Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:09, реферат
1Актуальность данной работы состоит в том, что общество не стоит на месте, оно динамично развивается: изменяется структура общества, появляются новые классы, субкультуры и другие социологические элементы, которые непосредственно влияют на дальнейшее развитие общества и отвечающие за его мировоззрение, национально-этнические отношения, на его будущее. Развивается общество, а, значит, развивается и наука, изучающая общество, закономерности развития общества, особенности общества, появляются новые направления в науке, различные социологические школы. Именно в этом состоит актуальность темы: развивается общество - развивается и наука, которая создана смоделировать будущую форму и содержание общества XX века, а следовательно, спрогнозировать направление развития общественной структуры в дальнейшем.
Характерной чертой социологии является единство теории и практики. Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем. В этом плане на первое место выступает прикладная функция социологии, в рамках которой проявляется ряд ее других функций. Социологические исследования дают конкретную информацию для осуществления действенного социального контроля над социальными процессами. Без этой информации возрастает возможность появления социального напряжения, социальных кризисов и катаклизмов. В подавляющем большинстве стран органы исполнительной и представительной власти, политические партии и объединения широко используют возможности социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах общественной жизни. В этом проявляется функция социального контроля.
Практическая направленность
социологии выражается и в том, что
она способна выработать научно обоснованные
прогнозы о тенденциях развития социальных
процессов в будущем. В этом проявляется
прогностическая функция
1) определить, каков диапазон возможностей, вероятностей, открывающихся перед участниками событий на данном историческом этапе;
2) представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбранных решений;
3) рассчитать вероятные
потери по каждому из
Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Социальное планирование развито во всех странах мира, независимо от социальных систем. Оно охватывает самые широкие области, начиная от определенных процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран и кончая социальным планированием жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов.
Социология, несмотря на личные установки ученых-социологов, выполняла и продолжает выполнять идеологическую функцию. Результаты исследований могут использоваться в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими определенных социальных целей. Социологическое знание зачастую служит средством манипулирования поведением людей, формирования определенных стереотипов поведения, создания системы ценностных и социальных предпочтений и т. д. Но социология может служить и улучшению взаимопонимания между людьми, формированию у них чувства близости, что в конце концов способствует совершенствованию общественных отношений. В этом случае говорят о гуманистической функции социологии [11 c45].
Заключение
В наше время социология как научная дисциплина стала одной из ведущих областей теоретического и практического знания, поэтому разработка проблем истории социологии как самостоятельного раздела социологического знания имеет огромное значение для размышления над судьбами науки, ее открытиями, полезными начинаниями и нереализованными возможностями.
Данная работа была посвящена изучению возникновения становления социологии как науки в XX веке, так как без серьезного анализа развития отечественной социологии, без обращения к ее богатому прошлому и пока еще во многом не использованному опыту, невозможно определить подлинное место в научной сфере, и значение ее практических и теоретических сторон. Одним из отправных пунктов в формировании социологической мысли и становлению ее как науки большое влияние оказал психологизм. Общество, личность теперь рассматривались не только как социальные институты вместе и по отдельности, они рассматривались как социальные институты с позиции психических процессов, их связью с внешними раздражителями, с окружающей средой.
По нашему мнению рассматривать личность как субъект социальных отношений невозможно без психологической основы, которые учтены и общественные, и индивидуальные начала. Именно психология может объяснить человеческие поступки, человеческие взаимоотношения, их цели, результаты, роль. Именно с помощью психологической ориентации можно оценить состояние общества, его прогресс или наоборот регресс, деградацию, и его дальнейшее развитие. Уникальность черт характера каждого индивида, их многообразие в обществе, и взаимодействие, и влияния формируют вкусы и настроения общества, систему ценностей и приоритетов, существенных для дальнейшего развития общества и его сфер. Данное мнение подтверждается еще и тем, что на данный момент есть отрасль социологической науки, как социальная психология.
Институционализация российской
социологической науки
История социологии России, по нашему мнению, необходимо рассматривать непросто как науку с ее объектами, субъектами, методами, а как структурное явление, необходимо рассматривать каждую отрасль социологии как самостоятельно, так и взаимодействую друг с другом, что и было показано во второй главе данной работы.
Наиболее большой вклад в развитие социологии организации внесли А.А. Богданов, П.М. Керженцев, Н.А. Витке, М. И Сетров, Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапин и др.
В заключении можно сказать что без серьезного анализа развития отечественной социологии, без обращения к ее богатому прошлому и пока еще во многом неиспользованному опыту невозможно подлинное возрождение науки во всей полноте ее теоретических и практических задач.
Список литературы
1. Алексеев В.А. Психологическое
направление в русской
2. Бехтерев В.М. Личные рефлексы // Вестник психологии, криминальный антропологии и гипнотизма. Вып. I, СПб., 1912;
3. Вентцель К. Ню Школа и государство. М., 1917;
4. Головин Н.Н. О
социологическом изучении
5. Кан Л.А. Психологическое
направление в русской буржуазн
6. Ковалевский М.М. Очерк происхождения семьи и собственности. СПб., 1895;
7. Кукушкина Е.И. Русская социология XIX - начала XX века. М., 1993;
8. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.29;
9. Роберти Е.В. де Новая
10. Розанов В.В. Сумерки
11. Сорокин П. К вопросу об эволюции семьи и брака у зырян. // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1911;
12. Тимашев Н.С. Как возникают войны? // Новый журнал. 1968. №5;
13. Турченко В.Н. Социологические
и экономические проблемы