Социальная подсистема организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 21:36, реферат

Описание работы

В основе теории организации лежит теория систем. Система — это целое, созданное из частей и элементов для целенаправленной деятельности. Иногда систему определяют как совокупность взаимосвязанных действующих элементов. Термин «организация» в одном из своих лексических значений означает также «систему», но не любую систему, а в определенной мере упорядоченную, организованную.

Содержание

1. Введение 3
2. Понятие системы 3
3. Социальная подсистема 4
4. Организация как социальная система 5
5. Принципы и закономерности организации как социальной системы 6
6. Социальная подсистема организации как объект управления 7
7. Социальное пространство 9
8. Заключение 10
Список использованной литературы 12

Работа содержит 1 файл

Социальная подсистема организации.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

Академия  управления при Президенте Республики Беларусь

Кафедра государственного управления экономическими системами 
 
 
 
 
 

Управление  организацией 

Реферат на тему:

«Социальная подсистема организации» 
 
 
 
 
 

Выполнила Гончар Александра
Принял Пеклина О.В.
Группа УИР-3
Курс 3
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск 2010

    Оглавление

  1. Введение

     Слово «организация» происходит от латинского слова organize — делать сообща, организовывать1. Организация рассматривается как процесс и как явление. Как процесс она представляет собой совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого, например, процесс создания работоспособного коллектива.

     В основе теории организации лежит  теория систем. Система — это  целое, созданное из частей и элементов  для целенаправленной деятельности. Иногда систему определяют как совокупность взаимосвязанных действующих элементов. Термин «организация» в одном из своих лексических значений означает также «систему», но не любую систему, а в определенной мере упорядоченную, организованную.

  1. Понятие системы

      Система - это некоторая целостность, состоящая  из нескольких взаимосвязанных частей или законов, каждый из которых вносит свой вклад в результат деятельности целого (системы)2.

      Существует  достаточно много определений системы, но большинство исследователей сходится к тому, что отличительными характеристиками системы является структурность (наличие составляющих ее элементов и возможность разложения системы на составляющие) и процессность (или в некоторых, случаях цикличность, то есть возможность повторения процессов существования для сохранения системы).  

    1. Ключевые понятия при описании системы

      Для представления и описания системы  используют следующие понятия: состояние, поведение системы, равновесие, устойчивость

      1. Состояние.

      Этим  понятием обычно характеризуют мгновенную фотографию, срез системы во времени (в какое-то время) или во время остановки в ее развитии.

      2. Поведение системы.

      Если  система способна переходить из одного состояния в другое, то говорят, что  она обладает поведением.

      3. Равновесие.

      Это понятие определяется как способность  системы в отсутствие внешних возмущающих воздействий (и при постоянных воздействиях) сохранять свое поведение сколь угодно долго.

      4. Устойчивость.

      Устойчивость - способность системы возвращаться в состояние равновесия после  того, как она была из этого состояния  выведена внешними возмущающими воздействиями.  

    1. Свойства  системы

     К свойствам систем относят:

    1. Свойство связности. Элементы набора могут действовать только вместе друг с другом, в противном случае эффективность их деятельности резко снижается;
    2. Свойство эмерджентности: потенциал системы может быть большим, равным или меньшим суммы потенциалов составляющих его элементов;
    3. Свойство самосохранения. Система стремится сохранить свою структуру неизменной при наличии возмущающих воздействий и использует для этого все свои возможности;
    4. Свойство организационной целостности. Система имеет потребность в организации и управлении.
  1. Социальная  подсистема

     Система может включать большой перечень элементов и ее целесообразно  разделить на ряд подсистем. Подсистема — это набор элементов, представляющих автономную внутри системы область, например, технологическая, экономическая, организационная, правовая, социальная подсистема.

     Социальная (общественная) подсистема характеризуется  наличием человека в качестве объекта управления. В качестве характерных примеров социальных подсистем можно привести семью, производственный коллектив, неформальную организацию и даже одного человека (самого по себе). Это объясняется достаточно высокими темпами изменения сознания человека, а также нюансов в его реакциях на одинаковые и однотипные ситуации.

  1. Организация как социальная система

     Система, в набор элементов которой  входит человек или предназначенная для человека, называется социальной. В реальной жизни социальные системы реализуются в виде организаций, компаний, фирм и т. д.

     Социальные  организации объединяют деятельность людей в обществе. Взаимодействие людей через социализацию создает  условия и предпосылки для  совершенствования общественных и  производственных отношений.

     В общем смысле под организацией (социальной организацией) имеют в виду способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп

     В узком смысле под организацией понимают относительно автономную группу людей, ориентированную на достижение некоторой  заранее определенной цели, реализация которой требует совместных координированных действий.

     Социальная  сущность организации проявляется  в реализации своих целей через  достижение личностных. Без этого  союза между целым и элементами нет организации как системы. Люди будут объединяться и работать в организации только тогда, когда будут получать то, что нужно каждому из них, т.е. доход, общение, реализацию своих способностей, а также профессиональное продвижение.

     Социальная  подсистема охватывает так называемую социальную инфраструктуру организации — те элементы, которые обеспечивают выполнение социальных обязательств организации, например, столовую, службу организации отдыха, детский сад и подобное.

  1. Принципы  и закономерности организации как  социальной системы

      Система может быть представлена простым перечислением элементов или «черным ящиком» (моделью «вход-выход»). Однако чаще при исследовании объекта такого отображения недостаточно, так как требуется выяснить, что собой представляет объект, что в нем обеспечивает выполнение поставленной цели. В этих случаях систему отображают путем расчленения на подсистемы, компоненты, элементы с взаимосвязями, которые могут носить различный характер, и вводят понятие структуры. Структура (от латинского «structure», означающего строение, расположение, порядок) отражает определенные взаимосвязи, взаиморасположение составных частей системы, ее устройство (строение).

      Однако  необходимо признать, что существующие сегодня модели описания организации  неудовлетворительны, поскольку в  них не учтена социальная компонента.

      Да  и процессный, и системный подходы  к управлению организацией предусматривают, что организация состоит из людей. Например, в процессном подходе каждый процесс управления содержит в себе социальный аспект. Однако люди, составляющие организацию, рассматриваются как необходимые атрибуты или ресурсы процессов. В итоге при разработке концепции управления организацией социальная компонента организации  явно рассматривается либо учитывается только в рамках процесса мотивации.

      В системном/ситуационном подходе социальная компонента выражена лучше в виде подсистемы «люди», включающей такие элементы, как:

    1. поведение отдельных людей;
    2. поведение людей в группах;
    3. характер поведения руководителя;
    4. функционирование менеджера в роли лидера и его влияние, которые выражаются через способности, потребности, ожидания, восприятие, точку зрения, ценности, лидерство3.

      Однако  границы подсистем «люди» и, например, «цели» вызывают сомнение. Очевидно, что  цели организации находятся в  тесной связи с ценностями, потребностями и ожиданиями конкретных членов организации, в результате чего границы между этими двумя подсистемами в действительности оказываются условными.

      Неформализуемость социальной компоненты приводит к тому, что ею просто пренебрегают в остальных подсистемах. Взаимосвязи подсистемы «люди» с остальными становятся пренебрежимо малыми: выделение социальных факторов в отдельную подсистему создает иллюзию «очистки» всех остальных подсистем от их влияния. В результате учет социальной компоненты полностью отдается на откуп исследователю в соответствии с его личными представлениями и системой ценностей.

      В итоге люди отождествляются с  какими-то механизмами, обеспечивающими функционирование организации. Робкий отказ от такого восприятия породил термин «человеческий фактор», призванный отражать отклонение поведения людей от стандартизированных норм.

  1. Социальная  подсистема организации  как объект управления

      Социальная подсистема организации является объектом управления, следовательно, ее необходимо рассматривать как самостоятельную систему с присущими ей связями и закономерностями. Поэтому при разработке планов (долгосрочных, краткосрочных, среднесрочных) в обязательном порядке должны быть учтены показатели, характеризующие состояние социальной подсистемы организации. Как следует из практики управления, на определенных этапах развития социальные параметры могут играть приоритетную роль.

      Успешное  планирование в значительной мере связано с учетом внешних факторов, оказывающих влияние на функционирование организации. Классификацию внешних факторов, влияющих на организацию, разработал Г.Б. Клейнер:

      Первая  группа факторов, дифференцируемых по характеру происхождения:

  • макроэкономические;
  • мезоэкономические (т.е. связанные с деятельностью отраслей, рынков);
  • микроэкономические (определяемые поведением отдельных организаций);
  • наноэкономические (обусловленные поведением отдельных индивидуумов).

      Вторая  группа факторов — по способу воздействия на организацию:

  • сетевые (влияющие на организацию через партнерские связи разнообразного характера с точно известными адресатами);
  • социальные («проникающие» в организацию через психологические особенности индивидуального и группового поведения и интересы, с одной стороны, инсайдеров, а с другой — так или иначе связанных с организацией граждан и групп — акционеров, руководителей банков, представителей муниципальных и федеральных органов и т.д. — всех заинтересованных в деятельности или бездеятельности организации субъектов);
  • средовые (определяются социально-экономическим положением в стране, действуют не избирательно и не имеют конкретных и постоянных адресатов).

      Современная социально-экономическая ситуация демонстрирует, что игнорирование  социальных факторов ограничивает возможность социальной реализации работника и приводит к потерям в развитии организационно-технических инноваций. В свою очередь, игнорирование сетевых факторов влияет как на функционирование отдельной организации, так и на общество в целом. Особая роль организаций в том, что они формируют особенности поведения отдельных людей, что, в свою очередь, определяет базовые характеристики государственного устройства и общества в целом.

  1. Социальное  пространство
 

      Если  рассматривать организацию как социальную систему, то где и как именно она проявляет себя в качестве системы?

      Рассматривая  географическое расположение организации  в физическом пространстве, мы обнаруживаем, что организация представляет собой  комплекс помещений, рабочих мест, техники, людей, которые могут быть собраны в одном месте, а могут быть разбросаны по разным городам и странам. При этом в контексте физического пространства все эти люди, здания, сооружения не представляют собой системы физических объектов.

Информация о работе Социальная подсистема организации