Содержательные теории мотивации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 12:00, доклад

Описание работы

Свое исследование У. Оучи построил на сравнительном анализе семи переменных организационной культуры:
*обязательства организации по отношению к своим членам;
*оценка выполнения работы;
*планирование карьеры;
*система контроля;
*принятие решений;
*уровень ответственности;
*интерес к человеку.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 64.50 Кб (Скачать)

42. Модель  Оучи

Широко  известная сегодня организация  типа «Z», описанная У. Оучи, представляет собой попытку показать, как соединение преимуществ двух достаточно различных  культур (японской и американской) «рождает»  эффективный вариант культуры американской деловой организации.

Свое  исследование У. Оучи построил на сравнительном  анализе семи переменных организационной  культуры:

*обязательства  организации по отношению к  своим членам;

*оценка  выполнения работы;

*планирование  карьеры;

*система  контроля;

*принятие решений;

*уровень  ответственности;

*интерес  к человеку.

Обязательства по отношению к работникам. Согласно У. Оучи, все три типа организации  высоко ценят низкий уровень текучести  кадров. Увольнения применяются только в безвыходном положении .

Однако  то, как поддерживается эта культурная ценность, различает эти три типа организаций. Если в Японии в этих целях чаще используется система пожизненного найма, то американские фирмы традиционно ориентируются на краткосрочный найм, предоставляя индивиду свободу выбора. Хотя на практике большинство американских рабочих и служащих строят свою жизненную карьеру, меняя небольшое количество компаний.

Без контроля не обходится ни одна организация. Однако каждая организация решает это по-своему. Если типичная американская фирма имеет четкую, ясную и достаточно формальную систему отчетности, то для «идеальной» модели предлагается в основном японский подход, когда контроль осуществляется через неформальные и менее структурированные механизмы. Одним из наиболее эффективных механизмов является организационная культура.

Принятие  решений. Предпочтение отдается японскому  варианту, когда решения в организации  принимаются на уровне группы и на консенсусной (все в основном согласны и принимают решения к исполнению) основе.

Не  в пример преимуществам группового консенсусного решения, модель У. Оучи предлагает для американской фирмы типа «Z» сохранять ответственность на индивидуальном уровне. В этом случае предполагается, что две разные культурные ценности (групповое решение и индивидуальная ответственность) должны ужиться друг с другом. Решается это во многих случаях через механизм участия в управлении, сохраняющий традиционно последнее слово в решении за менеджером. Американская индивидуальность при этом не страдает.

Следуя  японскому подходу, У. Оучи предлагает в варианте «Z» рассматривать личность в организации шире, чем просто работника, проявлять интерес к его домашней жизни, увлечениям, вере, желаниям, опасениям и вдохновению. Типично американский подход видеть в индивиде только работника ограничивает возможности управления человеком в организации.

33, 35, 37. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ  ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ

Мотивация персонала в любом обществе и  экономической системе носит  сущностный характер и предопределяет экономику в обществе и уровень его благосостояния. 

Мотивация представляет собой процесс создания системы условий или мотивов, оказывающих воздействие на поведение  человека, направляющих его в нужную для организации сторону, регулирующих его интенсивность, границы, побуждающих проявлять добросовестность, настойчивость, старательность в деле достижения целей.  

Мотивы, являясь личностным побуждением  к активности, тесно связаны со средой жизнедеятельности. В ней  содержится вся совокупность потенциально возможных стимулов. Индивидуальность человека появляется в выборе стимулов.

Под мотивами понимаются причины поведения человека, вследствие которых он поступает  и действует именно так, а не иначе. Поэтому мотивы и рассматриваются  как причины, определяющие выбор, направленность поведения. Деятельность человека побуждается, как правило, не одним, а многими мотивами, поэтому они могут находиться между собой в различных отношениях. В основе того или иного поступка может лежать борьба поступков, мотивы могут усиливать или ослаблять друг друга, среди них может выделится основной или ведущий мотив, подчиняющий себе другие. 

Мотивы  могут быть внутренними и внешними; последние обусловлены стремлением  человека обладать какими - то не принадлежащими ему объектами или, наоборот - избежать такого обладания. Внутренние мотивы связаны с получением удовлетворения от уже имеющегося у человека объекта, который он желает сохранить, или неудобствами, которые приносит обладание им, а следовательно стремление от него избавиться.  

Мотивы  формируются, если:

  • в распоряжении общества имеется необходимый набор благ, соответствующих социально обусловленным потребностям человека;
  • для получения этих благ необходимы трудовые усилия человека;
  • трудовая деятельность позволяет работнику получить эти блага с меньшими материальными и моральными затратами, чем любые другие виды деятельности.
 

 Основными задачами мотивации являются:

  • признание труда сотрудников, добившихся значительных результатов, в целях дальнейшего стимулирования их творческой активности;
  • демонстрация отношения фирмы к высоким результатам труда;
  • популяризация результатов труда сотрудников, получивших признание;
  • применение различных форм признания заслуг;
  • поднятия морального состояния через соответствующую форму признания;
  • обеспечение процесса повышения трудовой активности, являющегося целью руководства.
 

 Суть эффективной  мотивации заключается в создании критериальных условий, которые  призваны всесторонне регулировать трудовые отношения, представленные в  виде основных теорий мотивации.

Ряд отечественных  и зарубежных исследователей рассматривают современные теории мотивации, подразделяя их на две группы: содержательные и процессуальные.

Содержательные - основываются на том, что существуют внутренние побуждения (потребности), которые заставляют человека действовать.

Наиболее  известными теориями мотивации этой группы являются:

  • теория потребностей Маслоу;
  • теория существования, связи и роста Альдерфера;
  • теория приобретённых потребностей МакКлелланда;
  • теория двух факторов Герцберга.

Теория потребностей Маслоу

Маслоу - один из крупных ученых в области мотивации и психологии. Его теория мотивации кадров включает в себя следующие основные идеи:

  • неудовлетворенные потребности побуждают к действиям;
  • если одна потребность удовлетворена, то её место занимает другая;
  • потребности, находящиеся ближе к основанию «пирамиды» требуют первостепенного удовлетворения.

В соответствии с теорией Маслоу существует пять групп потребностей:

  • Физиологические потребности;
  • Потребность безопасности;
  • Потребность принадлежать к социальной группе;
  • Потребность признания и уважения;
  • Потребность самовыражения.
 

 Эта теория потребностей показывает, как те или иные потребности  могут воздействовать на мотивацию  человека и его деятельность, как  предоставить человеку возможность  реализовать и удовлетворить  свои потребности.

Теория существования, связи и роста Альдерфера

Альдерфер считает, что потребности человека могут быть объединены в отдельные  группы. Он считает, что таких групп  существует три: 

  • потребности существования; 
  • потребности связи; 
  • потребности роста.

Теория приобретённых потребностей МакКлелланда

Теория  МакКлелланда связана с изучением  и описанием влияния на поведение  человека потребностей:

  • Потребность достижения;
  • Потребность соучастия;
  • Потребность властвования.

Из трех рассматриваемых теорий потребностей для успеха менеджера наибольшее значение имеет развитая потребность властвования.

Теория двух факторов Герцберга

Эту теорию представляют два фактора: условия  труда и мотивирующие факторы.

Факторы условий труда:

  • политика фирмы;
  • условия работы;
  • заработная плата;
  • межличностные отношения в коллективе;
  • степень непосредственного контроля за работой.
  • Мотивирующие факторы:
  • успех;
  • продвижение по службе;
  • признание и одобрение результатов работы;
  • высокая степень ответственности;
  • возможности творческого и делового роста.

Факторы условий труда связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а мотивации - с самим характером и сущностью работы.

Процессуальные  теории мотивации определяют не только потребности, но и являются также функцией восприятия и ожидания человека, связанных с данной ситуацией и возможных последствий выбранного типа поведения.

Имеются три основные процессуальные теории мотивации:

  • теория ожидания Врума:
  • теория справедливости Адамса;
  • модель мотивации Портера - Лоулера.

Теория ожидания Врума 

Теория  ожидания базируется на том, что активная потребность не единственное необходимое  условие мотивации человека к  достижению определённой цели. Человек  должен надеяться на то, что выбранный  им тип поведения приведёт к удовлетворению или приобретению желаемого. Работники сумеют достичь уровня результативности, требуемого для получения ценного вознаграждения, если их уровень полномочий, профессиональные навыки, достаточны для выполнения поставленной задачи.

Теория справедливости Адамса 

Теория  справедливости утверждает, что люди субъективно определяют отношение  полученного вознаграждения к затраченным  усилиям и затем соотносят  его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную  работу.  

Основной  вывод теории состоит в том, что пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут уменьшать интенсивность труда.

Модель мотивации Портера- Лоулера 

Л. Портер и Э. Лоулер разработали комплексную  процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теории ожиданий и теории справедливости.  

В их работе фигурируют пять переменных: затраченные  усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. Согласно теории, достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характера, а также создания ими своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечёт за собой вполне определённый уровень вознаграждения. В теории устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами, т. е. человек удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждений за достигнутые результаты. 

Вывод модели Портера - Лоулера состоит  в том, что результативный труд ведёт к удовлетворению потребностей. 

Изложенные  теории позволяют сделать вывод  о том, что отсутствует какое - либо канонизированное учение, объясняющее, что лежит в основе мотивации  человека и чем определяется мотивация.  

Информация о работе Содержательные теории мотивации