Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 20:04, контрольная работа
Все многообразие социальных систем, которые существуют в обществе, образуют в конечном счете два типа систем: социальные управленческие и социальные регулятивные. К первым относятся системы, которым свойственны процессы управления — системы органов государственной власти -- законодательной, исполнительной, судебной, организационные структуры политических партий, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности.
1. Социальные управленческие системы 3
2. Социологизация как фактор адаптивных систем 9
Список литературы 14
Содержание
Все многообразие социальных систем, которые существуют в обществе, образуют в конечном счете два типа систем: социальные управленческие и социальные регулятивные. К первым относятся системы, которым свойственны процессы управления — системы органов государственной власти -- законодательной, исполнительной, судебной, организационные структуры политических партий, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности.
В научной литературе разных лет высказаны различные суждения об особенностях социальных управленческих систем. Так, Э.Г.Юдин, вслед за У.Росс Эшби выделяет самоорганизующиеся системы, к числу характерных черт которых он отнес: 1) способность активно взаимодействовать со средой, не только получая информацию извне, но и оказывая влияние на среду, изменяя ее в направлении, обеспечивающем более успешное функционирование системы; 2) определенную гибкость структуры, понимаемой в данном случае в качестве совокупности существенных связей между элементами, т.е. связей, обеспечивающих целостность системы; 3) невозможность в большинстве случаев предсказать поведение самоорганизующейся системы, поскольку в различных ситуациях она может действовать разными путями, но выбирает один из них (не обязательно лучший); 4) способность учитывать прошлый опыт или обучаться, позволяющая системе оптимизировать свою деятельность, основываясь на использовании закономерностей, присущих среде.
Самоорганизующиеся системы — это, по мнению Э.Г.Юдина, системы, способные при активном взаимодействии со средой изменять свою структуру, сохраняя в то же время целостность и действуя в рамках закономерностей, присущих окружению, выбирать одну из возможных линий поведения. Такая система может учитывать большое число факторов, каждый из которых меняется в широких пределах, т.е. способна осуществлять контроль, регулирование или управление чрезвычайно сложными процессами.
В.Г.Афанасьев акцентирует внимание на самоуправляемых системах, т.е. таких, которым присущи процессы управления. Из рассуждений автора следует вывод о существовании, по сути дела, двух разновидностей систем, основанных на процессах управления. «Каждая из самоуправляемых систем, — пишет В.Г.Афанасьев, — заключает в себе по существу две подсистемы: управляемую и управляющую. Управляемая подсистема — это кто или что управляется; управляющая подсистема — кто или что управляет».
Аналогичный взгляд высказан П.Гиндевым, полагающим, что «любая система управления имеет свою структуру — управляющую подсистему (которая является субъектом управления) и управляемую подсистему (которая является объектом управления), чьи элементы находятся в определенной зависимости один от другого, обусловленной специфическими особенностями этих элементов».
Однако, с моей точки зрения, применительно к социальным управленческим системам речь должна идти не о двух подсистемах -управляющей и управляемой, а о двоякой роли абсолютно каждого элемента системы, органически сочетающего в себе признаки управляющей и управляемой частей системы, свойства субъекта и объекта социального управления. Эта точка зрения была сформулирована в ряде моих работ в 70-е годы прошлого столетия.
Полагаю, что социальные управленческие системы, кроме уже отмеченных в литературе, обладают и иными специфическими свойствами, имеющими объективный характер, проявляющимися в любых управленческих системах и на всех уровнях управления. Эти свойства состоят в следующем.
1.
Для социальных управленческих
систем характерно прежде
По общему правилу, число элементов (подсистем), входящих в социальную управленческую систему, а также строение каждого элемента определяются соответствующим формальным постановлением.
Основная
задача любой социальной управленческой
системы — внешнее
Если для иных социальных систем фактор организационного обособления не играет определяющей роли, то для систем управленческих он выступает в качестве исходного и решающего. И это не случайно, ибо только для систем данного класса имеет первостепенное значение так называемая «организационная решетка», для совершенствования которой постоянно принимаются меры по сокращению и удешевлению аппарата государственного управления, ликвидации излишних, параллельно действующих звеньев, структурных единиц и т.д.
2.
Характерный признак
Рациональное расположение элементов социальной управленческой системы есть своеобразное проявление взаимодействия принципов централизации и децентрализации, который органически присущ именно управленческим системам.
3.
Спецификой специальной
Управляющее качество — свойство элемента, означающее реальную его способность и возможность целенаправленно воздействовать на подведомственные ему социальные связи и явления, обеспечивая достижение необходимых результатов. Управляемое качество - свойство того же элемента, означающее реальную способность и возможность действовать на основе воспринимаемой им информации вышестоящего элемента.
Отсюда вытекает важная и актуальная проблема: теоретически и практически определить и поддерживать оптимальное соотношение управляющего и управляемого качеств в деятельности каждого элемента, вплоть до каждого государственного служащего посредством совершенствования его связей с выше- и нижерасположенными работниками (элементами) данной управленческой системы. При этом следует учитывать, что чем выше уровень, на котором находится элемент, связанный отношениями иерархии с другими элементами системы, тем больший удельный вес в его деятельности и связях по нисходящей линии занимают управляющие функции.
4.
Соединение свойств
Как уже отмечалось, каждый элемент системы есть одновременно и управляемая, и управляющая система. В первом качестве данная подсистема, получающая входные сигналы информации, характеризуется признаками объекта управления. Во втором, — подсистема имеет уже свойства субъекта управления, т.е. действует как начало активное, динамичное, в задачу которого входит выбор оптимальных вариантов воздействия на нижестоящие элементы системы и ее окружающую среду.
Следовательно, каждая часть социальной управленческой системы нуждается в разумной степени самостоятельности для эффективного выполнения возложенных на нее функций. Любой элемент системы, участвуя в реализации общей задачи, стоящей перед управленческой системой в целом, действует всегда в специфических условиях, влияние и требования которых он должен учитывать. Поэтому функционирование элементов социальной управленческой системы определяется взаимодействием факторов, создающих те особые условия, при которых каждый элемент является одновременно подчиненным и самостоятельным структурным подразделением.
5.
Важная специфическая
6.
Отличительное свойство
Степень
регламентации порядка
Другой
тип социальных систем, тесно связанных
с управленческими социальными системами
— это системы, которые можно назвать
регулятивными. К ним относится прежде
всего система российского права, а также
система норм нравственности, иные системы,
складывающиеся из норм, обычаев, традиций
и т.д., действующих в обществе. Многообразная
и тесная связь между этими типами социальных
систем несомненна.
Один из первых, кто со всей категоричностью поставил проблему изучения не только процесса социализации, но и социальной адаптации в обществе силами социологической науки, был французский социолог ХIХ в. Габриэль Тард. По мнению Г. Тарда, социология была просто "коллективной психологией", призванной ответить на два вопроса: "1) Что составляет причину изобретений, успешных инициатив, социальных адаптации, аналогичных биологическим адаптациям и не менее сложных по своему происхождению? 2) Почему именно эти, а не другие инициативы вызвали подражание?" И хотя с позиций современной науки вполне очевиден упрощённый подход Г. Тарда при оценке качественного своеобразия социальной адаптации в сравнении с логической, уважение вызывает уже то, что в конце ХIХ в. Г. Тард отводил социальной адаптации ключевую роль в социологии.