Социальные факторы в управлении образовательными учреждениями

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:20, доклад

Описание работы

Современный этап общественного развития, конец ХХ и начало ХХI века, характеризуется интенсивными процессами информатизации общества и образования. В условиях развития локальных и глобальных сетей все большую актуальность приобретают социальные технологии, оказывающие значительное влияние на управленческие процессы во всех сферах общественной жизни.

Работа содержит 1 файл

Социальные факторы в управлении образовательными учреждениями.doc

— 46.50 Кб (Скачать)

     Современный этап общественного развития, конец  ХХ и начало ХХI века, характеризуется  интенсивными процессами информатизации общества и образования. В условиях развития локальных и глобальных сетей все большую актуальность приобретают социальные технологии, оказывающие значительное влияние на управленческие процессы во всех сферах общественной жизни.

     Как отмечает Г.Д. Семенова: «Социальная  технология - специфическое и стандартное  средство деятельности социолога - практика в сфере управления. Специфика  технологии в том, что она алгоритмизирует деятельность и поэтому может быть многократно использована, тиражирована для решения сходных задач, достижения заданных результатов посредством трансляции профессиональной, в данном случае социологической культуры» [1].

     Поскольку смысл социальных технологий в сознательном применении их к социальной реальности, то сущность и назначение любой социальной технологии - оптимизировать управленческий процесс и сделать его более  технологичным, исключая те виды деятельности и операции, которые не являются необходимыми для получения социального результата. Следовательно, использование социальных технологий в условиях модернизации образования позволяет снизить затраты на управление, повысить его эффективность. В этом смысле социальная технология выступает как инновационный процесс управления, который включает в себя не только научно разработанные цели, но и технологию практической деятельности, способ решения поставленной задачи.

     Использование социальных технологий в системе  управления образованием обуславливается многими социальными факторами, среди которых главными являются:

- глобализация образования в условиях научно-технической революции в конце XXв. и развитие образовательных систем открытого типа;

- модернизация российской системы управления в соответствии с интеграцией в общеевропейское образовательное пространство (Болонский процесс);

- внедрением информационных и коммуникационных технологий в процесс традиционного и дистанционного обучения;

- увеличение масштабов массового централизованного тестирования на основе единого государственного экзамена и ФЕПО - тестирования;

- разработка государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ВПО), которые закладывают компетентностные подходы к обучению и по-новому ставят проблему управления качеством подготовки специалистов.

     Таким образом социальные социальные факторы  влияют   на целенаправленную деятельность субъектов управления различного уровня, обеспечивают оптимальное функционирование и развитие управляемой системы, перевод ее на новый, качественно более высокий уровень по фактическому достижению целей с помощью необходимых оптимальных педагогических условий, способов, средств и воздействий.

     Общая цель управления открытыми образовательными системами должна согласовываться с такими основными принципами открытого общества, как:

- создание и поддержка более открытого управления образованием;

- реструктуризация моделей управления и расширение их возможностей;

- пропаганда демократических подходов, терпимости и уважения других точек зрения;

- более глубокое вовлечение образовательного и местного сообщества в процесс принятия решений [2].

     Открытая  модель образования - это современная  модель образования, которая, возникнув  в конце ХХ века, сегодня получило свое развитие во всех странах мира. Под открытым образованием понимается система организационных, педагогических и информационных технологий, обеспечивающих процесс обучения на основе обмена информацией с целью предоставления образовательных услуг в индивидуальной форме. Под системой открытого образования (СОО) понимается совокупность дидактических, технических, информационных и организационных подходов, реализующих принципы открытого образования. Такая система образования основывается на открытых стандартах и интерфейсах, которые обеспечивают мобильность, стабильность и эффективность системы.

     Социальные  факторы в управлении системой открытого образования базируются на Глобальной сети - Интернет, которая объединяет людей в единое сообщество пользователей по различным сферам человеческой жизнедеятельности. Одно из важнейших направлений этой сети - это информационно - образовательное пространство. Как известно, в России федеральная целевая программа "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 гг.) получила статус государственного проекта" [3] и была успешно решена.

     Единую  информационно-образовательную среду  можно определить как создаваемую  самими людьми управляемую социально-технологическую  систему, основанную на современных  информационно - образовательных технологиях и обеспечивающую едиными технологическими средствами ведение учебного процесса всем желающим независимо от расстояния, места, времени и уровня образования.

     Социальные  факторы в управлении образованием в первую очередь связаны с компьютеризацией и автоматизацией образования. Под информатизацией образования понимается процесс, направленный на реализацию замысла повышения качества содержания образования, проведение исследований и разработок, внедрение, сопровождение и развитие, замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в национальной системе образования России [4].

     Автоматизация управления на федеральном уровне была связана с развитием отраслевой интегрированной автоматизированной информационной системой (ИАИС), объединяющей Министерство, образовательные учреждения, органы управления образованием на всех уровнях. В рамках управления системой открытого образования развитие ИАИС осуществляется по двум основным направлениям: а) управление вузами и б) качество управления и развития отраслевой системы сертификации средств информатизации.

     В системе управления открытым образованием большое распространение получили программные комплексы для автоматизации  управления образовательными учреждениями. В настоящее время автоматизация управления в учебных учреждениях осуществляется с помощью автоматизированных систем управления (АСУ). Принципиальный подход к АСУ заключается в создании комплексных систем автоматизации управленческой деятельности. Такие системы включают в себя не только средства обработки документов, но и системы управления базами данных, экспертные системы, современные средства коммуникаций и многое другое. Кроме того, для повышения эффективности управления образовательными учреждениями на местах были разработаны специальные автоматизированные комплексы.

     Автоматизированным  рабочим местом (АРМ) называют комплекс средств вычислительной техники  и программного обеспечения, располагающийся  непосредственно на рабочем месте  сотрудника и предназначенный для автоматизации его работы в рамках специальности. Современный информационный рынок предлагает относительно небольшой список программных продуктов разработанных разными фирмами производителями позволяющими создать на их основе единое информационное пространство управления, как в отдельном учебном заведении, так и в территориальной системе образования в целом.  

     Автоматизация управления ведет к развитию и  использованию интеллектуальных обучающих  систем (ИОС) в образовательном процессе. По сравнению с традиционными занятиями ИОС обладают следующими преимуществами: а) повышает эффективность обучения, приближая качество обучения к уровню индивидуальных занятий с преподавателем и б) позволяет работать с каждым студентом индивидуально, подстраиваясь под его особенности, такие, как: начальный уровень, темп усвоения информации и обретения навыков, конечная цель обучения и т.п.

     Проектирование, разработка и реализация ИОС является важной областью применения идей искусственного интеллекта и самостоятельной интересной задачей. 

     Информатизация  и автоматизация учебных заведений  способствовали уточнению целей  и задач образования, изменению  содержания образовательного процесса, совершенствованию форм и методов  обучения. В связи с этим важнейшим  направлением в системе управления образованием стало использование технологии модульного обучения. Важнейшая цель введения модульно-рейтинговой системы планирования и моделирования учебного процесса - повышение качества и эффективности подготовки конкурентноспособных специалистов. 

     Технология  модульного обучения - это способ организации  управления учебным процессом в  системе открытого образования  на основе блочно-модульного представления  учебной информации. Сущность модульного обучения состоит в том, что содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические блоки - модули, содержание и объем которых могут варьироваться в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации обучающихся, желаний обучающихся по выбору индивидуальной траектории движения по учебному курсу.

     Необходимым элементом модульного обучения выступает  рейтинговая система оценки знания, предполагающая бальную оценку успеваемости обучающихся по результатам изучения каждого модуля. 

Сегодня переход на модульно-рейтинговую технологию организации учебного процесса является важным шагом на пути к системе открытого образования на основе использования социальных технологий.

     Социальные  факторы в системе управления образованием влияют на проектирование различных средств и методов тестирования. Под тестированием понимается стандартизированная процедура объективного измерения образовательных достижений испытуемого или отдельных качеств его личности.

     В целях обеспечения контроля качества образования в системе российского  образования Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки своим Распоряжением от 17.07.2006, N 1192-05 поставила перед Управлением лицензирования, аттестации и аккредитации задачу создания методики и проведения Интернет-тестирования в вузах страны.

     В целях оказания помощи вузам при  создании систем управления качеством  подготовки специалистов на основе независимой  внешней оценки Национальное аккредитационное агентство в сфере образования, начиная с мая 2005 г., проводит эксперимент  по введению Федерального экзамена в сфере высшего профессионального образования (ФЭПО). Содержанием эксперимента является проведение технологии компьютерного Интернет-тестирования в части внешней оценки уровня подготовки студентов на соответствие требованиям государственных образовательных стандартов.

     В целом ФЭПО - это социальная технология, используемая в системе управления качеством образования на основе тестирования студентов вузов Российской Федерации с использованием среды  Интернет в режиме off-line или в режиме on-line. Данная социальная технология позволяет объективно оценить степень соответствия содержания и уровня подготовки студентов требованиям государственных образовательных стандартов и сравнить результаты освоения стандарта студентами данного вуза с результатами других вузов. 

     Результаты  ФЭПО оформляются в виде информационно-аналитической  карты, содержащей материалы, предназначенные  для принятия решений в системе  внутривузовского управления качеством  подготовки.

     Социальные факторы стали причиной появления такой технологии как технологии дистанционного обучения. Технология дистанционного обучения (ТДО), может быть определена, как система методов, специфичных средств и форм обучения для тиражируемой реализации заданного содержания образования. 

     Управление  процессом дистанционного обучения осуществляют интегрированные системы управления, которые автоматизируют процесс создания системы дистанционного обучения (СДО) и предназначены для разработки учебных материалов.

     Таким образом, интеграция России в общеевропейское образовательное пространство и процессы информатизации системы образования в российском обществе, ведут к модернизации системы управления образованием в современных условиях. Основными факторами совершенствования механизма управления образовательной деятельностью становятся: децентрализация и демократизация управления. Внедрение социальных технологий в практику управления делает образование более доступным, качественным и дешевым. 

            
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ: 

1.  Семенова  Г.Д. Информационная социология // Пролегомоны. М.: Госкоорцентр, 2001. С. 131-132.

2.  Концепция  модернизации российского образования  на период до 2010 г. М.: АПКиПРО, 2002. - 24 с.

3.  Федеральная  целевая программа «Развитие  единой образовательно-информационной  среды» //Основные направления развития образовательных электронных изданий и ресурсов. М.: РМЦ, 2002. 134 с.

4.  Концепция  информатизации сферы образования  Российской Федерации. - М.: ГНИИСИ, 1998.

Информация о работе Социальные факторы в управлении образовательными учреждениями