Совершенствование системы управления качеством на примере ОАО "Оргсинтез"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:38, реферат

Описание работы

В условиях рыночных отношений успех фирмы зависит от степени удовлетворения ею требований покупателей. Только в этом случае фирма будет иметь устойчивый спрос на свою продукцию, и получать прибыль. А степень удовлетворения требований потребителей соответствующей продукцией определяется её качеством.
Качество продукции является главным фактором её конкурентоспособности. И хотя, кроме качества, в конкурентоспособность входят цена, сроки поставки, техническое совершенство, гарантии, сервисное обслуживание и ряд других слагаемых, качество составляет 70% весомости всех показателей конкурентоспособности.

Содержание

Введение
1. Качество продукции – один из основных факторов успешной деятельности предприятия в условиях рыночной экономики
2. Принципы обеспечения качества и управления качеством продукции
3. Создание систем качества на предприятиях, этапы работ, их краткая характеристика
4. Роль кружков качества в решении проблем
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

семестровая.docx

— 299.00 Кб (Скачать)

Размещено на http://www.allbest.ru/

Содержание

 

Введение

1. Качество продукции  – один из основных факторов  успешной деятельности предприятия  в условиях рыночной экономики

2. Принципы обеспечения  качества и управления качеством  продукции

3. Создание систем качества  на предприятиях, этапы работ,  их краткая характеристика

4. Роль кружков качества  в решении проблем

Список используемой литературы

 

 

Введение

управление качеством  кружок

В условиях рыночных отношений  успех фирмы зависит от степени  удовлетворения ею требований покупателей. Только в этом случае фирма будет  иметь устойчивый спрос на свою продукцию, и получать прибыль. А степень  удовлетворения требований потребителей соответствующей продукцией определяется её качеством.

Качество продукции является главным фактором её конкурентоспособности. И хотя, кроме качества, в конкурентоспособность  входят цена, сроки поставки, техническое  совершенство, гарантии, сервисное  обслуживание и ряд других слагаемых, качество составляет 70% весомости всех показателей конкурентоспособности.

Увеличение производства высококачественных изделий приводит к интенсификации экономики, росту  жизненного уровня населения, повышению  конкурентоспособности товаров  на внутреннем и внешнем рынках.

В конечном итоге, именно качеству отдают предпочтение покупатели и заказчики  при выборе продукции.

Руководителям современных  отечественных предприятий необходимо более эффективно использовать экономические, организационные и правовые рычаги воздействия на процесс формирования, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товара.

Конкурентоспособность товара означает его способность быть более  привлекательным для потребления  по сравнению с другими изделиями  аналогичного вида и назначения благодаря  лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик  требованиям данного рынка и  потребительским оценкам.

Разработать, внедрить и  обеспечить эффективное функционирование системы качества можно только при  наличии на фирме профессионально  подготовленных специалистов по качеству - инженеров и менеджеров.

Целью выполнения контрольной  работы является закрепление знаний теоретических основ управления качеством и практических методов  организации работ по обеспечению  качества продукции на предприятиях.

Основные задачи:

знакомство с общими тенденциями  развития систем управления качеством;

изучение принципов построения систем управления качеством;

изучение создания систем управления качеством на предприятия;

выявление роли кружков качества в решении проблем.

 

1. Качество продукции  – один из основных факторов  успешной деятельности предприятия  в условиях рыночной экономики

 

Рыночная экономика в  качестве одной из важнейших характеристик  включает конкуренцию между субъектами и объектами рынка.

Под конкуренцией понимают соперничество между отдельными лицами или хозяйственными единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели на каком-либо поприще.

С конкуренцией тесно связано  и понятие конкурентоспособности. Конкурентоспособность – способность  выдерживать конкуренцию, противостоять  ей. При этом понятие конкурентоспособности  применяют как к товарам (услугам), так и к предприятиям, фирмам и  другим организациям.

Конкурентоспособность товара — это его относительная характеристика, которая отражает отличие данного  товара от товара конкурента, во-первых, по степени соответствия одной и  той же общественной потребности, а  во-вторых, по затратам на удовлетворение этой потребности. Под затратами  понимается цена потребления, включающая издержки покупателя, связанные с  приобретением товара, и все расходы, возникающие при его потреблении  или использовании.

Конкурентоспособность товара характеризуется тремя группами показателей:

– полезностью - качество, эффект от использования и т.п.;

– определяющими затратами потребителя при удовлетворении его потребностей посредством данного изделия - затраты на приобретение, использование, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и т.п.;

– конкурентоспособностью предложения - способ продвижения продукции на рынок, условия поставки и платежа, каналы сбыта, сервисное обслуживание и т.д.

Параметры конкурентоспособности  продукции подразделяются на нормативные - соответствие товара стандартам, техническим условиями, законодательству,

технические - технологические свойства товара, определяющие область его применения, надежность, долговечность, мощность и т.д.,

экономические - уровень расходов покупателя на приобретение, потребление и утилизацию товара, то есть цена потребления.

организационные - система скидок, комплектность поставок, сроки и условия поставок и пр. (рис.1).

 

Рисунок 1 - Параметры конкурентоспособности  продукции

 

Изучение конкурентоспособности  товаров важно для предприятий-производителей, поскольку рыночные отношения не позволяют им длительное время занимать устойчивое положение на рынке, опираясь в своей производственно-сбытовой стратегии только на показатели конкурентоспособности  товара, то есть, не учитывая издержек на его производство и реализацию.

Конкурентоспособность производителя  – это его способность сохранять  и расширять рынки сбыта за счет целенаправленной деятельности как  по отношению к качественным характеристикам  продукции, так и по отношению  к производителям-конкурентам.

Конкурентоспособность предприятия  определяется действием комплекса  факторов внешней и внутренней среды  его жизнедеятельности.

К факторам внешней среды  могут быть отнесены: уровень государственного регулирования и развития экономики  страны обитания (налогообложение, кредитно-финансовая и банковская система, законодательное  обеспечение система внешнеэкономических  связей и т.д.); система коммуникаций; организация входных материальных потоков; факторы, определяющие потребление  продукции (емкость рынка, требования потребителя к качеству продукции  и т.д.);

Факторы внутренней среды  предприятия характеризуют следующие  внутрипроизводственные показатели: технический  уровень производства (состояние  и уровень использования производственных мощностей); технология; организация  производства и управления; система  формирования спроса и стимулирования и т.д.

Возможности воздействия  предприятия на факторы окружающей среды ограничены, поскольку они  действуют объективно по отношению  к предприятию. Реальные и непосредственные возможности регулирования конкурентоспособности  предприятия относятся к сфере  факторов внутренней среды, однако воздействовать на эти факторы предприятие может  с разной интенсивностью.

Наиболее мобильными и  поддающимися эффективному регулированию  без существенных капиталовложений являются факторы организации управления производственно-сбытовой деятельностью, и именно в этой сфере находятся  реальные пути повышения конкурентоспособности  предприятия. Решающим рычагом при  этом является внедренная предприятием система менеджмента качества продукции.

Проблема качества и повышения  конкурентоспособности становится ключевой для российских предприятий, способствуя очевидному росту интереса к стратегическим вопросам бизнеса  и к проблеме качества, а также  к подходам и методам их решения, выражаясь в разных формах:

-сосредоточении усилий  широкого круга компаний на  налаживании производства продукции  конкурентоспособной по своим  характеристикам;

-изучении опыта западных  компаний, которые поставляют на  мировой рынок продукцию, превосходящую  по своим параметрам отечественную,  с целью возможного его использования  на своем предприятии;

-активизации деятельности  по разработке и внедрению  системы менеджмента качества  продукции, отвечающих требованиям  международных стандартов (в экономически  развитых странах эти системы  являются не только источником  получения конкурентных преимуществ,  но и обязательной инфраструктурной  основой для эффективного взаимодействия  компаний в условиях стремительно  углубляющегося разделения труда);

-постепенном осознании  российскими менеджерами необходимости  освоения новой философии качества  и на ее основе формировании  в компаниях принципиально новой  для отечественной практики организационной  культуры.

Решение проблемы качества – неотъемлемый элемент стратегии  развития современных компаний, поэтому  начинать внедрение системы менеджмента  качества продукции следует с  определения места этой системы  в общей стратегии компании.

Поскольку деятельность по формированию системы менеджмента  качества продукции путем реализации международных стандартов и принципов TQM (всеобщего управления качеством) ориентируется на повышение качества и конкурентоспособности продукции (услуг) компании, то все процессы, связанные  с этой деятельностью, следует начинать с анализа потребностей и ожиданий потребителей этой продукции (услуг).

Поэтому компания, прежде всего, должна определить маркетинговую стратегию, которая будет отражать интересы и особенности потребителей и характер конкурентных преимуществ ее продукции (услуг), за счет которых она рассчитывает добиться успеха.

В соответствии с маркетинговой  стратегией должны развиваться активы компании и ее технологический потенциал, поэтому необходима стратегия технического развития.

При формировании стратегии  компании особое внимание следует уделять  определению и развитию стержневой компетентности, т.е. тому комплексу  взаимосвязанных ресурсов и внутренних возможностей компании, которые обеспечивают ее стратегическую конкурентоспособность, достижение устойчивых конкурентных преимуществ  перед соперниками на рынке.

Формирование общей стратегии  и комплекса функциональных стратегий  компании предполагает не только разработку системы стратегических планов, но и формирование у руководителей  и ведущих специалистов общего стратегического  мышления – скоординированного подхода  к долгосрочным перспективам компании и принятию оперативных решений  с ориентацией на них. Этого можно  добиться, вовлекая в формирование стратегии более широкий круг людей, т.е. формируя соответствующую  организационную культуру.

Стратегия качества должна рассматриваться как одна из важнейших  функциональных стратегий и разрабатываться  в виде неотъемлемой части общей  стратегии компании.

Система качества должна обеспечивать как соответствие продукции спросу на нее, так и гарантированное  выявление и устранение недостатков, процессов, которые влияют на ее качество, т.е. обеспечивать наибольшую вероятность  качественности выпускаемой продукции.

 

2. Принципы обеспечения  качества и управления качеством  продукции

 

Обеспечение качества - это  гарантирование такого уровня качества продукции, который позволяет потребителю  с уверенностью покупать и использовать ее в течение длительного времени, причем эта продукция должна полностью  удовлетворять требованиям потребителя.

Существует два основных принципа обеспечения качества:

- фактический результат  должен соответствовать ожидаемому;

- в нём не должно  быть погрешностей.

Обеспечение качества включает в себя регулирование качества сырья  и полуфабрикатов, сборки и производства, менеджмента, проверки на брак.

Качество определяется удовлетворённостью пользователя. Дешёвый продукт является высококачественным, если потребитель так считает.

Проблема обеспечения  качества продукции успешно решена в передовых капиталистических  странах, в первую очередь США, Японии, Германии, где она стала национальной идеей. Такое большое внимание к  этой проблеме объясняется следующими причинами:

- качество дает возможность  выдержать конкуренцию 

- качество позволяет получить  прибыль, необходимую для подъема  уровня жизни человека и развития  самих предприятий и организаций 

- решение проблемы качества  потребовало подъема общего уровня  культуры населения и его знаний 

Американский ученый Э. Деминг в 1980 году сформулировал принципы управления качеством. Признавая существование отклонений, необходимость отслеживания «неестественных» отклонений и выяснения их причин, Деминг выдвинул идею об отмене оценки заданий и результатов выполнения работы сотрудниками. Деминг полагал, что такая оценка создает атмосферу страха, способствует ориентации на краткосрочные задачи, игнорируя долгосрочные цели, и мешает коллективной работе. Им были предложены для менеджеров следующие 14 принципов совершенствования качества:

1. Сделайте так, чтобы  стремление к совершенствованию  товара или услуги стало постоянным. Ваша главная цель — стать  конкурентоспособным, остаться в  бизнесе и обеспечить рабочие  места.

Информация о работе Совершенствование системы управления качеством на примере ОАО "Оргсинтез"