Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 11:06, реферат
Целью данной работы является рассмотрение формирования и использования интегрального интеллекта в исследовании управления, исследование вопросов и проблем менеджмента с точки зрения творческого подхода в управлении, а также коллективного мышления. Это исследование необходимо для более ясного понимания того, что успешное управление зависит от умения руководителя творчески решать задачи управления.
Введение………………………………………………………………….стр.3
1. Творчество и управление. Менеджер-исследователь………………стр.4
1.1. Исследование управления как функции, ценности и фактора творчества………………………………………………………………..стр.4
1.2. Исследования в требованиях к современному менеджеру..стр.7
1.3. Основные черты менеджера исследовательского типа……стр.10
2. Системы управления и их исследование……………………………стр.12
2.1. Система управления как объект исследования…………….стр.12
2.2. Организация исследования: виды и методы проведения исследования…………………………………………………………….стр.16
2.3. Технология исследования систем управления…………….стр.20
3. Формирование интегрального исследовательского интеллекта….стр.24
Заключение……………………………………………………………...стр.29
Список литературы……………………………………………………..стр.31
Руководитель
должен уметь повышать мотивацию
работников. Одним из способов повышения
трудовой мотивации является участие
работников в принятии важных решений,
обсуждение с ними проблем развития
и функционирования производства. Умение
раскрывать интеллектуальный потенциал
членов своего коллектива является высшим
показателем управленческого
С тенденции развития управления рождают новые требования к менеджеру. Возникает понятие "менеджер исследовательского типа ". Что это такое и в чем его особенность?
1.3. Основные черты менеджера исследовательского типа
Каждый менеджер проявляет в своей работе черты индивидуальности. Но всегда существует нечто общее, которое определяется особенностью деятельности и условиями, в которых она осуществляется. Современные условия управления – потребность в исследованиях. Эта потребность реализуется в самых различных проявлениях – организации, методологии и пр. Но одним из последствий реализации этой потребности является возникновение менеджеров, которых можно назвать менеджерами исследовательского типа. Их особенность – обостренное внимание исследовательскому подходу к решению всех проблем разработки управленческих решений. Но в более детальном представлении можно выделить следующие черты менеджера исследовательского типа.
а) Проблемное видение мира, способность распознавать проблемы там, где для других все ясно.
б) Умение превентивно, т.е. тогда, когда они еще в зародыше, ставить проблемы.
в) Системное и панорамное "восприятие действительности, процессов функционирования и развития управляемого объекта".
г) Умение воспринимать, понимать, принимать и использовать точки зрения, отличные от собственных или даже противоположные им.
д) Способность делать верные и удачные заключения при дефиците информации.
е) Развитая психологическая саморегуляция, определяющая отношение к проблемам и их оценку.
ж) Способность к имитации функций различных членов коллектива.
з) Психологическая проницательность, позволяющая видеть в людях больше, чем они проявляют в деятельности или демонстрируют. Компенсатором проницательности является психодиагностика.
и) Инновационность и безинерционность мышления, способность выйти за границы формального, привычного, проверенного, традиционного.
к) Способность привлекать людей к совместной деятельности, не прибегая к средствам материального или административного принуждения.
л) Способность
быстро перестраиваться психологически
при изменении условий
и) Умение делегировать не только власть и ответственность, но и свой авторитет лидера.
н) Способность к латентному (скрытому) руководству, предполагающему включение людей в деятельность не на формальной субординационной основе, а путем "ухода в тень", умением обратиться за советом и помощью.
Характерной
особенностью современного состояния
рынка является общий рост конкуренции
на многих его сегментах. Это приводит
к тому, что ранее проводимые мероприятия
по повышению
2. Системы управления и их исследование
2.1. Система управления как объект исследования
В современном
менеджменте рассматривается
Организации создаются для удовлетворения разнообразных потребностей людей в продукции, либо услугах и поэтому имеют самое различное назначение, размеры, строение и другие параметры.
Такое разнообразие имеет большое значение при рассмотрении организации как объекта управления. Множество целей и задач, стоящих перед организациями разного класса сложности и разной отраслевой принадлежности приводит к тому, что для управления ими требуются специальные знания и искусство, методы и приемы, обеспечивающие эффективную совместную деятельность работников всех структурных подразделений.
Любая организация, вне зависимости от ее конкретного назначения, может быть описана с помощью ряда параметров, среди которых главными являются: цели организации, ее организационная структура, внешняя и внутренняя среда, совокупность ресурсов, нормативная и правовая основа, специфика процесса функционирования, система социальных и экономических отношений и, наконец, организационная культура.
Каждая организация имеет конкретную систему управления, которая также является объектом исследования. Исследовать систему управления можно только на основе выбранной научной концепции.
Прежде всего необходимо отметить, что концепция «системы» используется как средство для изучения характеристик объекта управления. Ценность этой концепции заключается в том, что она способствует более глубокому пониманию характеристик изучаемой системы и процесса функционирования организации как системы.
Рассмотрение управления как системы является одним из достижений современной науки. Это обуславливается, прежде всего, как необходимое требование учета многофакторных проявлений управления как деятельности, находящейся в сложной структуре отношений, сформированных как внутри самой системы управления, так и в отношениях с внешним миром, с внешними системами и надсистемами.
Система
управления по своим характеристикам
может быть отнесена к различным
классам систем: социальным, сложным,
открытым, самоорганизующимся, саморазвивающимся,
адаптирующимся, многоуровневым, иерархическим,
стохастически-
Необходимость соответствия современной организации требованиям рыночной экономики вызывает потребность постоянного ее совершенствования, организационного развития. Базой организационных нововведений служит изучение деятельности организаций.
Исследование систем управления — это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями. В условиях динамичности современного производства и общественного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений. Исследование управления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала и в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов. Иногда для проведения исследования приглашают консультационные фирмы. Необходимость в исследованиях систем управления продиктована достаточно большим кругом проблем, с которыми приходится сталкиваться многим организациям. От правильного решения этих проблем зависит успех работы этих организаций. Исследования систем управления могут быть различными как по целям, так и по методологии их проведения.
Исследование систем управления включает:
• уточнение цели развития и функционирования предприятия и его подразделений;
• выявление тенденций развития предприятия в конкретной рыночной среде;
• выявление факторов, обеспечивающих достижение сформулированной цели и препятствующих ей;
• сбор необходимых данных для разработки мероприятий по совершенствованию действующей системы управления;
• получение необходимых данных для привязки современных моделей, методов и средств к условиям конкретного предприятия.
В процессе исследования и анализа работы организации устанавливается роль и место данного предприятия в соответствующем секторе рынка; состояние производственно-хозяйственной деятельности предприятия; производственная структура предприятия; система управления и ее организационная структура; особенности взаимодействия предприятия с потребителями, поставщиками и другими участниками рынка; инновационная деятельность предприятия; психологический климат предприятия и др.
2.2. Организация исследования:
виды и методы проведения
Организация исследования – это система регламентов, нормативов и инструкций, определяющих порядок его проведения. Это распределение функций, обязанностей, ответственности и полномочий на выполнение работ, и распределение ресурсов и комбинация во времени, пространстве, в кадрах по видам работ.
С точки зрения организации проведения исследования можно выделить следующие формы:
• индивидуальные и коллективные исследования;
• исследования, проводимые внутренними или внешними специалистами;
• централизованная и децентрализованная организация;
• специальные отделы, службы управления изменениями, целевые проектные подразделения.
• привлечение специализированных консалтинговых организаций.
Эффективность исследования систем управления во многом определяется выбранными и использованными методами исследования.
Методы исследования представляют собой способы, приемы проведения исследований. Их грамотное применение способствует получению достоверных и полных результатов исследования возникших в организации проблем. Выбор методов исследования, интеграция различных методов при проведении исследования определяется знаниями, опытом и интуицией специалистов, проводящих исследования.
Всю совокупность методов исследования можно разбить на три большие группы: методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов; методы формализованного представления систем управления (методы формального моделирования исследуемых процессов) и комплексированные методы.
Для наглядности представления совокупности методов исследования используем «Таблицу 2».
Первая группа — методы, основанные на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов, использовании их опыта и нетрадиционных подходов к анализу деятельности организации включают: метод «мозговой атаки», метод типа «сценариев», метод экспертных оценок (включая SWOT-анализ), метод типа «Дельфи», методы типа «дерева целей», «деловой игры», морфологические методы и ряд других методов.
Таблица 2. Методы исследования систем управления
Вторая группа — методы формализованного представления систем управления, основанные на использовании математических, экономико-математических методов и моделей исследования систем управления. Среди них можно выделить следующие классы:
Наибольшее распространение в экономике в настоящее время получили математическое программирование и статистические методы. Правда, для представления статистических данных, для экстраполяции тенденций тех или иных экономических процессов всегда использовались графические представления (графики, диаграммы и т.п.) и элементы теории функций (например, теория производственных функций). Однако целенаправленное применение математики для постановки и анализа задач управления, принятия экономических решений разного рода (распределения работ и ресурсов, загрузки оборудования, организации перевозок и т.п.) началось с внедрения в экономику методов линейного и других видов математического программирования (работы Л. В. Канторовича, В. В. Новожилова, С.А. Соколицына и др.). Привлекательность этих методов для решения формализованных задач, какими обычно являются названные выше и другие экономические задачи на начальном этапе их постановки, объясняется рядом особенностей, отличающих методы математического программирования от методов классической математики.