Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:57, доклад
Социологический опрос - это получение информации от людей по какому-либо вопросу. Анкетный опрос - это один из методов сбора первичной информации, применяемый в социологии, маркетинге или психологии. Анкетный опрос в отличие от других социологических методов сбора данных, позволяет в достаточно короткий срок и с относительно небольшими финансовыми затратами опросить большое количество респондентов. Пример анкетного опроса - к вам на улице подходит интервьюер и просит заполнить анкету.
Социологический опрос
Социологический опрос - это получение информации от людей по какому-либо вопросу. Анкетный опрос - это один из методов сбора первичной информации, применяемый в социологии, маркетинге или психологии. Анкетный опрос в отличие от других социологических методов сбора данных, позволяет в достаточно короткий срок и с относительно небольшими финансовыми затратами опросить большое количество респондентов. Пример анкетного опроса - к вам на улице подходит интервьюер и просит заполнить анкету.
Анкетный опрос как метод социологического исследования является одним из самых популярных видов социологических опросов.
В зависимости от способа получения информации можно выделить следующие виды и типы анкетных опросов:
a)телефонный опрос
b)раздаточный опрос
c)прессовый и почтовый опросы
d)интернет опрос
Анкетный опрос, исходя из своего названия, предполагает наличие анкеты – перечня вопросов, структурированных в определенной последовательности.
Последовательность вопросов в анкете
Существует два основных подхода к построению последовательности вопросов: индуктивный и дедуктивный.
Дедуктивный подход заключается в том, что все вопросы анкеты выстраиваются в порядке от конкретного к общему.
Например, проводя соцопрос, респондента сначала спрашивают, что лично его побудило вступить в Ассоциацию любителей барбекю, затем спрашивают о том, зачем вообще люди, по его мнению, вступают в эту Ассоциацию, затем следует вопрос о том, зачем люди вообще вступают в какие-либо ассоциации т д.
В случае, когда социолог использует индуктивный подход, социологический опрос начинается с общих вопросов и заканчивается более конкретными.
Выбор подхода к построению последовательности вопросов анкеты всегда зависит от решаемой в соцопросе проблемной ситуации.
Опрос как метод сбора информации
В социологических исследованиях принято выделять три основные группы методов сбора первичной информации: метод наблюдения, метод анализа документов и метод опроса. Наиболее распространенным методом сбора информации является социологический опрос.
Его специфика состоит, прежде всего, в том, что источником первичной социологической информации является человек (респондент) - непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений.
В основе метода опроса лежит совокупность предлагаемых опрашиваемым вопросов, ответы на которые и образуют первичную информацию. Опрос это выяснение позиции людей или получение от них справки по какому-либо вопросу.
Разновидности опроса
В зависимости от формы проведения, социологический опрос можно разделить на две основные группы:
1. Метод интервью, который включает в себя индивидуальные и групповые интервью, а также формализованные и полуформализованные интервью.
2. Анкетный опрос, где в зависимости от способа получения информации можно выделить следующие виды опросов:
телефонный опрос
раздаточный опрос
прессовый опрос
почтовый опрос
интернет опрос, который в последнее время становится все более популярным
В зависимости от целей проведения опроса, можно выделить такие виды опросов как социальный опрос, так называемый соц опрос, и маркетинговый опрос. Соц опрос проводится для сбора информации, позволяющей решать различные социальные проблемы, например, такие как безработица. Маркетинговый опрос проводится для сбора информации, позволяющей принимать управленческие решения для достижения хороших коммерческих достижений.
Экспертный и массовый опрос
Независимо от формы и способа проведения можно выделить такие виды опросов как массовые опросы и экспертные опросы. Экспертный опрос это «заслушивание и фиксация в содержательной и количественной форме суждений экспертов по решаемой проблеме».
Экспертные опросы и массовые опросы, как правило, включаются в исследование для решения различных задач.
Целью массового опроса является получение информации о знаниях, мнениях, ценностных ориентациях и установках респондентов, отражающих их отношение к определенным событиям, явлениям действительности. Цель экспертного опроса заключается в получении информации о самих событиях и явлениях действительности, отраженной в знаниях, мнениях и оценках экспертов.
Подобная информация может исходить только от компетентных лиц, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования.
Виды вопросов в анкете по форме представления
По форме представления можно выделить следующие виды вопросов: закрытые вопросы, полузакрытые вопросы и открытые вопросы.
Закрытые вопросы
Закрытые вопросы предполагают, что респондент при ответе на вопрос ограничен заранее придуманным исследователями списком вариантов ответов содержащихся в анкете.
Пример закрытого вопроса: "Вы довольны своей зарплатой?" Варианты ответов:
а) Да, мне платят даже больше, чем я заслуживаю,
б) Да, я получаю столько, сколько заслуживаю,
в) Нет, я должен (должна) получать больше
г) Я не работаю
Закрытые вопросы также могут быть дихотомическими, предусматривающими ответы только «да» или «нет» на вопрос или с множественным выбором - более двух вариантов ответа, как в примере, приведенном выше.
В закрытых вопросах очень важно правильно подобрать варианты ответов. Предложенные варианты должны охватывать все возможные варианты ответов на поставленный вопрос. Если это невозможно в силу очень большого числа вариантов ответов на этот вопрос, то перечисляются наиболее вероятные ответы и добавляется вариант ответа «другое». Варианты ответов не в коем случае не должны ставить респондента в ситуацию, когда он вынужден выбирать ответ из списка вариантов, среди которых ни один ему не подходит. Например: «Вы перестали избивать свою жену по выходным?». Варианты ответа: «Да», «Нет».
Некоторые закрытые и полузакрытые вопросы могут подразумевать не один, а несколько ответов респондента на вопрос. В этом случае после формулирования вопроса респонденту сообщают, что он может выбрать более одного варианта ответа на данный вопрос.
Полузакрытые вопросы
Полузакрытые вопросы также как и закрытые, содержат варианты ответа респондента на поставленный вопрос, но при этом респондент может не ограничиваться предложенным списком вариантов, а предложить свой вариант ответа. Полузакрытые вопросы более сложны в обработке, но позволяют собрать более интересную информацию, чем закрытые.
Открытые вопросы
Открытые вопросы не содержат вариантов ответов, а предлагают опрашиваемому самому сформулировать ответ на вопрос в свободной форме. Процедура обработки открытых вопросов достаточно трудоемка и заключается в следующем. Исследователи просматривают заполненные анкеты и распределяют ответы респондентов на открытые вопросы на несколько однородных групп.
Ответы респондентов внутри такой группы схожи по смыслу. Затем, каждой такой группе социологи присваивают определенное название (категорию), которое отражает общий смысл ответов респондентов попавших в данную группу. Например, социологи проводят социологический опрос для выяснения отношения граждан к сотрудникам ДПС. При анализе ответов респондентов на открытый вопрос «Как Вы оцениваете работу сотрудников ДПС в Вашем городе?», исследователи могут выявить следующие категории ответов: «недовольство», «озлобленность», «зависть», «безразличие», «положительная оценка», «непонимание» и т.д. Эти категории уже могут быть использованы при статистической обработке результатов исследования, например, для построения частотных таблиц, где высчитывается процент ответов респондентов, относящихся к той или иной категории.
Сложность обработки открытых вопросов компенсируется богатством информации, которую получают исследователи. Эти вопросы применяются в случаях большой неопределенности, когда у социологов, маркетологов или психологов нет достаточной информации об исследуемом явлении или процессе, чтобы заранее предугадать всевозможные варианты ответов на интересующий их вопрос.