Социальная ответственность по отношению к собственному персоналу, как неотъемлемая часть HR-брендинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 11:28, реферат

Описание работы

Одна из главных тенденций развития наиболее развитых стран характеризуется переходом ряда функций, которые изначально реализовались государством, к крупному бизнесу. Наряду с предъявлением более высоких требований к социальной ответственности предприятий со стороны государства, сами бизнес структуры стали проявлять инициативу в направлении развития социальной ответственности и выполнении установленных требований. По сути же все компании стараются с одной стороны, посредством социальных мероприятий «реабилитировать» себя в глазах общества, с другой стороны по ряду объективных причин, приняв на себя дополнительную социальную ответственность, повысить свою конкурентоспособность на рынке аналогичных товаров и услуг, тем самым увеличив прибыль.

Работа содержит 1 файл

Esse.docx

— 35.67 Кб (Скачать)

 

Введение

Одна из главных тенденций  развития наиболее развитых стран характеризуется переходом ряда функций, которые изначально реализовались государством, к крупному бизнесу. Наряду с предъявлением более высоких требований к социальной ответственности предприятий со стороны государства, сами бизнес структуры стали проявлять инициативу в направлении развития социальной ответственности и выполнении установленных требований. По сути же все компании стараются с одной стороны, посредством социальных мероприятий «реабилитировать» себя в глазах общества, с другой стороны по ряду объективных причин, приняв на себя дополнительную социальную ответственность, повысить свою конкурентоспособность на рынке аналогичных товаров и услуг, тем самым увеличив прибыль. Однако, в разгар экономического кризиса социальная ответственность все же более четко отражает свою общественную сущность, так как на первый план, выходят именно социальные составляющие, а не инвестиции в имидж. 

Рассматриваемое предприятие  в рамках данной работы небольшой  нефтеперерабатывающий завод, ориентированный  в основном на выпуск битума. Фактически в стране действует еще 3 аналогичных предприятия, отличающихся большей мощностью и 100% государственным участием. Рассматриваемое же предприятие на 51% принадлежит российским инвесторам, и на 49% государству, по организационно-правовой форме является совместным предприятием. В своем регионе предприятие является одним из крупнейших производственных объектов.

Согласно классической модели Л. Грейнера компания скорее находится на переходной стадии развития между Директивным руководством (централизацией) и Делегированием, когда излишняя централизация мешает продвижению вперед и быстрому реагированию на возникающие вопросы, тем самым вынуждая руководство делегировать ряд вопросов менеджерам среднего звена.

В Управлении действует линейно-функциональная организационная структура с применением системного подхода. Должность, занимаемая мною относится к управленческому персоналу (заместитель генерального директора по финансовым вопросам) и в рамках ее я уполномочена решать вопросы, непосредственно связанные с движением денежных средств и капитала, финансированием проектов, управлением финансовой устойчивостью предприятия и т.д.

Определение и экскурс в историю

Первые упоминания о корпоративной социальной ответственности (КСО) бизнес-сообщества относятся по разным данным в 50-х — 60-х годах прошлого столетия, и в основном связаны с внедрением данной концепции на предприятиях США и Канады. Но в то время КСО большей частью сводилась лишь к заботе о персонале и оказании помощи местным органам власти. Однако бизнес не развивается в вакууме, и чем крупнее предприятие, тем большее влияние оно оказывает на свой персонал, а также на внешнюю среду. Поэтому в 70-е годы понятие корпоративной социальной ответственности стало включать в себя и заботу об экологической ситуации в своей стране 1.

В современной научной  литературе существует множество определений  корпоративной социальной ответственности. Остановимся на нескольких из них, чтобы могли более четко понимать суть данного понятия.

Лорд Холм и Ричард Уаттс, в своем докладе дали следующее определение: "Корпоративная социальная ответственность - это постоянная приверженность бизнеса вести дела на основах этики и вносить свой вклад в экономическое развитие, в то же время, улучшая качество жизни своих работников и их семей, как и общества в целом".  
Зеленая книга Европейского союза определяет корпоративную ответственность как “концепцию, в рамках которой компании на добровольной основе интегрируют социальную и экологическую политику в бизнес операции и их взаимоотношения со всем кругом, связанных с компанией организаций и людей”.  
Ведущее объединение корпораций США, занимающееся развитием и продвижением концепции социальной ответственности бизнеса Business for Social Responsibility (Бизнес за социальную ответственность), определяет социальную ответственность бизнеса как "достижение коммерческого успеха путями, которые основаны на этических нормах и уважении к людям, сообществам, окружающей среде".  
Все эти понятия рассматривают организации в гармоничном сочетании с другими членами сообщества, а не обособленными экономическими единицами, целью которых является исключительно извлечение прибыли 2.

Итак, мы подошли к вопросу, на решение каких вопросов в основном ориентированы концепции социальной ответственности. Существуют внутренние социальные программы, это в первую очередь социальная ответственность по отношению к собственному персоналу, охране здоровья, заботе о ветеранах, молодых семьях, создание безопасных условий труда. Также существуют программы социальной ответственности, направленные вовне, которые ориентированы на вопросы связанные с окружающей средой, с взаимоотношениями с партнерами, с правительством и т.д.

Обратимся к опыту лучших. В качестве примера выбрана компания ОАО "ЛУКОЙЛ", а также компания ОАО «Газпром», как ведущие нефтяные компании в России.

Социальная ответственность  по отношению к собственному персоналу, как неотъемлемая часть HR-брендинга.

В Социальном Кодексе  "ЛУКОЙЛ" определено, что компания является ответственным корпоративным членом общества и добросовестным участником рыночного хозяйства, при этом добровольно и в инициативном порядке принимает на себя обязательства по социально ответственному поведению перед всеми сторонами, интересы которых затрагивает деятельность Компании.  
          Корпоративные социальные гарантии в отношении собственного персонала организаций группы "ЛУКОЙ предусматривают, наряду с соблюдением основополагающих принципов и прав в сфере труда, других международных трудовых норм, трудового законодательство Российской Федерации и стран пребывания, Компания ставит перед собой более высокие социальные ориентиры в следующих областях: Социально ответственное регулирование вопросов труда, занятости и производственных отношений, Социально ответственное реструктурирование, а именно заблаговременное оповещение о планах компании в части делокализации производства, максимальное содействие в трудоустройстве высвобождаемых работников компании, а также непосредственное участие в осуществлении программ переселения работников и их семей в другие регионы в случае закрытия производства. Стремление компании к использованию единых принципов и подходов в работе с персоналом отражает принцип: «Мыслить - глобально, действовать - локально».

Конечно же, основополагающим моментом во взаимоотношениях с работниками, компания видит именно в Политике оплаты и мотивации труда, поэтому очень четко прописывает принципы единства политики оплаты и мотивации труда для всех организаций Группы "ЛУКОЙЛ", установление минимально гарантированного уровня оплаты труда, "прозрачность", объективность и конкурентоспособность системы оплаты и мотивации труда работников (что успешно реализуется в жизнь, так как даже в иностранном филиале, зарегистрированном в Республике Узбекистан оплата труда сотрудников компании «ЛУКОЙЛ» находится на более высоком уровне по сравнению с остальными предприятиями нефтеперерабатывающей отрасли). Регулярная индексация заработной платы, периодическое повышение заработной платы в связи с ростом производительности труда, использование гибких систем премирования с целью наиболее полного учета индивидуального трудового вклада работника, позволяют говорить о пристальном внимании компании к постоянному мониторингу и улучшению условий оплаты труда своих работников. В целях создания эффективной системы вознаграждения компания «ЛУКОЙЛ» разделило общее вознаграждение на материальное и нематериальное: под нематериальным понимаются все формы признания заслуг и поощрения, ценность которых не определяется и не исчерпывается дененжным эквивалентом. Это и государственные награды (звания почетные грамоты) и корпоративные (знаки отличия, призы за победу при определении «лучший по профессии) и т.д. В свою очередь, материальное вознаграждение делится на прямое и непрямое материальное вознаграждение. К прямому наряду с фиксированной частью, относится также и переменная часть, включая программы участия в прибыли и акционирование. Непрямое материальное вознаграждение включает программы социальной защиты работников и программы дополнительных льгот.

Помимо вышеперечисленных  принципов, компания уделяет также  внимание промышленной безопасности, охране труда и окружающей среды, с целью безопасной и эргономичной организации всех рабочих мест в организациях группы "ЛУКОЙ». Социальная политика в отношении молодых работников, Качество условий труда и жизни работников и их семей, Охрана здоровья, Оздоровление, спорт, физкультура и организация отдыха, Жилищная политика, Гармоничное сочетание трудовых и семейных обязанностей, вот далеко не полный список вопросов и проблем, решаемых компанией. Все это позволяет говорить о создании стабильного статуса предпочтительного работодателя – HR брендинга. Если давать более развернутое понятие HR-брендингу — это комплекс целенаправленных мероприятий по формированию положительного имиджа работодателя с целью постоянного привлечения лучших из лучших специалистов в своей отрасли 3. На сегодняшний день, учитывая, что самым сильным аргументом с точки зрения бизнеса является финансовый, то выгоднее иметь стабильный коллектив, выгоднее заботиться о персонале и при этом жестко требовать от него выполнение своих должностных и функциональных обязанностей, выгоднее сформировать на рынке труда HR-бренд своей компании, чтобы в случае увольнения сотрудника с любой позиции стояла очередь из самых лучших, выгоднее за счет того же брендинга постоянно искать самых лучших, на место лучших, которые уже работают на вас  3. И не стоит забывать что HR-брендинг это не красивая упаковка, и не возможно его построить только на внешних мероприятиях, в первую очередь необходимо поставит внутренние HR процессы на должный уровень, отработать все процедуры и мероприятия, внедрить и поддерживать корпоративную культуру, для того, чтобы ваша компания являлась «лакомым кусочком» для высокопрофессиональных соискателей.

 

 Социально ответственное участие компании в жизни общества.

Теперь рассмотрим вопросы, относящиеся к программе  внешних мероприятий социальной ответственности компании. И в  этой связи, интереснее, на мой взгляд, рассмотреть компанию ОАО «Газпром». Масштабы деятельности «Газпрома» таковы, что имеют стратегическое значение для развития всей экономики страны, затрагивают интересы огромного количества людей. Отсюда вытекает ряд важнейших принципов в деятельности Группы «Газпром». Из года в год «Газпром» наращивает свое участие в проектах, направленных на усиление социальной поддержки населения, оказывая помощь малообеспеченным и малоимущим, военнослужащим, ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, реализуя программы социальной поддержки народов Крайнего Севера, вкладывая средства в строительство объектов производственной и социальной инфраструктуры в регионах Российской Федерации. Особое внимание по-прежнему уделяется поддержке детей-инвалидов, сирот и воспитанников детских домов. Ежегодно компания выделяет средства на строительство жилых домов, детских садов, поликлиник и др. Спонсорская и благотворительная деятельность «Газпрома» направлена на возрождение духовных и национальных ценностей, поддержку культуры, науки и образования, содействие научно-техническому прогрессу, пропаганду здорового образа жизни. «

Газпром» активно  поддерживает развитие отечественной  науки, является учредителем многих российских научных общественных организаций  и фондов. При поддержке «Газпрома» ежегодно присуждается Международная премия «Глобальная энергия» — за значительные открытия, изобретения и разработки в области энергетики.

«Газпром» уделяет особое внимание развитию спорта, поддержке здорового образа жизни, активно взаимодействует с Министерством  спорта, туризма и молодежной политики РФ и спортивными федерациями. В  компании ежегодно проводятся летняя и зимняя Спартакиады дочерних обществ  и организаций ОАО «Газпром», являющиеся составляющей политики ОАО  «Газпром» в сфере поддержки  спорта и физической культуры в России.

Традиционно уделяя особое внимание поддержке детей  и юношества, «Газпром» реализует крупнейший социальный проект — программу «Газпром — детям», целью которой является создание условий для гармоничного интеллектуального, духовного и физического развития подрастающего поколения россиян, пропаганда здорового образа жизни среди российской молодежи, вовлечение как можно большего количества детей и подростков в спортивные секции, творческие и самодеятельные кружки. В рамках данног проекта «Газпром» строит и реконструирует спортивные комплексы, дворовые многофункциональные спортивные площадки, закупает необходимое оборудование для организации спортивных секций, кружков творчества и самодеятельности, привлекает для занятий с детьми и подростками высокопрофессиональных тренеров и преподавателей, организует фестивали и спортивные состязания по всей стране.

Этот далеко неполный список мероприятий, осуществляемых ОАО «Газпром» позволяет говорить о том, что компания добровольно взяла на себя дополнительную социальную ответственность по отношению к обществу. На мой взгляд, это пример, достойный подражания. Конечно, не каждая компания может себе позволить строительство и реконструкцию спортивных комплексов, но все мы можем внести свой вклад в участие в жизни общества. У нас в компании, не уделяется должного внимания социальным программам, направленным вовне, отчасти из-за действующего законодательства (спонсорская помощь, благотворительная деятельность, облагается дополнительным налогом на прибыль), отчасти из-за стадии развития, на которой находится компания, мы еще не разобрались в своих внутренних процессах. Однако, мы все же пытаемся участвовать в спортивном развитии нашего региона, в финансовой помощи детям-инвалидам и воспитанникам детских домов. И нам есть еще к чему стремиться! У нас есть масса возможностей разработать проекты, направленные на усиление социальной поддержки общества. И моя должность предусматривает непосредственное участие в разработке данных проектов, так как имеют под собой не только социальную но и финансовую основу.

Список  литературы

  1. http://hrm.ru/chto-takoe-korporativnaja-socialnaja-otvetstvennost
  2. http://www.csrjournal.com/lib/networkoverview
  3. Мансурова Р.Е. HR-брендинг. Как повысить эффективность персонала. — БХВ-Петербург, СПб.: 2011г.  
  4. Сайт компании ОАО «Лукойл» http://www.lukoil.ru
  5. Сайт компании ОАО «Газпром» http://www.gazprom.ru/social/union/
  6. Внутренние документы компании

Информация о работе Социальная ответственность по отношению к собственному персоналу, как неотъемлемая часть HR-брендинга