Социальная ответственность организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение и анализ социальной ответственности современного бизнеса, на примере ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург». Исходя из цели, выделим следующие задачи, которые решаются в данной работе:
- теоретический анализ социальной ответственности
- общая характеристика ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург»
- проведение исследования по изучению социальной политики предприятия

Содержание

Введение……………………………………………………………………………....3
Теоретические основы социальной ответственности………………….5
Основные понятия, сущность……………………………………….5
Аргументы за и против социальной ответственности…………….7
Благотворительность и спонсорство как часть социальной ответственности……………………………………………………..10
Анализ социальной ответственности на примере ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург»…………………………………………..…...12
Общая характеристика предприятия………………………………12
Анализ социальной ответственности на примере ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург»……………………………………………16
Заключение………………………………………………………………………...26
Библиографический список…………

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки

ФГАОУ ВПО  «Уральский федеральный университет  – УРФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

Кафедра социологии и социальных технологий управления 
 

    Оценка

 
КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  менеджменту

Тема работы:

«СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ 

ООО «ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ ЕКАТЕРИНБУРГ» 
 
 
 
 

Екатеринбург

2011

Содержание

Введение……………………………………………………………………………....3

    1. Теоретические основы социальной ответственности………………….5
    1. Основные понятия, сущность……………………………………….5
    1. Аргументы за и против социальной ответственности…………….7
    2. Благотворительность и спонсорство как часть социальной ответственности……………………………………………………..10
    1. Анализ социальной ответственности на примере ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург»…………………………………………..…...12
    1. Общая характеристика предприятия………………………………12
    1. Анализ социальной ответственности на примере ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург»……………………………………………16

Заключение………………………………………………………………………...26

Библиографический список…………………………………………………….….28

Приложение……………………………………………………………………….29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В последние годы все большее значение начинают приобретать требования общества и государства к социальной стороне  деятельности организаций. Это в  равной мере относится к организациям всех типов, размеров и форм собственности вне зависимости от их географического размещения, сферы деятельности, культурных и национальных традиций.

     Возникло  и прочно утвердилось понятие  о социальной ответственности организаций, которая в общем случае включает производство продукции и оказание услуг надлежащего качества, соблюдение прав персонала на труд, выполнение требований к безопасности и гигиене труда, к промышленной безопасности и охране окружающей среды, экономное ресурсосбережение, участие в социальных мероприятиях и поддержке инициатив местного сообщества, добросовестное ведение бизнеса. Наряду с этим, социальная позиция организации оказывает большое влияние на репутацию и имидж компании.  Общество рассматривает не только производственные и финансовые показатели организации, но и то, как она ведет свою деятельность, заботится о собственных работниках, насколько ее деятельность соответствует интересам других участников рынка, жителей территорий ее присутствия, а также общества в целом. Поэтому, изучение социальной ответственности организации  в настоящее время наиболее актуально.

     Целью данной курсовой работы является изучение и анализ социальной ответственности  современного бизнеса, на примере ООО  «Газпром трансгаз Екатеринбург». Исходя из цели, выделим следующие задачи, которые решаются в данной работе:

     - теоретический анализ социальной ответственности

     - общая характеристика ООО «Газпром  трансгаз Екатеринбург»

     - проведение исследования по изучению  социальной политики предприятия

     В качестве объекта исследования рассматривается  социальная деятельность ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург».

     Предметом исследования выступает социальная политика ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург», направленная на работников и членов их семей, а также спонсорская  и благотворительная помощь. Для  полного изучения данного вопроса в работе использованы некоторые научные методы исследования, такие как метод изучения и анализа научной литературы, анализ статистических данных, экспертное интервью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

      1.1 Основные понятия, сущность

      О социальной ответственности в последнее  время говорят все чаще. При  этом, судя по тому, в каких контекстах употребляется это сочетание, трактовка  его весьма неоднозначна. В чем  же заключается социальная ответственность  бизнеса.

     Существует множество толкований этого понятия. В одних случаях акцент делается на том, как деятельность компании влияет на окружающую среду, а ее продукция – на потребителя, в других она понимается как добровольный вклад в развитие общества. Если суммировать эти определения и вывести из них нечто среднее, можно сказать, что социальная ответственность бизнеса – это добровольный, выходящий за рамки законодательного минимума вклад компании в развитие общества, включающий ответственность делового партнера, работодателя, гражданина и участника социальных отношений.

     В определении особое значение имеет слово "ответственность".

     Ответственность – это отношение зависимости  человека от чего-то, воспринимаемого  им в качестве определяющего основания  для принятия решений и совершения действий. Объектом ответственности могут быть другие люди, в том числе будущие поколения, общности, а также животные, окружающая среда, материальные, социальные и духовные ценности . Также ответственность – категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к людям, к обществу (человечеству в целом), которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм .

     Еще Аристотель указывал, что ответственность - одно из проявлений свободы, а свобода - одно из условий ответственности: человек вправе принимать решения и совершать действия согласно своим мнениям и предпочтениями, но он должен отвечать за их последствия и не может перекладывать вину за негативные результаты своих решений и действий на других .

     Социальная  ответственность бизнеса чаще всего  выражается в поддержке местных  сообществ в регионах присутствия  компании (что приобретает наибольшие масштабы в случае с градообразующими предприятиями, когда компании фактически выполняют функции местной администрации: строят школы, больницы, котельные, ремонтируют дороги, коммуникации и так далее). Нередко бизнес считает для себя необходимым хотя бы отчасти нейтрализовать вредное влияние, которое оказывает выпускаемая им продукция. Например, табачные компании занимаются изданием и распространением информационных брошюр о вреде курения и поддержкой научных исследований в области рака легких.

      Изначально социальная ответственность сводилась к «корпоративной социальной ответственности» (КСО), т.е. социальной ответственности бизнеса, и  уравнивалась благотворительности. Со временем  социальная деятельность приобрела вид такой деятельности, где главными задачами стали права человека вообще и права потребителя, защита окружающей среды и соблюдение позитивной деловой практики, не допускающей коррупции и мошенничества. И многое другое.

     Как отмечают Мескон, Альберт и Хедоури, социальная ответственность, в отличие  от юридической, подразумевает определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы со стороны организации. Этот отклик имеет место по отношению к тому, что лежит вне определяемых законом или регулирующими органами требований или же сверх требований. Примером социально ответственного поведения может быть проведение благотворительных акций, участники которых жертвуют своим личным временем ради оказания помощи кому-либо, и другое. Рассмотрение вопроса о социальной ответственности порождает многочисленные аргументы, за и против нее.

    1. . Аргументы за и против социальной ответственности

            К аргументам в пользу социальной ответственности относят:

  1. Благоприятные для бизнеса, долгосрочные перспективы. Социальные действия предприятий, улучшающие жизнь местного сообщества или устраняющие необходимость государственного регулирования, могут быть в собственных интересах предприятий в силу выгод, обеспечиваемых участием в жизни общества. В обществе более благополучном с социальной точки зрения благоприятнее условия и для деятельности бизнеса. Кроме того, даже если краткосрочные издержки в связи с социальным действием высоки, в долгосрочной перспективе они могут стимулировать прибыль, поскольку у потребителей, поставщиков и местного сообщества формируются более привлекательный образ предприятия.
  2. Изменение потребностей и ожиданий широкой публики. Связанные с бизнесом социальные ожидания радикально изменились с 60-х годов. Чтобы сузить разрыв между новыми ожиданиями и реальным откликом предприятий, их вовлеченность в решении социальных проблем становится ожидаемой и необходимой.
  3. Наличие ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем. Поскольку бизнес располагает значительными людскими и финансовыми ресурсами, ему следовало бы передавать их часть на социальные нужды.
  4. Моральное обязательство вести себя социально ответственно. Предприятие является членом общества, поэтому нормы и морали также должны управлять его поведением. Предприятие, подобно индивидуальным членам общества, должно действовать социально ответственным образом и способствовать укреплению моральных основ общества. Более того, поскольку законы не могут охватить все случаям жизни, предприятия должны исходить из ответственного поведения, чтобы поддержать общество, основанное на упорядоченности и законности.

    Против социальной ответственности Мескон, Альберт, Хедоури выдвигают следующее:

  1. Нарушение принципа максимизации прибыли. Направление части ресурсов на социальные нужды снижает влияние принципа максимизации прибыли. Предприятие ведет себя в наибольшей мере социально ответственно, сосредоточиваясь только на экономических интересах и оставляя социальные проблемы государственным учреждениям и службам, благотворительным институтам и просветительским организациям.
  2. Расходы на социальную вовлеченность. Средства, направляемые на социальные нужды, являются для предприятия издержками. В конечном счете, эти издержки переносятся на потребителей в виде повышения цен. Кроме того, фирмы, участвующие в конкурентной борьбе на международных рынках с фирмами других стран, которые не несут затрат на социальные нужды, оказываются в неблагоприятном положении в конкуренции. В результате снижается их сбыт на международных рынках, что может привести к ухудшению платежного баланса во внешней торговле.
  3. Недостаточный уровень отчетности широкой публике. Поскольку управляющих не выбирают, они не являются непосредственно подотчетными широкой публике. Рыночная система хорошо контролирует экономические показатели и плохо – их социальную вовлеченность. До тех пор, пока общество не разработает порядок прямой отчетности ему предприятий, последние не будут участвовать в социальных действиях, за которые они не считают себя ответственными. 
  4. Недостаток умения разрешать социальные проблемы. Персонал любого предприятия лучше всего подготовлен к деятельности в сферах экономики, рынка и техники. Он  лишен в решении проблем социального характера. Совершенствованию общества должны способствовать специалисты, работающие в соответствующих государственных учреждениях и благотворительных организациях.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Благотворительность  и спонсорство  как часть социальной  ответственности

     Под понятие благотворительности сегодня  попадают и пожертвования, и спонсорство, и меценатство, и, как было сказано  выше, социальная ответственность, 

     Благотворительность – это оказание безвозмездной (или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является свободный и непринужденный выбор формы, времени и места, а также содержания помощи.

Информация о работе Социальная ответственность организации