Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 07:08, доклад
Франчайзинг (в переводе с английского означает привилегия, право) - это система передачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак. Сущность франчайзинга заключается в том, что фирма (франчайзер), имеющая высокий имидж на рынке, передает на определенных условиях неизвестной потребителям фирме (франчайзиату) право, т.е. лицензию (франчайз) на деятельность по своей технологии и под своим товарным знаком, получая за это определенную компенсацию (доход).
Содержание понятия «франчайзинг». Франчайзинговое соглашение
Франчайзинг (в переводе с английского означает привилегия, право) - это система передачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак. Сущность франчайзинга заключается в том, что фирма (франчайзер), имеющая высокий имидж на рынке, передает на определенных условиях неизвестной потребителям фирме (франчайзиату) право, т.е. лицензию (франчайз) на деятельность по своей технологии и под своим товарным знаком, получая за это определенную компенсацию (доход).
Франчайзер - это лицензиар франчайза, который как бы представляет головную фирму системы франчайзинга.
Франчайзиат - это лицензиат франчайза. Ему предоставляется право участвовать в бизнесе по системе, предписанной в значительной мере франчайзером.
Франчайз - это договор, в котором выражены условия бизнеса.
Согласно статистике Министерства торговли США, вероятность успеха в бизнесе, организованном на основе франчайзинга, признается в большинстве случаев намного большей, чем организация бизнеса с нуля или даже при покупке уже существующего дела. К тому же важно помнить, что риск неудачи существует при покупке любого дела.
Обычно выделяют три типа франчайзинга:
1) производственный, предполагающий поставку франчайзером основных элементов или комплектующих для изготовления продукции, которая реализуется затем под фирменным названием (товарным знаком) головной компании франчайзера;
2) торговый, представляющий собой организацию дела, при котором франчайзиат покупает у известной фирмы право на продажу ее товаров с ее товарным знаком;
3) лицензионный, являющийся наиболее распространенным типом франчайзинга. Суть его в том, что франчайзер, заинтересованный в продвижении своего товарного знака, выдает франчайзиату лицензию на право открытия магазинов, киосков или целых групп магазинов для продажи покупателям набора товаров и услуг под именем франчайзера.
Фирма-франчайзер обычно заключает лицензионное соглашение данного типа с мелкими фирмами, которые образуют целую сеть предприятий внутри страны и за рубежом, работающих под товарным знаком и в фирменном стиле головной фирмы. Примерами подобных сделок является сеть ресторанов быстрого обслуживания «Макдональдс» и сеть магазинов косметических товаров «Боди-шоп».
Франчайзинг целесообразен, прежде всего, для отраслей, имеющих большую долю услуг с персональным обслуживанием, таких как общепит, гостиничное хозяйство, автоуслуги, бытовое и ремонтное обслуживание и т.п. Хотя франчайзинг используется и в других отраслях.
Правовая регламентация франчайзинга во многом определяется действующим в стране законодательством о лицензировании товарных знаков и фирменных наименований, а также нормативными актами по валютному регулированию ВЭД.
Важным фактором, обеспечивающим будущие доходы для обеих сторон франчайзинговой сделки, является тщательная проработка условий франчайзингового соглашения. Каждое такое соглашение предполагает конкретные основные условия и оговорки, в частности касающиеся использования торговых марок, территорий, срока действия франчайза, договора об аренде, обязанностей сторон и др. При определении содержания раздела об использовании торговых марок необходимо учесть, является ли торговая марка хорошо известной на мировом рынке, будет ли она привлекать клиентов к работе предприятий франчайзиата.
Следует обратить внимание на обязательства франчайзера защищать торговую марку. В разделе о территории необходимо определить, имеет ли франчайзиат исключительное право работать на оговоренной территории по данному франчайзу. Соглашение должно содержать информацию об уровне первоначального единовременного платежа, который устанавливается франчайзером заранее как плата за покупку франчайзиата. В дополнение к первоначальному платежу франчайзиат должен осуществлять периодические отчисления.
При подготовке соглашения франчайзиат должен составить список вопросов, которые, на его взгляд, требуют поддержки со стороны франчайзера для успешного ведения дела. В соглашении конкретно определяются обязанности франчайзера и франчайзиата.
Информация о работе Содержание понятия «франчайзинг». Франчайзинговое соглашение