Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:20, реферат
Управленческая деятельность, которая всегда считалась одной из наиболее содержательных, интересных и престижных за рубежом, в последние годы получила аналогичную оценку и в нашей стране. Можно с уверенностью утверждать, что основным внутренним ресурсом любой организации является личностный потенциал самого руководителя. Руководитель оценивает ситуацию и принимает решения, подбирает персонал и распределяет задания, контролирует работу и осуществляет мотивацию.
Введение……………………………………………………………………………... 3
1. Личностные качества современного руководителя 4
2. Профессионализм современного руководителя 6
2.1 Перечень качеств хорошего руководителя 8
2.2 Перечень признаков слабого руководителя 11
3. Разновидности стилей руководства 12
3.1 Директивный стиль руководства 13
3.2 Демократический стиль руководства 15
3.3 Либеральный стиль руководства 17
3.4 Сочетание стилей 19
3.5 Руководство, осуществляемое в форме лидерства 21
Заключение…………………………………………………………………………. 24
Список литературы…………………………………………………………………26
Руководителю трудно выработать стиль работы, удовлетворяющий всех членов подчиненного ему коллектива. Да к тому же в понимании, как самих руководителей, так и подчиненных одни и те же приемы воздействия на исполнителей могут получать совершенно различные оценки. Если один руководитель старается воздействовать убеждением, то другой предпочитает действовать по формуле: "должны", "обязаны". Некоторые стремятся держать подчиненных "на расстоянии", решать единолично даже самые мелкие вопросы. Но есть и сторонники режима "открытых дверей", куда вовсе не трудно пройти по любому поводу. Однако же люди не идут к такому руководителю с пустячными делами, будучи приучены к некоторому порядку распределения полномочий и ответственности. Один директор каждый день ходит по цехам, а другой не усматривает надобности в таком непременном обходе.
Стиль работы во многих отношениях складывается подсознательно и постепенно, пока не сформируется определенная совокупность приемов общения с подчиненными и воздействия на них, адекватных структуре личности руководителя и позволяющих находить удовлетворительное решение задач управления. Но это не значит, что стиль непременно формируется стихийно: каждый руководитель располагает возможностями добиваться этого целенаправленно.
Во всех случаях становление стиля работы - сложный процесс, протекающий на протяжении достаточно долгого периода времени. Причем нелегко объяснить, почему выработался именно этот, а не какой-либо иной стиль, вследствие чего возникают большие затруднения в обосновании его определяющих признаков, разработке точных, конкретных и общеприемлемых рекомендации.
Сказанное выше дает основания утверждать, что тот ли иной тип стиля руководства обычно не встречается, если позволительно так выразиться, в чистом виде. В реальной жизни в поведении почти каждого руководителя наблюдаются общие черты, присущие различным стилям при доминирующей роли какого-либо одного из них.
Успешность выбора стиля в решающей мере определяется тем, в какой степени руководитель учитывает при этом способности и готовность подчиненных к исполнению его решений, традиции коллектива, а также свои собственные возможности, обусловливаемые уровнем образования и стажем работы, психологическими качествами.
Заметим, что стиль руководства не является раз и навсегда заданным, застывшим: он может и должен изменяться по мере изменений определяющих его условий. В то же время стиль, безусловно, категория достаточно устойчивая, и его обновление в большинстве случаев сопряжено с немалыми усилиями, с психологической перестройкой, мы бы сказали, с душевной эволюцией личности руководителя.
Социально приемлемым и эффективным в современных условиях является руководство людьми, осуществляемое в форме лидерства. Лидера характеризует, прежде всего - его способность воспринимать нужды коллектива, его проблемы и выполнять ту долю работы по их удовлетворению и решению, которую остальные члены коллектива взять на себя по каким-либо причинам не могут. Лидер может выступать во многих амплуа, тогда это лидер широкомасштабный (или даже универсальный), или быть узкопрофилированным, узкоспециализированным. Сотрудники обычно безошибочно улавливают это различие и не путают, с каким вопросом к нему обращаться. Из этого следует, что лидер в одном отношении может оказаться ведомым в другом. Лидер знает, в чём состоят интересы тех людей, с которыми он связан по работе, способен понять трудности (проблемы) и отдельного человека, ощущает, кто в нём нуждается. Он готов отстаивать интересы сотрудников, обладает хорошо развитой способностью понимать и ясно выражать общие интересы коллектива. Готов вступиться за человека, с которым обходятся несправедливо. Ставит вопросы о нуждах коллектива перед руководством. Способен понимать то, о чём люди предпочитают умалчивать, уловить и выразить общее мнение членов коллектива по любым важным для них вопросам. Готов жертвовать личными интересами ради интересов коллектива. Может, независимо от занимаемой должности, принимать на себя функции представителя коллектива. Настойчив в отстаивании интересов коллег. Способен вовлекать людей в обсуждение проблем коллектива, выступать с предложениями об удовлетворении нужд подчинённых.
Таким образом, лидер - это человек с представительскими склонностями и способностями. Он - выразитель позиций, общих для коллектива. Именно поэтому люди объединяются вокруг него и идут за ним даже тогда, когда поднимаемые им вопросы непосредственно не затрагивают их личные интересы. Человек становится действительным лидером не только потому, что он способен и склонен выражать интересы людей. Он практически действует, чтобы потребности людей удовлетворять справедливо.
Лидер
способен вовлекать людей в
Способен вовлекать людей в выполнение дел, необходимых коллективу, но не очень выгодных для отдельных сотрудников.
Способен
использовать для принятия коллективных
решений мнения и предположения,
противоположные собственной
Лидер - это человек, за которым идут не в силу формального подчинения или из-за страха перед начальством, а потому, что он обладает способностями и умением превращать организуемые им дела в интересные и привлекательные для других. Он ведёт за собой людей, а не угрожает наказанием за фактические или мнимые промахи в работе. Это, однако, не исключает применения им наказаний. Но если он прибегает к ним, то не часто и так продуманно, что достоинство людей не унижается.
Существует такое представление: человек ведёт за собой людей лишь тогда, когда может утешить их в трудную минуту. Это в большей степени верно. Если человек уважает людей, относится к ним доброжелательно, склонен помогать им в поисках справедливых решений, способен к сопереживанию, умеет одобрить, выразить сочувствие, если к тому же он предупредителен и вежлив, люди будут тянуться к нему. Лидер с установкой на утешение находит время выслушать и умеет это делать, серьёзен при обсуждении личных трудностей сотрудников, оптимистическим подходом к проблемам вызывает у людей веру в свои силы, умеет хранить доверенные ему тайны.
Главное
качество, которое влечёт к такому
человеческому типу, - это доверие
к людям. А когда человек доверяет
людям, они обычно отвечают ему тем
же.
Личность
руководителя, его опыт, деловые
и характерологические
Современный руководитель, будучи бесспорным лидером, в то же время должен обладать умением, когда того требуют обстоятельства, использовать административные методы управления. Иначе говоря, для того, чтобы управлять людьми, он должен: овладеть искусством управлять собой как лидером и как администратором; мыслить системно, панорамно (широко, комплексно) и одновременно профессионально предметно, со знанием деталей и тонкостей управленческого процесса; понимать, принимать и использовать точки зрения, позиции, мнения, противоположные собственным, и одновременно проводить свою принципиальную линию; не поддаваться неделовому нажиму сверху и вместе с тем не оказаться в оппозиции к руководству; уметь не соглашаться, не будучи при этом неприятным; быть склонным принимать новые идеи, внедрять обоснованные нововведения.
Благодаря личностным качествам, профессиональным знаниям, способностям, умению работать с людьми руководитель достигает успеха в управленческой деятельности. И авторитет занимаемой им должности становится равным авторитету его личности.
Деятельность современного руководителя является многоплановой. Она соединяет деятельность по определению основных целей организации и её подразделений, а также путей их достижения, стратегии развития: влияние на подчинённых, выполнение определённых функций как по отношению к подчинённым и организации в целом, так и по отношению к выше стоящим органам.
Наилучшим можно считать руководителя, сочетающего в себе эмоциональные, деловые и информационные качества. Руководитель, обладающий способностью эффективно общаться, является наиболее предпочитаемым подчиненными, а значит, более успешным управленцем.
Вместе
с тем каждый истинный руководитель,
обладает индивидуальными качествами.
Умение руководителя действовать сообразно
ситуации, предвидеть успех или неудачу
начинаемого дела, понимать потребности
и возможности своих
Информация о работе Социально-психологический портрет руководителя