Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 14:17, курсовая работа
Целью написания курсового проекта является исследование и анализ применения социально-психологических методов в управлении организацией.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- определить понятие социально-психологических методов управления персоналом;
- изучить некоторые социологические методы управления;
- рассмотреть некоторые психологические методы управления;
- провести анализ мотивационного поведения персонала торгового предприятия и выработать рекомендации по совершенствованию мотивации персонала.
Введение
Организационно-экономическая характеристика ОАО «Специализированный рыборазводный завод растительноядных рыб»…6
Экономическая характеристика предприятия……………………………6
Организационная характеристика предприятия…………………………16
Анализ использования социально-психологических методов управления в организации………………………………………………………………….22
2.1 Эффективность работы коллектива на предприятии с использованием социально психологических факторов ………………………………………..….22
2.2 Характеристика типологии личности. Особенности личности в зависимости от темперамента…………………………………………………..…29
Совершенствование использования социально-психологических методов управления………………………………………………….………………..44
Выводы и предложения………………………………………………………...54
Список использованной литературы…………………………………………..56
Исходя
из показателей таблицы 7, можно сказать,
показатели производительности труда
на предприятии имеют
Таблица
8 – Показатели деловой активности
предприятия ОАО «
Показатели | 2006г. | 2007г. | 2008г. | Отклонение (+/-) | |
2007г.от 2006г. | 2008г.от 2007г. | ||||
Средняя годовая стоимость, тыс.руб. | | ||||
|
6866 | 30025 | 29779,5 | 23159 | -245,5 |
|
28922 | 24238 | 16917 | -4684 | -7321 |
|
965 | 11303 | 12546 | 10338 | 1243 |
|
4325 | 10672 | 12242,5 | 6347 | 1570,5 |
|
1467 | 4348 | 3992,5 | 2881 | -356,5 |
Выручка (нетто) от продажи, тыс. руб. | 6952 | 5441 | 2896 | -1411 | -2545 |
Себестоимость проданных товаров, тыс. руб. | 5985 | 5956 | -10148 | -29 | -16104 |
Коэффициент оборачиваемости: | |||||
|
0,99 | 0,18 | 0,10 | -0,81 | -0,08 |
|
0,23 | 0,22 | 0,17 | -0,01 | 0,05 |
|
7,10 | 0,48 | 0,23 | -6,62 | -0,25 |
|
1,58 | 0,51 | 0,24 | -1,07 | -0,27 |
|
4,67 | 1,25 | 0,73 | -3,42 | -0,52 |
Продолжительность одного оборота, дней | |||||
|
368,7 | 2027,8 | 3650,0 | 1659,1 | 1622,2 |
|
1586,9 | 1659,1 | 2147,1 | 72,2 | 488 |
Продолжение таблицы 8
|
51,4 | 760,4 | 1586,9 | 709 | 826,5 |
|
231,0 | 715,7 | 1520,8 | 484,7 | 805,1 |
|
78,2 | 292 | 500,0 | 213,8 | 208 |
По итогам расчетов, проведенных в таблице 11, можно утверждать, что в 2007г. среднегодовая стоимость всего капитала увеличилась на 23159 тыс.руб. по сравнению с 2006г., собственный капитал уменьшился на 4684 тыс.руб., оборотные активы увеличились на 10338 тыс.руб., производственные запасы увеличились на 6347 тыс.руб., среднегодовая стоимость кредиторской задолженности увеличилась на 2881 тыс.руб.
Выручка от продаж в 2007г. уменьшилась на 1411 тыс.руб. по сравнению с 2006г.
В 2008г. среднегодовая стоимость всего капитала уменьшилась до 29779,5 тыс.руб. Показатель выручки снизился с 5441 тыс.руб. до 2896 тыс.руб.
Продолжительность
одного оборота в днях оборота
увеличилась по всем исследуемым
пунктам.
Проанализировав результаты исследований и расчетов в первом разделе курсового проекта, можно утверждать об общей успешности ведения производства на предприятии ОАО «Специализированный рыборазводный завод растительноядных рыб». Таким образом, по сравнению с предыдущим годом, выручка от реализации продукции в 2009г. Увеличилась на 1683 тыс.руб. и достигла 4579 тыс.руб.
Наряду с этим выявляется нарушение показателей ликвидности и финансовой устойчивости предприятия. При анализе таблицы 6, выявлено неравенство, характеризующее нарушенную ликвидность предприятия, то есть недопустимый вариант ведения бизнеса.
А1 < П1; А2 < П2; А3 > П3; А4 < П4.
1.2
Организационная
характеристика ОАО
«Специализированный
рыборазводный завод
растительноядных
рыб»
Производственная
структура предприятия
ОАО «Специализированный
рыборазводный завод
растительноядных рыб»
Основами
для определения
Рис.1 Производственная структура
предприятия ОАО «
В
приведенной выше схеме видно, что
производство предприятия ОАО «
Основным видом производства на предприятии является непосредственно рыбоводство, т.е. выращивание товарной рыбы и рыбопосадочного материала.
Вспомогательное и обслуживающее производство предприятия представлено вспомогательными структурами. Это автогараж, ремонтная мастерская, энергостанция, машинный двор и бассейны открытого и внутрицехового содержания рыбы.
Промышленное производство на предприятии направленно на переработку произведенной продукции, для последующей продажи в магазине предприятия. Так же на предприятии имеется специальный аппарат для приготовления корма, употребляемого рыбой трех месяцев внутрицехового содержания.
Помимо
этого, для упрощения и повышения удобства
транспортировки мальков на предприятии
изготавливают специальные пластиковые
контейнеры для транспортировки.
Организационная структура предприятия.
Организационная структура предприятия – это совокупность подразделений основного, вспомогательного и обслуживающего назначения, а так же функционально-управленческиих служб, выражающих разделение труда на предприятии
Продолжение рис. 2
Рис.
2 Организационная структура предприятия
ОАО «Специализированный рыборазводный
завод растительноядных рыб»
В
приведенной схеме наглядно изображена
организационная структура
Структура
управления
На основе данных, полученных в результате анализа производственной и организационной структур предприятия, штатного расписания составим структуру управления предприятия.
Рис. 3 Структура управления ОАО «Специализированный
рыборазводный завод растительноядных
рыб»
Проанализировав составленную структуру управления на предприятии становится ясно, что управление на предприятии производится под контролем генерального директора организации. Оперативное управление проводится первым заместителем, начальником АХЧ, и так же находится под контролем генерального директора предприятия.
На основе данных, полученных в результате анализа производственной и организационной структур, штатного расписания вычерчивается схема существующей структуры управления, на которой по ступеням управления в порядке подчиненности размещаются руководители, специалисты и другие работники аппарата управления, нанесены линейные и функциональные связи.
Норма
управляемости - максимальное число
работников, подчиненных одному линейному
руководителю, при условии, что суммарная
трудоемкость выполняемых им функций
не должна превышать установленного норматива.
Нормы управляемости позволяют рассчитать
численность руководителей низшего, среднего
и высшего звеньев управления.
Нормы управления для предприятий АПК:
Анализируя
количество работников на предприятии
и их распределение в структуре
управления можно сказать, что в структуре
управления предприятия ОАО «Специализированный
рыборазводный завод растительноядных
рыб» количество работников аппарата
управления и их распределение по должностям
отвечает требованиям.
2.1
Эффективность работы
коллектива на предприятии
с использованием социально
психологических факторов
Внутрихозяйственные
отношения в трудовых коллективах
во многом формируются социально-
Социально-
Социально-психологические методы - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы:
- социологические методы;
- психологические методы;
Первые призваны воздействовать на весь коллектив (социальное планирование, создание оптимального психологического климата, изучение общественного мнения и др.), а вторые - на отдельных работников (методы психологического отбора, изучения и оценки кадров и т.д.).
Такое разделение достаточно условно, так как в современном общественном производстве человек всегда действует не изолированно, а в группе разных по психологии людей. Однако эффективное управление человеческими ресурсами, состоящими из совокупности высокоразвитых личностей, предполагает знание как социологических, так и психологических методов.
Недостаточное внимание к социальным и психологическим аспектам управления вызывает нездоровые взаимоотношения в коллективе, что снижает производительность труда. Как показывает практика, формирование здорового морально-психологического климата, воспитание чувства товарищеской взаимопомощи и коллективизма более активно идет в коллективах рыночного типа. Так, 91% опрошенных считают, что среди членов трудовых коллективов стала складываться атмосфера взаимной требовательности и ответственности, изменилось (в лучшую сторону) отношение к труду и распределению его оплаты, 82% опрошенных работников массовых профессий интересуются и «болеют» за успехи своих коллег.
Таким
образом, чтобы воздействие на коллектив
было наиболее результативным, необходимо
не только знать моральные и
Поставленная цель, это исследование и анализ применения социально-психологических методов в управлении организацией.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Главная цель применения этих методов - формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические задачи. Другими словами, поставленные перед коллективом цели могут быть достигнуты с помощью одного из важнейших критериев эффективности и качества работы - человеческого фактора. Умение учитывать это обстоятельство позволит руководителю целенаправленно воздействовать на коллектив, создавать благоприятные условия для труда и, в конечном счете, формировать коллектив с едиными целями и задачами.
Основное средство воздействия на коллектив - убеждение. Убеждая, руководитель должен максимально полно учитывать природу человеческого поведения и человеческих отношений в процессе совместной деятельности. Понимание руководителем биологической природы и внутреннего мира личности помогает ему подобрать наиболее эффективные формы сплочения и активизации коллектива. Объектом же социально-психологического руководства в трудовом коллективе являются взаимоотношения работников, их отношение к средствам труда и окружающей среде.
Приемы
и способы социально-
Социально-
Социологические методы исследования составляют научный инструментарий в работе с персоналом, они предоставляют необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала и позволяют обоснованно принимать кадровые решения.
1. Анкетирование является важной процедурой оценки и отбора претендентов. Назначение метода двоякое. Наряду с решением задач отсева менее подходящих кандидатов определяется круг факторов, нуждающихся в особо пристальном изучении на основе последующих методов, а также источники, из которых можно получить необходимую информацию. Любое ее искажение в анкете является основанием для увольнения работника в любой момент, когда это выяснится (в текст анкеты обычно включается соответствующее указание).
Анализ анкетных данных в сочетании с другими методами отбора выявляет следующее:
1)
соответствие уровня
2)
соответствие практического
3)
наличие ограничений иного
4)
готовность к принятию
5)
круг лиц, которые могут
Содержание анкеты в организациях устанавливается самим нанимателем. Оно варьирует в зависимости от контингента персонала, на который рассчитана анкета, и общей схемы отбора персонала. При отборе на должности руководителей применяют более подробные анкеты, чем при найме рядовых служащих.
Одна
из задач анкетирования
2. Интервью-собеседование не является идеальным методом личностной оценки претендента, поэтому оно дополняется другими методами. Основной целью собеседования является получение ответа на вопрос, заинтересован ли кандидат в вакантной должности и способен ли он ее качественно выполнять.
В
процессе проведения интервью существует
ряд проблем, в основе которых
лежат эмоциональные и
3. Социометрический метод незаменим при анализе деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе, когда на основе анкетирования сотрудников строится матрица предпочтительных контактов между людьми, которая также показывает и неформальных лидеров в коллективе.
Социометрическая
структура группы несет важную информацию
о характере межличностных
4. Метод наблюдения позволяет выявить качества сотрудников, которые подчас обнаруживаются лишь в неформальной обстановке или крайних жизненных ситуациях.
В
исследованиях может
Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания социальных факторов в структуре производства, с совершенствованием, как организации, так и условий труда.
Значимость социально-психологического климата определяется также тем, что он способен выступать в качестве фактора эффективности тех или иных социальных явлений и процессов, служить показателем, как их состояния, так и их изменения под влиянием социального и научно-технического прогресса. Социально-психологический климат выступает также в качестве полифункционального показателя уровня психологической включенности человека в деятельность, меры психологической эффективности этой деятельности, уровня психического потенциала личности и коллектива, масштаба и глубины барьеров, лежащих на пути реализации психологических резервов коллектива. Эффективность совместной деятельности во многом зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на результаты ее, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные.
Социально-
Важнейшие признаки благоприятного социально-психологического климата:
- доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;
- доброжелательная и деловая критика;
- свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающегося всего коллектива;
- отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;
- достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;
- удовлетворенность принадлежностью к коллективу;
- высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из членов коллектива;
- принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов.
Наиболее
общим образом социально-
Типология личности является результатом типологического описания и сопоставления характерных признаков. Она опирается на выявление сходства и различия изучаемых объектов и на поиск надежных способов их идентификации и классификации.
Личность как общенаучный и житейский термин означает:
1) человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности;
2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
В психологии под личностью подразумевается некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость. В зависимости от того, в чем именно усматривается такое начало, теории личности подразделяются на психобиологические (У. Шелдон), биосоциальные (Ф. Олпорт, К. Роджерс), психосоциальные (К. Адлер, К. Хорни и другие неофрейдисты), психостатические («факторные») – (Р. Кеттел, Д. Айзенк и др.).
Исходя из указанных теорий осуществляется типологизация личности. Различают конкретно-исторические типы личности, идеальные типы, отвечающие некоторым теоретическим концепциям, эмпирические группировки обследованных лиц. В социологии выделение и существование различных социальных типов личности связывается с особенностями и характеристиками общественно-экономических формаций (классовые, социально-групповые типы личности). Категория «социально-исторический тип личности» используется для обозначения некоторых совокупностей характеристик личности, обусловленных той или иной исторической эпохой, социальной структурой общества.
Тип нервной системы – это
понятие, которым оперирует
физиолог, психолог е пользуется
термином темперамент. В
В природе не существует
психической деятельности, а именно:
1) скорость возникновения
2) психический темп и ритм;
3) интенсивность психических процессов (например, сила эмоций,
активность воли);
4) направленность психической деятельности на какие-то определенные объекты (например, постоянное стремление человека к контактам с новыми людьми, к новым впечатлениям от реальной действительности или обращенность человека к самому себе, к своим идеям и образам).
Динамика психической деятельности зависит также от мотивов и психических состояний. Любой человек, независимо от особенностей его
темперамента, при наличии интереса работает энергичнее и быстрее, чем при
его отсутствии. У любого человека радостное событие вызывает подъем
душевных и физических сил, а несчастье – падение их. Но свойства темперамента, в отличие от мотивов и психических состояний проявляются у него одним и тем же образом. Например, при наличии высокой тревожности как свойства темперамента студент волнуется перед сдачей экзамена, проявляет беспокойство перед проведением урока во время педагогической практики, находится в тревожном ожидании старта на
соревнованиях и т.д. Темперамент проявляется у человека в очень различной
обстановке: в том, как он общается с людьми, как радуется и огорчается,
как работает и отдыхает. Свойства темперамента наиболее устойчивы и
постоянны
по сравнению с другими
Специфика темперамента
организацию,
характеризующую тип
Таким образом, под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента.
Различными исследователями сделано немало попыток классифицировать людей по различным признакам. Например, в основу типологии темпераментов легли открытия классиков античной медицины - Гиппократа и его последователя Клавдия Галена. Они первыми сделали попытку описать четыре темперамента человека, которые впоследствии дополнил своими исследованиями русский физиолог И.П. Павлов.
Именно И.П.Павлов выделил и описал четыре основных вида темперамента:
Эти
типы отличаются по таким свойствам
нервной системы, как сила, уравновешенность
и подвижность процессов
Самый слабый тип нервной деятельности имеет меланхолик. Он малоподвижен в своих реакциях, нерешителен. Инертность нервных процессов у меланхолика сочетается с их неуравновешенностью. Отсюда - глубина и длительность переживаний. У холерика возбуждение преобладает над торможением, он тоже неуравновешен, но активен и это дает ему силы быстро справляться с проблемами. Характеризуется холерик горячностью и вспыльчивостью; он порывист в поступках. У сангвиника оба процесса уравновешены, легко сменяют друг друга, он гибок и активен. Для сангвиника типична быстрая смена эмоций при их малой глубине и силе. Для флегматика характерны инертные процессы как возбуждения, так и торможения, но он уравновешен, поэтому успешнее справляется с внутренними проблемами, чем меланхолик. Флегматику свойственна медлительность, спокойствие и недостаточность внешних выражений чувств.
Павлов кратко и образно охарактеризовал поведение этих типов нервной системы так: то, что сметет на своем пути холерик, не заметит флегматик, обойдет сангвиник, станет непреодолимым препятствием для меланхолика.
Поговорка, гласящая о том, что "В здоровом теле - здоровый дух" является лишь констатацией факта. Чтобы лечить тело, нужно сначала вылечить душу. Определить, что является причиной, а что - следствием, впервые смог известный русский физиолог И. П. Павлов, заметивший, что реже болеют и быстрее выздоравливают флегматики и сангвиники. Уравновешенность нервных процессов этой пары темпераментов обеспечивает быстрое восстановление душевной гармонии, без которой трудно восстановить нормальную функцию внутренних органов и систем.
Выявленные И.П.Павловым основные комбинации свойств и типы нервной системы, от которых зависит темперамент, являются общими у человека и животных. Поэтому они получили название общих типов. Таким образом, физиологической основой темперамента является общий тип нервной системы. Павлов связывал общие типы нервной системы с традиционными типами темперамента (холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик), хотя понимал, что должны существовать и другие свойства нервной системы, и другие их комбинации, и, следовательно, другие типы темперамента.
Итак, И.П.Павлов понимал тип нервной системы как врожденный, относительно слабо подверженный изменениям под воздействием окружения и воспитания.
Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях - они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности. Естественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в трудовой деятельности. Но главное заключается в том, что различия по темпераментам - это различия не по уровню возможности психики, а по своеобразию ее проявлений.
Установлено отсутствие зависимости между уровнем достижений, т.е. конечным результатом действий, и особенностями темперамента, если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные.
Таким образом, независимо от степени подвижности или реактивности индивида в нормальной, несстрессовой ситуации результаты деятельности в принципе будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, в особенности от уровня мотивации и способностей. Вместе с тем исследования, устанавливающие эту закономерность, показывает, что в зависимости от темперамента изменяется способ осуществления самой деятельности.
В зависимости от особенностей
темперамента люди различаются
Опираясь
на проведенные исследования и имеющиеся
факты можно исследовать типы
темперамента и его свойства, оказывающие
влияние на профессиональные навыки работника.
Таблица
12 – Методы работы с различными темпераментами
человека
Тип темперамента | Качества, которые следует использовать в работе | Подход к человеку |
Сангвиник | Он живо,
возбужденно откликается на все, что привлекает
его внимание, обладает живой мимикой
и
выразительными движениями. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, дисципли-нирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет. Люди сангвини-ческого темперамента обладают быстрой реакцией, легко и скоро приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни, обладают повышенной работоспо-собностью, особенно в начальный период работы, но зато концу снижают работоспособность из-за быстрой утомляемости и падения интереса. |
Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения. Необходимо постоянно включать его активную деятельность и систематически поощ-рять его усилия. |
Холерик | Отличается
малой чувствительностью, высокой
реактивностью и активностью.
Холерический темперамент деятельности
характеризует
вспыльчивого человека. Его движения порывисты, но непродолжительны. Нервная система определяется преобладанием возбуждения над торможением; неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости. Имеет то достоинство, что позволяет сосредоточить значительные усилия в короткий промежуток времени. Зато при длительной работе человеку с таким темпераментом не всегда хватает выдержки. |
Для холериков при принятии решений на первом месте стоит человеческий фактор, эмоции и отношения. Это делает их полезными в сферах, связанных с личным общением и услугами. |
Флегматик | Обладает
высокой активностью, значительно
преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления. При правильном воспитании у флегматика легко формируются такие черты как усидчивость, деловитость, настойчивость. Не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать усилия, но взамен этого обладают ценной способностью долго и упорно работать, добиваясь поставленной цели. |
Флегматика
нужно вовлечь в активную деятельность
и заинтересовать. Он требует
к себе систематического внимания.
Его нельзя переключать с
одной
задачи на другую. |
Меланхолик | Неэнергичен,
ненастойчив, легко утомляется
и мало работоспособен. Он никогда
не обещает того, что не в состоянии
сделать, отличаются медленным
вхождением в
работу, но зато и большей выдержкой. Их работо-способность обычно выше в середине или к концу работы, а не в начале. |
В отношении
мелан-холика недопустимы не только
резкость, грубость, но и просто повышенный
тон, ирония. Он требует особого
внимания, следует вовремя хвалить
его за проявленные успехи,
решительность и волю.
Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всяческисмягчая ее негативное действие. Меланхолик - самый чувствительный и ранимый тип, с ним надо быть предельно мягким и доброжелательным. |
Определенное сочетание свойств темперамента, проявляющееся в познавательных процессах, действиях и общении человека, определяет его
индивидуальный стиль деятельности. Он представляет собой систему зависящих от темперамента динамических особенностей деятельности, которая содержит приемы работы, типичные для данного человека.
Индивидуальный стиль деятельности не сводится к темпераменту, он определяется и другими причинами, включает умения и навыки, сформировавшиеся под влиянием жизненного опыта. Индивидуальный стиль деятельности можно рассматривать как результат приспособления врожденных свойств нервной системы и особенности-организма человека к условиям выполняемой деятельности. Это приспособление должно обеспечить достижение наилучших результатов в деятельности с наименьшими затратами.
То, что мы, наблюдая за человеком, воспринимаем как признаки его темперамента (разнообразные движения, реакции, формы поведения), часто является отражением не столько темперамента, сколько индивидуального стиля деятельности, особенности которого могут совпадать и расходиться с темпераментом.
Ядро индивидуального стиля
1. Приобретаемые в опыте и
носящие компенсаторный
2. Способствующие максимальному использованию имеющихся у человека задатков и способностей, в том числе полезных свойств нервной системы.
Личность и темперамент связаны между собой таким образом, что темперамент выступает в качестве общей основы многих других личностных свойств, прежде всего характера. Он, однако, определяет лишь динамические проявления соответствующих личностных свойств.
От темперамента зависят такие
свойства личности, как впечатлительность,
эмоциональность,
Впечатлительный человек, кроме того, дольше помнит соответствующие воздействия и дольше сохраняет реакцию на них. Да и сила соответствующей реакции у него значительно больше, чем у менее впечатлительного индивида.
Эмоциональность – это скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события. Эмоциональный человек придает большую значимость тому, что происходит с ним и вокруг него. У него гораздо более, чем у неэмоционального человека, выработаны всевозможные телесные реакции, связанные с эмоциями. Эмоциональный индивид — это тот, кто почти никогда не бывает спокойным, постоянно находится во власти каких-либо эмоций, в состоянии повышенного возбуждения или, напротив, подавленности.
Импульсивность проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности и появлении еще до того, как человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение по поводу того, как в ней действовать.
Импульсивный человек сначала реагирует, а потом думает, правильно ли он поступил; часто сожалеет о преждевременных и неправильных реакциях.
Тревожный человек отличается от малотревожного тем, что у него слишком часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи. Ему кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для собственного «Я». Тревожный человек боится всего: незнакомых людей, телефонных звонков, экзаменов, испытаний, официальных учреждений, публичных выступлений и т.п.
Помимо четырех типов характера И.П. Павлова в настоящий момент выделяются и другие типы.
1. Гипертимный тип. Приподнятое независимо от обстоятельств настроение. Они активны, энергичны, жизнерадостны, высокая потребность в общении, потребность в слиянии с миром. Обладают многосторонними способностями, их интересы поверхностны, им не хватает настойчивости и выдержки. Не терпят стеснения своей свободы, не переносят критики в свой адрес.
2. Циклоидный, или аффективно-лабильный тип. Это люди, для которых характерна смена гипертимических и дистимических фаз. Фазы подъема и спада сменяют друг друга на протяжении всей жизни. В субдепрессивной фазе наблюдается вялость, упадок сил, повышенная раздражительность. В гипоманиакальной — повышенная активность, живость, легкомыслие, тяга к наслаждениям.
3. Лабильный, или аффективно-экзальтированный тип. Эти люди реагируют на жизнь более бурно, чем остальные. Они одинаково приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Для них характерна крайняя впечатлительность, неприспособленность к жизни, артистичность, склонность к чрезмерной тревоге.
4. Лабильный, или эмотивный [по К. Леонгарду] тип. Не впадают в такие крайности в области эмоций, как аффективно-экзальтированные. Они мягкосердечны, более жалостливы, чем другие. Яркая мимика, особенно характерна для них слезливость. Любое жизненное событие воспринимают серьёзнее, чем другие люди. Острый страх перед наказанием.
5. Астеноневротический тип. Главными чертами являются повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондрии. Раздражительность ведёт к внезапным аффективным вспышкам, возникающим иногда по ничтожному поводу. Тяжкие болезни у близких и знакомых усиливают ипохондричность. Плохая переносимость нагрузок, астения.
6. Сенситивный, или тревожный тип [боязливый тип]. Основные черты — повышенная впечатлительность и чувство собственной неполноценности. Склонность к страхам, пугливость. Страшится всякого рода проверок, экзаменов. Чрезмерные моральные требования к себе и окружающим застенчивость.
7. Психастенический, или педантичный тип. На уровне явной патологии этому типу соответствует ананкастическая психопатия. Это тревожно-мнительный тип характера. Основные черты — повышенная тревожность, мнительность, склонность к сомнениям. Он тщательно обдумывает свое поведение, многократно перепроверяет и переделывает уже законченную работу. Ананкаст не способен вытеснять сомнения, что тормозит его действия.
8. Шизоидный, или интровертированный тип. Наиболее общей чертой является отсутствие единства и согласованности психических действий. Настойчивость и предприимчивость в реализации собственных увлечений сочетается в их жизни с равнодушием и бездеятельностью при решении обычных бытовых проблем. Этот тип способен тонко чувствовать и эмоционально реагировать на воображаемые, абстрактные образы.
9. Эпилептоидный, или возбудимый тип. Склонность к возникновению периодов злобно-тоскливого настроения. Чрезмерной интенсивностью и силой характеризуется сфера влечений. Их удовлетворение протекает тяжело и сопровождается многочисленными конфликтами. В группе стремятся устанавливать выгодные для себя порядки. Могут хорошо адаптироваться в условиях строгого дисциплинарного режима. Стремление к власти, склонность к азартным играм.
10. Истероидный, или демонстративный тип. Главная черта — эгоцентризм, жажда внимания к своей особе, потребность вызывать удивление, восхищение, почитание, сочувствие. Все остальные качества питаются этой чертой. Постоянно играют, выдумывая, легко вживаются в свою роль и вводят в заблуждение доверчивых людей. Их привлекает внешняя необычность, при этом реальные способности всегда завышаются.
11. Неустойчивый тип [Психопатия по шкале MMHI]. Лица этого типа слабовольны, внушаемы, легко поддаются чужому влиянию. Их поступки часто определяются внешними обстоятельствами.
12. Конформный тип. Главная черта — постоянная и устойчивая ориентация на нормы и ценности ближайшего окружения. С трудом воспринимают новое, необычное, отрицательно относятся к любым переменам в жизни. Стремясь всегда соответствовать своему окружению, совершенно не могут ему противостоять. Трудно осваиваются в непривычной обстановке.
13. Конформно–гипертимный тип. Помимо выраженной конформности повышенная витальная самооценка. Несколько эйфоричны, подчёркивают своё здоровье и бодрость. Склонность к чрезмерно оптимистичной оценке своего будущего. Они податливы к дисциплине и регламентированному режиму. Ни активности, ни умения лидировать не обнаруживают.
14. Застревающий, или параноидальный тип. Характерная черта — склонность к формированию «сверхценных» идей. Большой эгоизм, самодовольство, чрезмерное самомнение. Малейшим неудачам придается большое значение, удачи также переоцениваются. Чрезмерная стойкость аффекта, стеничность в осуществлении своих планов, злопамятность, безжалостность.
15. Дистимический тип. Характеризуется снижением основного фона настроения. Им свойственны пессимизм, фиксация на мрачных сторонах жизни, заторможенность. Склонность к депрессии (близость к гипотимическому типу), старательность, добросовестность, высокая моральность. Они не способны к малейшему волевому усилию и при малейших затруднениях впадают в отчаяние. Им также свойственна повышенная чувствительность, тревожность, неудовлетворенность собой и своими возможностями.
С нашей точки зрения следует также выделить в качестве отдельного типа — тип, подробно рассмотренный у К. Леонгарда [32].
16. Демонстративно–застревающий тип. Рассматривается К. Леонгардом, как сочетание демонстративных (истероидных) и параноидальных черт характера. Такое сочетание часто ведёт к честолюбивым устремлениям, особенно в расцвете лет. С возрастом наблюдается крутой поворот к сверхчувствительности и обвинительным к внешнему миру реакциям. Желание быть на виду, честолюбие, лживость.
Весьма затруднительно сделать вывод о полноте полученной здесь объединенной типологии. Можно только констатировать совпадение по количеству типов с некоторыми теоретическими моделями.
Таблица 1.3. Сопоставление
некоторых типологий
|
Сочетание описанных свойств и создает индивидуальный тип темперамента, поэтому, характеризуя его, мы не случайно вынуждены были время от времени отступать от чисто динамических описаний и включать в них характерологические личностные качества. Те проявления темперамента, которые в конечном счете становятся свойствами личности, зависят от обучения и воспитания, от культуры, обычаев, традиций, многого другого.
Для
анализа использования
По результатам тестирования было выявлено, что один из работников является самым конфликтным человеком в коллективе, то есть придирчивым, склонным к критике, способным обострить сложившуюся ситуацию в зависимости от настроения. В отличие от него другой работник оказался общительным, более лояльным и способным противостоять обострениям в коллективе.
В противовес этому большая часть рабочих, а это 50%, оказалось совершенно бесконфликтной частью коллектива, можно даже сказать пассивной, безынициативной и ничем не интересующейся.
По типу темперамента один бригадир относится к холерическому типу, а другой – к флегматическому. Два работника оказались флегматиками, а остальные – сангвиниками.
Для
выявления типов темпераментов
было проведено тестирование коллектива,
которое помогло распознать черты
характера того или иного работника.
Тест Г. Айзенка на определение типа темперамента.
Варианты ответов на вопросы: "да", "нет". Первый ответ, пришедший Вам в голову, является правильным. Ваши ответы - "да" - плюс, "нет" - минус - фиксируйте на листке бумаги.
Обработка
теста ("ключ")
Если
ответ "ключа" совпадает с Вашим ответом,
Вы прибавляете себе один балл. Если не
совпадает, - ноль баллов.
Шкала
лжи.
Ответ "да" на вопросы: 6, 24, 36.
Ответ "нет" на вопросы: 12, 18, 30, 42, 48, 54.
Сосчитайте сумму. Если результат от 4 и больше баллов, это значит, что у Вас появилась так называемая социальная желательность: Вы отвечали не так, как есть на самом деле, а так как Вам хотелось бы или так, как принято в обществе. Другими словами, Ваши ответы не достоверны. Если результат меньше 4 баллов, Ваши ответы искренни. Пожалуйста, продолжайте.
Если
ответ "ключа" совпадает с Вашим
ответом, Вы прибавляете себе один балл.
Если не совпадает, - ноль баллов.
Шкала
экстраверсии.
Ответ "да" на вопросы: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 37, 39, 44, 46, 49, 53, 56.
Ответ "нет" на вопросы: 5, 15, 20, 29, 32, 34, 41, 51.
Сосчитайте
сумму.
Шкала
эмоциональной устойчивости.
Ответ "да" на вопросы: 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.
Начертите ось координат: горизонтальная ось - "шкала экстраверсии", вертикальная ось - "шкала эмоциональной устойчивости". Каждая шкала от 1 до 24, пересекаются в точке 12. Отметьте свои показатели на осях. Найдите точку пересечения. Точка может лежать на оси, если одна из шкал равна 12.
Результат, который Вы получили, - Ваш преобладающий тип темперамента. По шкале экстраверсии Вы можете посмотреть тип направленности личности: экстраверт или интроверт.
Во
время прохождения этого теста
каждый работник пытался отвечать на вопросы
наиболее искренне и откровенно, абстрагировавшись
от социальных шаблонов и приоритетов.
Хочется отметить, что это мероприятие
было встречено всеми работниками с интересом
и энтузиазмом. Каждый человек хочет узнать
больше не только о себе, но и о своих коллегах.
Именно поэтому к выполнению теста все
работники подошли с большой ответственностью,
что наиболее благоприятным образом сказалось
на результатах тестирования.
Исторически
сложилась система
С одной стороны, организация- это один
из процессов управления социальной системой.
С другой стороны, организация представляет
собой один из видов социальной системы.
Критерием, отличающим социальную организацию
от всех других социальных групп, является
определенная структура отношений и система
взаимосвязанных интересов, мотивирующих
трудовую деятельность.
Эффективность организации определяется
по ряду показателей. В целом, исследования
социальных психологов показывают, что
комплексная оценка эффективности организаций
может быть произведена лишь в том случае,
если учтены объективные (экономические)
и субъективные (социально-психологические)
факторы.
В зарубежной социальной психологии говорят
об " организационной культуре" в
организациях, которая опирается на формирование
психологического климата отношений между
работниками.
Отечественные исследователи - Ю.П.Платонов
(1992) и др. на основе многолетних исследований
в организациях выделяют в качестве социально-психологических
факторов эффективности организаций следующие:
В отечественной
социальной психологии термин "психологический
климат" впервые использовал Н.С. Мансуров,
который изучал производственные коллективы.
Одним из первых раскрыл содержание СПК
В.М.Шепель.
Психологический климат, по его мнению
- это эмоциональная окраска психологических
связей членов коллектива, возникающая
на основе их симпатии, совпадения характеров,
интересов, склонностей. Он считал, что
климат отношений между людьми в организации
состоит из трех составляющих. Первая
составляющая - это социальный климат,
который определяется осознанием общих
целей и задач организации. Вторая составляющая
- моральный климат, определяющийся принятыми
моральными ценностями организации. Третья
составляющая- это психологический климат,
т.е. те неофициальные отношения, которые
складываются между работниками.
В целом, этот феномен принято называть
социально-психологическим климатом коллектива
организации.
В
исследованиях отечественных
Зарубежные исследователи выделяют такое
важное психологическое понятие как доверие,
являющееся основой организационного
успеха (Роберт Брюс Шо). С одной стороны,
доверие - это проблема отношений между
людьми, т.е. важная составляющая СПК организации.
Но с более широкой точки зрения, доверие
- это мощная универсальная сила, влияющая
практически на все, что происходит внутри
организации и в отношениях между организациями
и одновременно являющаяся структурной
и культурной характеристикой организации.
Р.Б.Шо определяет факторы, формирующие
доверие. Это - порядочность, компетентность,
лояльность, открытость сотрудников фирмы.
Все эти факторы рассматриваются во взаимосвязи
как " социальный капитал", достигнутый
в организации.
Взаимосвязь между эффективностью организации
и ее социально-психологическим климатом
- важнейшая проблема для руководителей
компании, фирмы. Поэтому так важно знание
важнейших составляющих СПК организации,
разработанных как отечественными, так
и зарубежными исследователями. Благоприятный
СПК - это итог систематической работы
и мероприятий руководителей, менеджеров,
психологов и всех сотрудников организации.
Изучение опыта работы руководителей ряда ведущих хозяйств позволяет сделать вывод о том, что одной из основных причин кризиса в аграрном секторе является игнорирование интересов людей, т.е. недооценка «человеческого фактора» в экономике.
Результаты исследований в области проблем человеческого фактора говорят не только о необходимости разработки методов руководства, основанных на указанных выше принципах, но и целесообразности формирования в перспективе научно-обоснованной социально-психологической политики. Она должна учитываться при проектировании всех уровней системы управления аграрного сектора, войти в программы подготовки специалистов отрасли (то же самое относится и к экономической политике). Лишь повышая общую культуру и культуру управления, в частности, можно преодолеть укоренившуюся в России традицию делать ставку на административные, а фактически - директивные методы управления в аграрном секторе. Практика показывает, что для повышения эффективности управления в сельскохозяйственных предприятиях необходимо совершенствовать: функции и структуру управления; методы подбора и обучения кадров; структуру и численность работников; распределение обязанностей и полномочий; внутрихозяйственные отношения и систему стимулирования; способы формирования трудовых коллективов и планирования их деятельности; организацию рабочих мест и труда управленческого персонала, осуществить ряд других мероприятий. Разработка научно-обоснованных прикладных предложений по всем этим направлениям требует обязательного учета человеческого фактора. В противном случае коллективы будоражат постоянные конфликты, снижается управляемость и эффективность работы предприятия.
Был проведен анализ социально-психологической личности главного бухгалтера предприятия «Специализированный рыборазводный завод растительноядных рыб» Хуаде Тайбат Аслановны.
Выбирая будущую профессию, она в отличие от большинства абитуриентов руководствовалась своими собственными предпочтениями и требованиями, которые она предъявляла к будущей профессии.
Рис.
4 – Влияние на выбор профессии
Было проведено небольшое исследование в рамках предприятия, в ходе которого выяснилось, что главный бухгалтер предприятия обладает флегматичным темпераментом. Тайбат Аслановна обладает высокой активностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Это проявляется в спокойной и уравновешенной манере общения с подчиненными и коллегами. Даже в стрессовой ситуации Тайбат Аслановна не теряла спокойствия, проявляла рассудительность и трезвое отношение к происходящему. Ее трудно рассмешить, или растрогать, или рассердить.
Преобладание высокой активности над малой реактивностью определяет терпеливость, выдержку, самообладание.
Психический темп замедленный – движения неторопливы, на вопросы
отвечает не сразу. Это говорит о необоримости применения ранее описанных методах общения с флегматиком. Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя переключать с одной задачи на другую.
Опыт предприятия показал, что социальное и психологическое развитие приводит на предприятии к формированию в структуре персонала трех возрастных групп специалистов и работников производственного цеха, которые вызывают необходимость создания для них особых методов управления персоналом.
1.
Возраст до 30 лет. В ОАО «
2.
Возраст 30-40 лет. Специалисты этого
возраста составляют 40% - средний
возраст. Находясь в самом
3. Специалисты, которым за 40 лет. В ОАО «СРЗРР» их 28,8% многим из них уже сложно осваивать новые технологии, особенно операции, связанные с компьютерной техникой. Однако их ценность в том, что они хорошо знают экономику региона, быстро устанавливают личные контакты.
Тайбат Аслановна относится ко второй возрастной группе. Столкнувшись с необходимостью обновления своих знаний и приобретения нового опыта она смогла преодолеть психологический барьер и перешла на новые методы ведения бухгалтерии и методы работы. Что характеризует ее как профессионального работника, умеющего адаптироваться к новым условиям работы и экономической ситуации.
Под методом управления персоналом следует понимать способ воздействия на поведение отдельных работников или коллективов со стороны руководителя.
Проведенные исследование позволяют выявить следующие методы управления персоналом:
1.
Экономические – оплата труда,
социальные выплаты и льготы,
создание рабочих мест, система профессионально-
2.
Социально-психологические –
3.
Организационные –
4. Правовые – авторитарные, автономные.
На нынешнем этапе развития экономики экономические методы управления являются определяющими другие методы. Это связано со структурой потребностей работников в труде. Они обязательно включают элементы, отражающие потребность в труде как источник средств существования работника и его семьи как способ самореализации, средство наслаждения процессом труда и его результатами. Соотношение между этими элементами у работников различных профессиональных и социальных групп неодинаковое. Различным оно является и в динамике. По мере развития экономики, роста доходов и потребления потребность в труде как средство наслаждения трудом постепенно вытесняет потребность в труде как источник средств существования. Исходя из этого, экономические, организационные и правовые методы постепенно будут ослабляться, а социально-психологические методы усиливаться.
На предприятии ОАО «СРЗРР» приоритетным является экономический метод управления персоналом. На мой взгляд необходимо эту ситуацию изменить. Социальные методы управления персоналом являются наиболее действенными в вопросах стимулирования профессиональной деятельности работников. Социальные выплаты необходимо сохранить, развивать и поддерживать в оптимальном соотношении с денежными выплатами по труду и по способностям к нему. Особенно важны те виды выплат и льгот, которые крайне необходимы для поддержания способностей к труду работников и их всестороннего развития. Речь идет об образовательных услугах, поддержании здоровья. В силу различных условий потребности в этих услугах у различных групп работников развиваются в неодинаковой степени (они имеют различные по составу семьи, у многих развиты потребности в образовании и повышении квалификации и т.д.), и расходы из семейных бюджетов на эти услуги могут ограничиваться. Особое внимание следует уделить уходу сотрудников на пенсию.
Неслучайно в развитых странах сохраняются и поддерживаются на высоком уровне социальные выплаты.
Социально-
Для
улучшения социально-
Для
анализа использования
По результатам тестирования было выявлено, что один из работников является самым конфликтным человеком в коллективе, то есть придирчивым, склонным к критике, способным обострить сложившуюся ситуацию в зависимости от настроения. В отличие от него другой работник оказался общительным, более лояльным и способным противостоять обострениям в коллективе.
В противовес этому большая часть рабочих, а .то 50%, оказалось совершенно бесконфликтной частью коллектива, можно даже сказать пассивной, безынициативной и ничем не интересующейся.
По типу темперамента один бригадир относится к холерическому типу, а другой – к флегматическому. Два работника оказались флегматиками, а остальные – сангвиниками.
В соответствии с результатами анализа можно выделить следующие рекомендации по более эффективному использованию социально-психологических методов управления персоналом:
Проведение мероприятий в так называемый «День вежливости» заключается в повышении внимания к коллегам.
Причиной
возникновения большинства
Именно
поэтому проведение «Дня вежливости»
может благоприятно сказаться на внутрикорпоративном
психологическом климате. Это проверенная
мировая практика, которая зарекомендовала
себя с положительной стороны на протяжении
многих лет и по сей день продолжает укреплять
хорошие отношения внутри коллектива.
Так
же, для улучшения социально-
С учетом проведенных тестов и их анализа, особенностей предприятия и менталитета работников были разработаны Должностные инструкции штатного психолога. Эти инструкции позволят наилучшим образом использовать социально-психологические методы управления на предприятии.
Должностная инструкция психолога
I. Общие положения
1.
Психолог относится к
2. На должность:
- психолога назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (психологическое) образование без предъявления требований к стажу работы;
- психолога II категории - лицо, имеющее высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога не менее 3 лет;
- психолога I категории - лицо, имеющее высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога II категории не менее 3 лет.
3.
Назначение на должность
4. Психолог должен знать:
4.1. Постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам практической психологии.
4.2.
Психологию труда и управления,
инженерную и социальную
4.3.
Методы изучения
4.4. Технические средства, применяемые при изучении условий труда.
4.5.
Передовой отечественный и
4.6.
Основы технологии
4.7. Основы экономики, организации производства, труда и управления.
4.8. Основы профориентационной работы.
4.10. Законодательство о труде.
4.11. Правила внутреннего трудового распорядка.
4.12. Правила и нормы охраны труда.
5.
Психолог подчиняется
6. На время отсутствия психолога (отпуск, болезнь, командировка, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора предприятия, которое несет ответственность за их надлежащее исполнение.
II. Должностные обязанности
Психолог:
1.
Изучает влияние
2.
Выполняет работу по
3.
Проводит совместно с
4. Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих.
5. Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время его работы.
6.
Совместно с социологом и
7.
Осуществляет выбор наиболее
актуальных вопросов и проблем,
8. Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей.
9.
Участвует в осуществлении мер
по производственной и
10. Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в производственную практик, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением.
11. Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников.
12.
Принимает участие в
13.
Консультирует руководителей
14.
Выполняет отдельные служебные
поручения своего
III. Права
Психолог имеет право:
1.
Знакомиться с проектами
2.
Вносить предложения по
3.
В пределах своей компетенции
сообщать своему
4.
Запрашивать лично или по
5.
Привлекать специалистов всех (отдельных)
структурных подразделений к
решению задач, возложенных на
него (если это предусмотрено
положениями о структурных
6. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении им его должностных прав и обязанностей.
IV. Ответственность
Психолог несет ответственность:
1.
За ненадлежащее исполнение
2.
За правонарушения, совершенные
в процессе осуществления
3.
За причинение материального
ущерба - в пределах, определенных
действующим трудовым и
Выводы
и предложения
На основании проанализированной литературы, посвященной темпераменту и личности можно сделать выводы о том, что данная тема интересовала людей со времен древности, что темперамент был предметом исследования многих ученых. Попытки формирования различных подходов к классификации темпераментов привели к тому, что во всяком случае в российской науке, наиболее признанным и обоснованным оказался подход,
учитывающий особенности нервной системы и психики человека.
До сих пор существуют несколько разные взгляды на природу темперамента. Значительная часть ученых считает темперамент врожденным качеством. Мне ближе подход, сформулированный Крутецким [8], считающим, что роль среды (воспитания) при формировании темперамента велика и что при правильном учете свойств темперамента и на основе этих свойств возможно формирование полноценной для общества личности. Это перекликается с точкой зрения Павлова о сложном процессе взаимодействия темперамента и характера, темперамента и личности в целом.
Исследования связи
За пределами рассмотрения остались вопросы о современных методах тестирования темперамента, о связи темперамента с особенностями культуры и психологии различных этносов, о влиянии темперамента на творческий процесс.
Знакомство с литературой по рассмотренной теме позволяет взглянуть по новому на себя как личность, понять как особенности темперамента повлияли на характер, на учебу и попытаться разрешить некоторые проблемы общения, учебы, изменить отношение к себе.
Любой работник, являясь членом данного предприятия (коллектива), занимает в нем определенную позицию, то есть именно свою социальную роль. Эффективность выполнения работниками своих обязанностей обусловлено социально-психологическими факторами управления, формирования и развития коллектива, а это: мотивация труда именно на данном производстве, стабилизация кадрового состава, благоприятный психологический климат, психологические аспекты стимулирования добросовестности и инициативности. Целенаправленное использования этих факторов делают процесс развития коллектива управляемым.
Основная роль в психологическом управлении отводится “человеческому фактору”, под которым понимается широкий круг социально-психологических, психологических и психофизических свойств, которыми обладают люди, и которые так или иначе проявляются в их конкретной деятельности, оказывают влияние на эффективность и качество этой деятельности.
Дальнейшие перспективы развития нашего общества, переход его к рыночной экономике ставят все новые и новые задачи перед наукой психологией, а научные психологические знания нужны для развития самого
человека.
Деятельность же современных промышленных
предприятий с их широким спектром
экономических и социальных задач уже
не может быть успешной без
применения психологических знаний
вообще, и элементов психологического
управления, в частности.
Список
использованной литературы