настоящего времени в системе дошкольных образовательных учреждениях доминирует эпизодичность получения информации о достигнутых результатах в воспитании и развитии детей, а также причин, оказывающих влияние на эти результаты.
Не разработана система
Сложившаяся ситуация требует изменения общих подходов к организации воспитания и обучения детей в условиях ДОУ, поиска актуальных методов и средств, способствующих повышению качества образовательного процесса.
В педагогической литературе определены средства обучения детей, но отсутствует положение, что система непрерывного систематического, научно-обоснованного слежения за ребенком и его кризисами могла бы быть средством повышения качества образовательного процесса.
Длительное слежение за какими-либо
объектами или явлениями
В современных научных
- психолого-педагогический (Г.А.Карпова);
- профессиональный (С.Н.Силина);
- мониторинг качества образования (В.А.Кальней, С.Е.Шишков);
- мониторинг как способ регулярного отслеживания качества усвоения знаний (А.М.Багиров, В.Г.Горб, Е.В.Зайка и др.).
Для того, чтобы система мониторинга в ДОУ соответствовала данному определению, необходимо проделать большую аналитическую работу, в результате которой определятся проблемные зоны, появится возможность выстраивать, прогнозировать и формировать будущее.
При этом управленческую деятельность
необходимо организовывать таким образом,
чтобы через углубленное
В структуре управления ДОУ функцией мониторинга является обеспечение обратной связи между управляющей и управляемой системами. Поэтому мониторинг может осуществляться везде, где необходимо сравнение фактического состояния какой-либо системы с намеченным. Отсюда вытекает задача мониторинга – уменьшение разницы между фактическим состоянием и желаемым.
Для обеспечения качественного мониторинга необходимыми условиями являются его стабильность, долгосрочность и надежность. Мониторинг помогает отработать систему взаимодействия в управленческой структуре детского сада, находить конкретные ситуации на педагогических советах или собрании трудового коллектива, совещании при заведующем ДОУ или на заседании методического совета ДОУ. Часть вопросов может решаться родительским комитетом ДОУ и профсоюзом учреждения.
Для обеспечения обоснованности принимаемых решений необходима объективная картина состояния управляемой системы и изменений, происходящих в ней. Это представляется возможным при условии организации мониторинга качества образования.
Мониторинг качества образования, по одному из определений, трактуется как систематическое наблюдение, оценка и прогноз состояния образовательной системы ДОУ в плане соответствия стандартам (нормам).
Созданная «Циклограмма ежемесячного контроля» (приложение 1) определяет сроки мониторинга в той или иной области деятельности.
Основные методы диагностики в ДОУ – наблюдение, эксперимент, беседа и анализ продуктов деятельности.
Создание системы мониторинга позволило бы решить ряд основных задач по улучшению качества образовательного процесса и проведению целенаправленной аналитически-обоснованной работы по его совершенствованию с учетом возможностей каждого субъекта образовательного процесса.
Приложение 1. Циклограмма ежемесячного контроля.
Содержание контроля |
Особенности осуществляемого контроля. | |||
Числа месяца | ||||
1-7 |
8-15 |
16-23 |
24-31 | |
Соблюдение законодательства РФ в области образования |
Кроме соблюдения законодательства осуществлять контроль за изучение вновь изданных нормативных актов. | |||
Просмотр
занятия с целью его анализа
по следующим критериям: |
Периодичность – не более 5 раз в год для каждого воспитателя (за исключением педагогов, находящихся на самоконтроле) | |||
Сформирован-ность
культурно-гигиенических |
Организация трудового воспитания |
|||
Соблюдение режима дня. |
||||
Создание условий для самостоя-тельной игровой деятельности детей |
Состояние документации |
|||
Санитарное состояние группы. |
Проверка осуществляется совместно с медиками. | |||
Организация жизни группы |
Организация и проведение экскурсий, прогулок, походов и т.д. |
Особое внимание при проверке уделить социально-личностному взаимодействию детей. | ||
Проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня. |
Проверка направлена на выявление системы закаливания в группе. | |||
Система работы с родителями. |
Примечание: качество и эффективность УВП контролируется 2 раза в год (сентябрь-октябрь, апрель-май) в соответствии с принятой в ДОУ системой диагностики.
В настоящее время в области дошкольного образования отмечается развитие педагогической инноватики. Серьезными научными коллективами, передовыми образовательными учреждениями и отдельными творческими педагогами разрабатывается огромное количество новых программ, педагогических технологий разной направленности, а также методик для детей дошкольного возраста.
Значительно повысился уровень психолого-педагогической грамотности родителей. Изменились их требования к образованию, воспитанию и развитию детей в дошкольный период жизни. Родители, бабушки и дедушки желают быть активными участниками педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, которое посещает их ребенок.
В настоящее время родителям предоставлено право выбора самостоятельно определять время начала обучения своего ребенка в школе. В результате часть родителей - сторонников акселерации детского развития - испытывают потребность в интенсивной подготовке своего ребенка к обучению в школе с 6-ти лет. Оставшаяся часть нуждается в программах образования, воспитания и развития детей до 7-летнего возраста.
На первое место выдвигается не обучение дошкольника чтению, письму, счету, сложным арифметическим действиям, иностранному языку и т.д., а формирование функциональной готовности к школьному обучению, социальной зрелости. В последние годы в обиход вошел новый термин – «предшкольное образование». Это, в свою очередь, требует разработки и активного внедрения в педагогическую практику программ образования, развития и воспитания, предназначенных специально для детей 5-7 лет.
И без того непростая ситуация,
сложившаяся в современной
Управление педагогическим
процессом в современных
В основе педагогического процесса
- стратегическое планирование развития инновационной деятельности;
- моделирование предметно-
- планирование целостного
- целостной системы воспитания и обучения;
- комплексно-тематический
- научно-методическое сопровождение педагогического процесса;
- взаимодействие с семьей;
- подготовка педагогических
Целью планирования педагогического процесса является создание целостного образовательного продукта, соответствующей интеграции воспитательно-образовательной деятельности. Планирование в дошкольном учреждении предусматривает разработку последовательных действий (годовой, перспективный, календарный планы), систему работы, расчет объема работы по времени и предполагаемый материал.
Важным в системе управления ДОУ является создание механизма, обеспечивающего включение всех участников педагогического процесса в управление. Управленческая деятельность по своему характеру является деятельностью исследовательской и строится на основе отбора и анализа педагогической и управленческой информации.