Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:00, доклад
За последние три года работа с кадрами в таможенных органах России
развилась в кадровую политику. Вышестоящие таможенные органы
проводят кадровую политику на всех уровнях таможенной системы. Но это
довольно сложная задача, так как из правоохранительной сущности
таможенных органов и особого служебного положения, вытекают
некоторые особенности проведения кадровой политики. Главная из них
обусловлена бюрократизмом с его многочисленными правилами и
предписаниями, которые обязательны на любой государственной службе.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ТАМОЖНИ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
За последние три года работа с кадрами в таможенных органах России
развилась в кадровую политику. Вышестоящие таможенные органы
проводят кадровую политику на всех уровнях таможенной системы. Но это
довольно сложная задача, так как из правоохранительной сущности
таможенных органов и особого служебного положения, вытекают
некоторые особенности проведения кадровой политики. Главная из них
обусловлена бюрократизмом с его многочисленными правилами и
предписаниями, которые обязательны на любой государственной службе.
Таможенные служащие должны следовать строгим процедурам, уживаться с
множеством ограничений. И именно из-за них и из-за разветвленной
иерархической структуры таможенной системы все изменения протекают в
ней чрезвычайно медленно.
Структура таможенной системы, очень разветвлена. При наличии в
таможне 20-30 подразделений (отделов, групп и служб) система становится
трудноуправляемой, разобщенной, она подвержена взаимодублированию.
Начальнику таможни довольно сложно обеспечить реализацию принципа
единоначалия в управлении и реализации единой таможенной политики.
Следствием этого является нерациональная расстановка кадров.
Так как таможенная система - это система многоуровневая, значит в
ней множество начальников и их заместителей, кроме них есть еще
руководители групп и главные инспекторы, которые зачастую исполняют
роль заместителей начальников отделов. Статистические исследования
показывают, что в среднем в любой таможне на 6-7 сотрудников
приходится один функционер, что ведет к отвлечению огромного числа
людей непосредственно от таможенного контроля и к установлению
нагрузки на инспекторский состав, а отсюда - к немалым материальным из-
держкам и к усложнению управления таможенной структурой. Карьера в
такой системе приобретает формальный оттенок: рост в должности и в
звании не приводит к росту профессиональному.
Часть руководителей всех уровней по-прежнему вместо рациональной
перестройки технологии таможенного контроля ориентируется на
повышение эффективности работы за счет роста численности кадрового
состава. Но сейчас необходимо исходить из того, что дополнительных
штатов нет и не будет. Путь решения этой проблемы - эффективное
использование того кадрового потенциала, который уже имеется.
У каждой организации должен быть свой выбор путей
реформирования кадровых служб. Один из путей - объединение всех служб
организации, связанных с формированием кадрового состава, с
планированием и организацией кадрового резерва, его стимулированием. Эта
новая служба (или объединение служб) должна иметь компьютерную
технику. В ее составе, кроме инспекторов по кадрам и подготовке кадров,
должны быть юристы, социологи, психологи, физиологи, работники по
связям с прессой.
Особую актуальность в наши дни приобретают вопросы социальной
защищенности членов трудового коллектива. Обеспечение действенных
социальных гарантий в системе таможенных органов, основываются на
анализе и прогнозировании социальных процессов в таможнях
(предупреждение негативных процессов), своевременного выявления
социально нуждающихся сотрудников таможенных органов и оказания им
необходимой материальной и моральной поддержки, организации работы по
оказанию помощи ветеранам, уволенным из таможенных органов, в решении
социально-бытовых вопросов. Удовлетворение социально-культурных
потребностей существенно влияют на социально-психологический климат в
коллективе, на мировосприятие трудового коллектива, его деловой настрой и
социальный оптимизм.
Особое место в реформировании кадровых служб должно отводиться
ее руководителю, который помимо высшего образования и специальной
психолого-педагогической подготовки должен обладать опытом кадровой и
руководящей работы, должен иметь развитые организаторские,
коммуникационные и
по управлению персоналом необходимо владеть техникой управления
кадрами, методами оценки личностных, деловых качеств работников и
результатов коллективной работы,
вопросами практического
основ законодательства в работе с кадрами, способами воздействия на
коллектив, методами и техникой публичных выступлений, ведения
переговоров при возникновении трудовых споров.
Совершенствованию работы с персоналом в таможенных органах
способствует развитие психологических служб в таможнях [2]. Психология
таможенного коллектива - это сложная совокупность внутриколлективных
процессов и явлений, сторон его духовной жизни. Психология каждого
таможенника и социально-психологические явления таможенного коллектива
находятся в диалектическом единстве. Они взаимно влияют друг на друга.
Направлений в деятельности психологической службы в таможни
очень много. Во-первых, это участие в работе по профессиональному
отбору кандидатов на службу в таможню. Во-вторых, создание банка
психологических данных сотрудников таможни, проведение
индивидуально-психологической работы с лицами, имеющими признаки
затрудненной адаптации. В-третьих, оказание помощи руководящему
составу и подразделениям таможни в создании здорового морально-
психологического климата. В-четвертых, проведение психологического
консультирования и оказание психологической помощи сотрудникам
таможни и членам их семей[4].
Очень полезной и результативной может оказаться работа психолога
с резервом кадров на выдвижение. Возможности здесь следующие:
проведение психологической диагностики на предмет возможности
зачисления кандидата в резерв; осуществление психологического
консультирования резервиста
по результатам его
обследования; оказание помощи резервисту в составлении индивидуального
плана его подготовки к новой должности.
Для этого в наличии
у психолога специальный
выполнения задач по профессионально-
психодиагностических тестов (методик) для изучения индивидуально-
психологических особенностей личности. Этот инструментарий позволяет
получить оценки тех или иных психических особенностей кандидатов в
соответствии с целями профотбора, для их должностной расстановки,
прогнозировать социальное поведение личности в различных условиях
деятельности.
В отличие от традиционных способов изучения личности:
наблюдений, бесед, изучения личных дел и так далее, специальные психо-
диагностические методы обладают очевидными преимуществами. Они
позволяют: собрать диагностическую информацию в относительно короткие
сроки; предоставить информацию о тех или иных особенностях человека;
получить информацию в виде, позволяющем дать качественное и
количественное сравнение индивида с другими кандидатами.
Необходимо отметить, что примерно 15-20 процентов кандидатов по
своим индивидуально-психологическим особенностям не соответствует
требованиям, предъявляемым сотрудникам таможенных органов, и не
рекомендуются для приема на службу [3]. Но следует подчеркнуть, что
заключение психолога носят все же рекомендательный характер.
Кроме того, психолог с помощью средств психодиагностики может
осуществлять контроль за профессиональным развитием личности
сотрудника таможни и участвовать в оценке кадров на аттестации.
Дело, однако, в том, что как бы критически не относился новый
работник к системе службы в таможне, ему все равно придется в ней
работать, если он хочет сделать карьеру. Выход один - разрабатывать
собственную стратегию с учетом первичности организации по отношению к
своему персоналу. Но не у всех это получается. Зачастую таможенный
служащий оказывается в положении начальника тюрьмы, которая
переполнена; но из-за роста преступности увеличивается и число
поступающих в нее преступников. Начальник тюрьмы не может не
принимать новых заключенных, не может расширить тюрьму или досрочно
освободить отбывающих наказание. Единственное решение - продолжать
прием новых заключенных. Налицо предпосылка для разочарования в своей
работе.
Работа с персоналом в таможне требует постоянного
совершенствования, так как именно в этом заложены большие
потенциальные возможности повышения эффективности работы
служащего таможни, а значит достижения им высокого профессионального
мастерства и, как следствие, более высокого уровня на служебной лестнице
[1]. Но так как директивы
по всем направлениям
поступают из Государственного таможенного комитета, трудно говорить о
совершенствовании работы с персоналом в отдельно взятой таможне. Этот
процесс находится в прямой зависимости от совершенствования кадровой
политики в таможенной системе в целом.
Список литературы:
1. Демченко А.А., Родин
В.Ф.«Управление в системе
органов»: М.-РТА, 1996., - 255 с.
2. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. «Управление персоналом
организации»: М.: «ЭКЗАМЕН», 2003.–238 с.
3. Шапошников Н.Н. «Таможенная политика России до и после
революции»: М.–Л., 1999.- 365 с.
4. Маусов Н. «Менеджмент персонала-ключевое звено внутри-
фирменного управления»//
№ 6__
Информация о работе Совершенствование управления персоналом таможни на современном этапе