Ситуационный подход в управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 19:14, реферат

Описание работы

Суть данных теорий состоит в том, что результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга. Поэтому, осуществляя все необходимые управленческие действия, такие как планирование, контроль и т.п., менеджеры должны исходить из того, в какой ситуации они функционируют.

Работа содержит 1 файл

Ситуационный подход в менеджменте.docx

— 43.12 Кб (Скачать)


5. Ситуационный  подход в управлении

Ситуационный подход сложился в  США в конце 1960-х гг. Он полемизирует со школами (классической, школой человеческих отношений, системным подходом), представители  которых пытались сформулировать универсальные  принципы управления для обеспечения  эффективного функционирования организаций. Представителями являются Ф. Каст, Г. Кунц, П. Лоуренс, Дж. Лорш, Д. Розенцвей, Дж. Томпсон и др.

Ситуационный подход представлен  различными ситуационными теориями, которые занимают заметное место  среди «синтетических» учений об управлении. Суть данных теорий состоит  в том, что результаты одних и  тех же управленческих действий в  различных ситуациях могут очень  сильно отличаться друг от друга. Поэтому, осуществляя все необходимые  управленческие действия, такие как  планирование, контроль и т.п., менеджеры  должны исходить из того, в какой  ситуации они функционируют.

В основе ситуационного подхода  лежит концепция, которая утверждает, что оптимальное и эффективное  управление возможно только при таких  условиях, когда внутреннее функционирование организации четко согласовано  с требованиями стоящей перед  ней задачи, ее техническим оснащением, потребностями персонала (внутренние переменные) и внешним окружением (внешние переменные, причем с учетом тех конкретных обстоятельств, в  которых находится данная система  в определенное время). Иными словами, ситуативный подход предполагает использование  такого метода, который лучше всего  отвечает потребностям возникшей ситуации. Он также фокусирует внимание на отношениях между внутренней и внешней средой организации. Пример: КСО и кризис.

Ситуационные теории управления дают рекомендации относительно того, как следует управлять в конкретных ситуациях. При этом выделяется четыре обязательных шага, которые должны быть осуществлены для того, чтобы  добиться эффективного управления в  каждой конкретной ситуации.

Во-первых, управление должно уметь осуществлять анализ ситуации с позиций ее специфики и требований, предъявляемых к организации.

Во-вторых, должен быть выбран соответствующий подход к осуществлению  управления, который в наибольшей степени и наилучшим образом  соответствовал бы требованиям ситуации, выдвигаемым к организации.

В-третьих, управление должно создавать потенциал в организации  и необходимую гибкость для того, чтобы можно было перейти к  новому управленческому стилю, соответствующему ситуации.

В-четвертых, управление должно произвести соответствующие изменения, позволяющие адаптироваться к ситуации.

В целом, если системный подход придает особое значение объединению  связей между различными организациями, то заострив внимание на характере  этих связей, ситуационный подход актуализировал эту проблему. В результате ситуационный подход сегодня является передовым  подходом в управленческой мысли.

Однако и этот подход подвергается критике. Некоторые считают, что  у него недостаточное теоретическое  обоснование, которое проявляется  в отсутствии базы для познания, недостаточной прогностической  способности и инициативности. С  другой стороны, его защитники утверждают, что самый полезный ответ на вопрос «Как мы будем делать это?» является: «Это все зависит от...». В ситуационном подходе прежде, чем принять управленческое решение, каждая ситуация рассматривается с позиций определения ее уникальных свойств. Это заметно контрастирует с ранними подходами, которые имели тенденцию к универсальным принципам, которые часто были неприменимы к специфическим ситуациям. Прежде чем применить какой-либо подход, следует проанализировать ситуацию, все разнообразные школы управленческой мысли, и затем определить, какая комбинация управленческих методов окажется наиболее подходящей.

С точки зрения экономики  организации наиболее существенные научно-методические результаты были получены в рамках ситуационного  подхода: формы, методы, системы, стили  управления должны существенно варьироваться  в зависимости от сложившейся  ситуации, т.е. центральное место  должна занимать ситуация. Это конкретный набор обстоятельств, которые значительно  влияют на организацию в данное конкретное время.

Значение системного и  ситуационного подходов в том, что  вместо прежних претензий найти  самый эффективный, пригодный для  всех случаев жизни способ управления они делают попытку интегрировать  в систему управления отдельные, более эффективно действующие компоненты, разработанные школами управления, которые   исторически предшествовали им, путем сочетания отдельных  приемов с учетом изменяющихся условий. Нет ни одного самого лучшего способа  планирования, или способа руководства, или способа организации группы для совместных действий, или способа  контроля деятельности организации. Чтобы  эффективно управлять, следует знать  все существующие или, по крайней  мере, большинство способов, уметь  применять каждый из них в конкретном месте и конкретной ситуации. Самые  лучшие методы управления можно выбрать  и осуществлять только после того, как ознакомишься с конкретными  обстоятельствами, в которых придется действовать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Ситуационный подход к решению задач управления означает анализ задачи на основе поиска и анализа сходных ситуаций, принятия решений по аналогии.  
    Такой подход схож с тем, как принимает решение руководитель, опирающийся на личный опыт: для каждой новой задачи, он ищет наиболее близкий случай из своей прошлой практики и принимает решение на основании последствий своего выбора в прошлом. При этом накопленный опыт может быть как положительным, так и отрицательным, и он в равной степени полезен для руководителя. Ситуационный подход предлагает обобщить опыт многих руководителей и многих организаций, с тем чтобы выявить и классифицировать типовые ситуации чаще всего встречающиеся в практике управления, а также разработать наиболее оптимальные варианты поведения в этих ситуациях. 
   Зачастую ситуационный подход противопоставляют системному подходу, утверждая, что это суть два различных подхода к анализу управленческих ситуаций. Однако это, конечно же, не так. 
   Ситуационный подход представляет собой развитие системного подхода применительно к стандартным задачам, часто встречающимся в практике управления. В результате системного анализа формулируется некоторый набор наиболее часто встречающихся конкретных ситуаций и набор соответствующих им оптимальных вариантов поведения. Разумеется, что классификация данных наборов производится по некоторой единой системе критериев, существование которой предполагает наличие единого, то есть системного похода к управленческим ситуациям. Действительно, бессмысленно отбирать стандартные ситуации, если нет единой системы показателей, которыми описывается ситуация, поскольку в при этом наш выбор будет случаен, а ситуации могут быть отнюдь не типовыми, могут даже повторять друг друга. 
   Таким образом можно говорить о том, что ситуационный подход к принятию решений представляет собой выбор варианта поведения из нескольких типовых альтернатив, построенных на основании единой системы критериев. 
   Наиболее серьезным преимуществом ситуационного подхода является то, что он дает существенную экономию времени и незаменим в тех случаях, когда требуется оперативно принять решение. Если набор типовых ситуаций охватывает большую часть встречающихся управленческих задач, то процесс управления значительно упрощается, при этом точность принимаемых решений остается высокой. 
    С другой стороны, ориентация исключительно на стандартные задачи, является недостатком ситуационного похода, поскольку делает его бесполезным при анализе сложных, нетипичных ситуаций, в условиях форс-мажора. Этот недостаток можно преодолеть в случае постоянного уточнения и дополнения набора типовых ситуаций реальными жизненными примерами. 
    Наиболее широко ситуационный подход используется при обучении менеджменту. Этот метод привлекателен для обучаемых, поскольку управленческие ситуации, облеченные в живые примеры, усваиваются намного лучше, нежели чем абстрактные схемы и отвлеченные, формальные рекомендации. 
     Хотя ситуационный подход значительно упрощает сам процесс принятия решения, но требует подготовительной работы, с тем чтобы набор стандартных ситуаций как можно более точно отражал реальные задачи, которые возникают в процессе управления организацией. 
     Таким образом при использовании ситуационного подхода непременным условием является системный анализ управления организацией, с целью выделения основных критериев классификации управленческих ситуаций и формирования набора стандартных задач и вариантов их решения. 
       Наиболее сложной задачей при практическом применении ситуационного подхода является формирование набора стандартных, типовых ситуаций. В том случае, если этот набор сформирован с ошибками, решения, принятые на его основе тоже будут ошибочны. Кроме того, всегда существует опасность, что набор стандартных ситуаций окажется неполным. В результате его использование в случае появления нестандартной ситуации оказывается бесполезным. 
          Процесс применения ситуационного подхода для решения можно условно разделить на следующие этапы: 
1. Этап сбора и анализа информации об организации и ее окружении. На этом этапе собирается информация и на основе ее анализа определяются основные критерии для классификации управленческих ситуаций. 
2. Этап анализа исторических и гипотетических сценариев развития организации и ее внешней среды. На этом этапе исследуются как реальные задачи, возникавшие перед организацией, так и те, которые могут возникнуть в будущем. Эти ситуации оцениваются по критериям, сформулированным на первом этапе, в результате чего формируется набор стандартных (типовых0 ситуаций. 
3. Этап формирования базы типовых решений. На основании исследования исторического опыта организации, а также экспертных заключений формируется оптимальная стратегия поведения для каждой типовой ситуации из набора. 
4. Этап практического применения набора стандартных ситуаций. Конкретная задача, с которой сталкивается организация подвергается формализации по ранее введенным критерием и классифицируется по набору стандартных ситуаций. После этого происходит доработка оптимальной стратегии, соответствующей выбранной ситуации. Доработка необходима, поскольку реальная ситуация может отличаться от стандартной, соответственно и ее решение нуждается в корректировке, прежде чем применяться на практике. 
5. Этап дополнения и корректировки набора стандартных ситуаций. Этот этап выделен условно, поскольку дополнение и уточнение как набора стандартных ситуаций, так и оптимальных стратегий, происходит на протяжении всего процесса, начиная от сбора и анализа информации и заканчивая этапом практического применения. 
Приведенная схема является общей, в процессе практического использования в ней возможны изменения, применительно к конкретной ситуации.

Методологию ситуационного  подхода можно объяснить как  четырех шаговый процесс: 
1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений. 
2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильны и слабые стороны, или сравнительные характеристики в случае, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, - как положительные, так и отрицательные, - от применения данной методики или концепции. 
3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных. 
4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и таили бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств. 
Ситуационные переменные. Успех или неуспех ситуационного подхода в значительной степени зависит от третьего шага, определяющего переменные ситуации и их влияние. Если это не будет сделано правильно, нельзя будет полностью оценить сравнительные характеристики или приспособить метод к ситуации. Если можно проанализировать ситуацию, тогда не возникает необходимости прибегать к догадкам или методу “проб и ошибок” для определения наиболее подходящего решения организационных проблем. И хотя ситуационный метод еще не был полностью обоснован, недавние исследования указывают, что некоторые ситуационные переменные могут быть вычленены. Установление этих основных переменных, особенно, в области лидерства и поведения организационных структур, а также количественных оценок, явилось наиболее важным вкладом ситуационного похода в управление. 
Невозможно, однако, определить все переменные, влияющие на организацию. Буквально каждая грань человеческого характера и личности, каждое предыдущее управленческое решение и все, что происходит во внешнем окружении организации, определенным образом влияет на решения организации. Для практических целей можно рассматривать, однако, только те факторы, которые наиболее значимы для организации, и те, которые скорее всего могут повлиять на ее успех.


Информация о работе Ситуационный подход в управлении