Автор: Дарья Гладышева, 14 Октября 2010 в 18:05, реферат
Мотивация - это способ побуждения себя и других людей к целенаправленному действию для достижения цели. Это определенный внешний фактор, влияющий на человека и его внутреннее состояние, который увеличивает желание человека работать.
Введение
1 Содержательные теории мотивации
1.1 Теория иерархии потребностей А. Маслоу
1.2 Теория потребностей МакКлелланда
1.3 Двухфакторная теория Герцберга
1.4 Теория К. Альдерфера
Заключение
Список использованных источников
Ф Е Д Е Р А Л Ь Н О Е А Г Е Н Т С Т В О П О О Б Р А З О В А Н И Ю | ||||||||||||||||||||||||
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ | ||||||||||||||||||||||||
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ | ||||||||||||||||||||||||
"МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ | ||||||||||||||||||||||||
ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ" | ||||||||||||||||||||||||
Факультет (филиал) | Менеджмент организации | специальность (направление) | 08.05.07 | |||||||||||||||||||||
Кафедра | Менеджмент | |||||||||||||||||||||||
Дисциплина | Основы менеджмента | |||||||||||||||||||||||
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | ||||||||||||||||||||||||
к реферату на тему: | ||||||||||||||||||||||||
Содержательные теории мотивации | ||||||||||||||||||||||||
Студент | Гладышев Денис Викторович | |||||||||||||||||||||||
подпись, дата | инициалы и фамилия | |||||||||||||||||||||||
Группа | 080507-УП3 | шифр | Менеджмент организации | |||||||||||||||||||||
Обозначение курсовой работы | КР – 2068752 – 080507 – УП-3 – 19 – 09 | |||||||||||||||||||||||
Работа защищена на оценку | ||||||||||||||||||||||||
Руководитель работы | ||||||||||||||||||||||||
подпись, дата | инициалы и фамилия | |||||||||||||||||||||||
МОСКВА 20 | 10 | г. |
Ф Е Д Е Р А Л Ь Н О Е А Г Е Н Т С Т В О П О О Б Р А З О В А Н И Ю | ||||||||||||||||||||||||||||||
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ | ||||||||||||||||||||||||||||||
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ | ||||||||||||||||||||||||||||||
"МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ | ||||||||||||||||||||||||||||||
ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ" | ||||||||||||||||||||||||||||||
Факультет (филиал) | Менеджмент организации | специальность (направление) | 08.05.07 | |||||||||||||||||||||||||||
Кафедра | Менеджмент | |||||||||||||||||||||||||||||
Дисциплина | Основы менеджмента | |||||||||||||||||||||||||||||
ЗАДАНИЕ НА РЕФЕРАТ | ||||||||||||||||||||||||||||||
Студент | Гладышев Денис Викторович | шифр | 08.05.07 | группа | 080507-УП3 | |||||||||||||||||||||||||
1 Тема: | Содержательные теории мотивации | |||||||||||||||||||||||||||||
2 Срок представления работы к защите | 200 | г. | ||||||||||||||||||||||||||||
3 Исходные данные для разработки | ||||||||||||||||||||||||||||||
4
Содержание пояснительной | ||||||||||||||||||||||||||||||
Титульный лист | ||||||||||||||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание | ||||||||||||||||||||||||||||||
Введение | ||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Содержательные теории мотивации | |||||||||||||||||||||||||||||
1.1 | Теория иерархии потребностей А. Маслоу | |||||||||||||||||||||||||||||
1.2 | Теория потребностей МакКлелланда | |||||||||||||||||||||||||||||
1.3 | Двухфакторная теория Герцберга | |||||||||||||||||||||||||||||
1.4 | Теория К. Альдерфера | |||||||||||||||||||||||||||||
Заключение | ||||||||||||||||||||||||||||||
Список использованных источников | ||||||||||||||||||||||||||||||
5
Перечень графического |
таблицы, рисунки | |||||||||||||||||||||||||||||
Руководитель работы | ||||||||||||||||||||||||||||||
подпись, дата | инициалы и фамилия | |||||||||||||||||||||||||||||
Задание принял к исполнению | ||||||||||||||||||||||||||||||
подпись, дата | инициалы и фамилия |
Содержание
При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать потенциальные возможности группы работников. К сожалению, руководители часто ошибочно полагают, что если некая организационная структура или некий род деятельности прекрасно «работают» на бумаге, то они также хорошо будут «работать» и в жизни. Но это далеко не так. Руководитель, чтобы эффективно двигаться навстречу цели, должен координировать работу и заставлять людей выполнять ее. Менеджеров часто называют исполнительными руководителями, потому что главный смысл их деятельности состоит в том, чтобы обеспечить исполнение работы данной организации.
Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации. В данном контексте, т.е. в отношении управления, можно дать такое определение:
Мотивация
- это способ побуждения себя и других
людей к целенаправленному действию
для достижения цели. Это определенный
внешний фактор, влияющий на человека
и его внутреннее состояние, который увеличивает
желание человека работать.
Содержательные
теории мотивации в первую очередь
стараются определить потребности,
побуждающие людей к действию,
особенно при определении объема
и содержания работы. Согласно этим
теориям мотивация – это
Наибольшее значение в данном направлении имели работы А. Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида МакКлелланда.
Одним из первых бихевиористов, из работ которого руководители узнали о сложности человеческих потребностей и их влиянии на мотивацию, был А.Маслоу. создавая свою теорию мотивации в 40-е годы, он признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но полагал также, что эти потребности можно разделить на 5 основных категорий.
1. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания (потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности)
2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем (стремление к стабильности, желание чувствовать себя защищенным от физических и психологических опасностей со). Люди, которые чувствуют такие потребности, стараются избегать острых ситуаций, любят порядок и четкие правила. Для человека, который находится под влиянием таких потребностей, важны гарантии работы, пенсионное обеспечение, дела, не связанные с риском и переменами.
3. Социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастии, - это понятие, включающее чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки.
4.
Потребности в уважении
5.
Потребности самовыражения (
По теории Маслоу все эти потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры:
Вторичные
Первичные
Рисунок
1 – Иерархия потребностей по Маслоу
Этим он хотел показать, что потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной и сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня. Если же потребность удовлетворена, то она перестает мотивировать человека, но вместо появляется другая неудовлетворенная потребность. Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен. Вот, например некоторые способы, при помощи которых руководители могут удовлетворить потребности высших уровней у своих подчиненных.
Социальные потребности: давать сотрудникам работу, позволяющую им общаться; создавать на рабочих местах дух единой команды; проводить с подчиненными периодические совещания; создавать условия для социальной активности членов организации вне её рамок.
Потребности в уважении: высоко оценивать и поощрять достигнутые подчиненными результаты; привлекать подчиненных к формулировке целей и выработке решений; делегировать подчиненным дополнительные права и полномочия; продвигать по служебной лестнице и др.
Потребности в самовыражении: обеспечивать подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал; поощрять и развивать у них творческие способности; давать важную работу, требующую полной отдачи.
Для
того чтобы следующий, более высокий
уровень иерархии потребностей начал
влиять на поведение человека, не обязательно
удовлетворять потребность
Теория Маслоу внесла исключительный вклад в понимание того, что лежит в основе стремления людей к работе. Руководители различных рангов стали понимать, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации. Еще не так давно руководители могли мотивировать подчиненных почти только экономическими стимулами, т.к. поведение людей определялась, в основном, их потребностями низших уровней. Сегодня ситуация изменилась. Благодаря более высоким заработкам и социальным благам, даже люди, находящиеся на низших ступенях иерархической лестницы организации, стоят на относительно высоких ступенях иерархии Маслоу. Поэтому руководителю нужно тщательно наблюдать за своими подчиненными, чтобы решить, какие активные потребности движут ими. Поскольку со временем эти потребности меняются, то нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, будет эффективно работать все время.
Хотя теория Маслоу и дала достаточно полезное и полное описание мотивации, она имеет свои слабые стороны. Так как потребности по-разному проявляются в зависимости от многих факторов, в том числе от индивидуальных черт человека, то не всегда существует жесткая последовательность в иерархии потребностей в пирамиде Маслоу. Удовлетворение какой-либо одной потребности не приводит к автоматическому задействованию потребностей следующего уровня в качестве фактора мотивации деятельности человека. Поэтому, чтобы эффективно мотивировать подчиненных, руководитель должен чувствовать их индивидуальные потребности.