Система управления качеством промышленной продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 00:26, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового проекта является анализ и совершенствование стратегии управления качеством продукции на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть основные понятия по управлению качеством продукции;
• раскрыть сущность стратегии управления качеством продукции;
• исследовать особенности управления качеством на предприятии;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ 5
1.1. Понятие качества и его повышение 5
1.2. Система управления качеством продукции 9
1.3. Планирование процесса управления качеством 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ 21
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия 21
2.2. Контроль качества продукции на ОАО «Норильский Хлебозавод» 28
2.3. Анализ качества продукции на предприятии ОАО «Норильский Хлебозавод» 31
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ ОАО «НОРИЛЬСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД» 34
3.1. Разработка мероприятий «День качества» по повышению качества продукции на ОАО «Норильский Хлебозавод» 34
3.2. Расчет эффективности мероприятий «День качества» по повышению качества продукции на ОАО «Норильский Хлебозавод» 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 44

Работа содержит 1 файл

Произв. менеджмент.doc

— 343.50 Кб (Скачать)

Система управления качеством  продукции включает следующие функции:

  • функции стратегического, тактического и оперативного управления
  • функции принятия решений, управляющих воздействий, анализа и учета, информационно-контрольные
  • функции специализированные и общие для всех стадий жизненного цикла продукции
  • функции управления по научно-техническим, производственным, экономическим и социальным факторам и условиям.

Система управления качеством продукции представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции.

Политика в области  качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности или долгосрочной цели и включать:

  • улучшение экономического положения предприятия;
  • расширение или завоевание новых рынков сбыта;
  • достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих фирм;
  • ориентацию на удовлетворение требований потребителей определенных отраслей или определенных регионов;
  • освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;
  • улучшение важнейших показателей качества продукции;
  • снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;
  • увеличение сроков гарантии на продукцию;
  • развитие сервиса;

В соответствии со стандартом ИСО жизненный цикл продукции  включает 11 этапов:

  • маркетинг, поиск и изучение рынка;
  • проектирование и разработка технических требований, разработка продукции;
  • материально-техническое снабжение;
  • подготовка и разработка производственных процессов;
  • производство;
  • контроль, проведение испытаний и обследований;
  • упаковка и хранение;
  • реализация и распределение продукции;
  • монтаж и эксплуатация;
  • техническая помощь и обслуживание;
  • утилизация после испытания.

Таким образом, обеспечение  качества продукции - это совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые  условия для выполнения каждого этапа петли качества, чтобы продукция удовлетворяла требованиям к качеству.

Управление качеством  включает принятие решений, чему предшествует контроль, учет, анализ.

Улучшение качества –  постоянная деятельность, направленная на повышение технического уровня продукции, качества ее изготовления, совершенствование элементов производства и системы качества.

С позиции потребителя  качество изделия – степень удовлетворения требований потребителя:

  • потребитель завтрашнего дня;
  • признает приоритет за качеством, а цена занимает второе место;
  • предъявляет рекламацию каждого дефекта;
  • требует постоянного улучшения качества;
  • требует обеспечения качества в технологическом процессе и отказывается от окончательного контроля;
  • чувствителен в своих реакциях в случае изменения технологического процесса;
  • кооперирует в случае обеспечения качества;
  • является сторонником продукции, если качество обеспечено.

Стремление России к  интеграции в мировое сообщество, а также развитие рыночных отношений  внутри страны предполагают всестороннее и полное выявление свойств и  оценку показателей, определяющих и характеризующих качество продукции и технический уровень производства.

Наилучших результатов  в создании и выпуске конкурентоспособной  продукции добиваются предприятия, обладающие исчерпывающими сведениями о состоянии и возможностях производственных процессов, а также своевременно вырабатывающие управляющие воздействия по их совершенствованию.4

1.3. Планирование процесса управления качеством

 

Под планированием качества продукции понимается установление обоснованных заданий по ее выпуску с требуемыми значениями показателей качества на заданный момент или в течение заданного интервала времени.

Планирование повышения  качества должно опираться на научно обоснованное прогнозирование потребностей внутреннего и внешнего рынка. При этом большую роль в правильном обосновании планов повышения качества приобретают использование данных о результатах эксплуатации продукции, обобщение и анализ информации о фактическом уровне ее качества.

Планы повышения качества должны обеспечиваться необходимыми материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, а планируемые показатели и мероприятия по повышению качества тщательно обосновываться расчетами экономической эффективности. В перечень главных задач планирования повышения качества продукции входят:

  • обеспечение выпуска продукции с максимальным соответствием ее свойств существующим и перспективным потребностям рынка;
  • достижение и превышение технического уровня и качества лучших отечественных и зарубежных образцов;
  • установление экономически оптимальных заданий по повышению качества продукции с точки зрения их ресурсного обеспечения и запросов потребителей;
  • совершенствование структуры выпускаемой продукции путем оптимизации ее типоразмерного ряда;
  • увеличение выпуска сертифицированной продукции;
  • улучшение отдельных потребительских свойств уже выпускаемой продукции (надежности, долговечности, экономичности и др.);
  • своевременная замена, сокращение производства или снятие с производства морально устаревшей и неконкурентоспособной продукции;
  • обеспечение строгого соблюдения требований стандартов, технических условий и другой нормативной документации, своевременное внедрение вновь разработанных и пересмотр устаревших стандартов;
  • разработка и реализация конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение заданного уровня качества;
  • увеличение экономической эффективности производства и использование продукции улучшенного качества.

Предметами планирования качества продукции являются в конечном итоге различные мероприятия и показатели, отражающие как отдельные свойства продукции, так и разнообразные характеристики системы и процессов управления качеством. Эти показатели находят свое отражение в конкретных заданиях по улучшению качества продукции, в планах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, стандартизации и метрологического обеспечения, внедрения систем управления качеством, технического развития предприятия, подготовки кадров и т. д. Планирование повышения качества продукции базируется на общих принципах планирования и применении методов планирования.

К общим принципам планирования относят:

  • сочетание централизованного руководства с самостоятельностью подразделений;
  • пропорциональность, т.е. сбалансированный учет ресурсов и возможностей предприятия;
  • комплексность (полнота) – взаимоувязка всех сторон деятельности предприятия;
  • детализация – степень глубины планирования;
  • точность – степень допусков и отклонений параметров плана;
  • простота и ясность – соответствие уровню понимания разработчиков и пользователей плана;
  • непрерывность – цельность временного пространства планирования;
  • эластичность и гибкость – возможность использования резервов и учет альтернатив;
  • научность – учет в планировании новейших достижений науки и техники, требований перспективных стандартов, потребностей рынка (как существующих, так и перспективных);
  • экономичность – эффективность плановой деятельности с позиций соотношения (целевой результат)/затраты.

К методам планирования относят:

  • расчетно-аналитический, основанный на расчленении выполняемых работ и группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязям, анализе условий наиболее эффективного их взаимодействия и разработке на этой основе проектов планов;
  • экспериментальный (опытный) – проектирование норм, нормативов и моделей подсистем управления предприятием на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов;
  • отчетно-статистический – разработка проектов планов на основе отчетов, статистики и иной фактической информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристик подсистем управления.

В плановой деятельности по обеспечению необходимого уровня качества применяются и специфические  виды работ:

  • анализ требований потребителей;
  • изучение спроса;
  • анализ рекламаций;
  • учет требований перспективных стандартов и результатов НИР; 
  • изучение патентной информации;
  • учет изменений требований к сертификации продукции;
  • осуществление плановых расчетов;
  • увязка плановых мероприятий.

Планирование увязывает  планы подразделений предприятия  с его общей стратегией и оперативными задачами. Задачи планирования – это формирование системы планов и показателей оценки их выполнения.

Наиболее часто основу плана повышения качества продукции  на предприятии составляют задания  по достижению и превышению технического уровня и качества лучших отечественных и зарубежных образцов, увеличению выпуска сертифицированной продукции, улучшению отдельных показателей качества выпускаемой продукции, модернизации или снятию с производства неконкурентоспособной продукции, разработке и реализации конкретных мероприятий по достижению заданного уровня качества и др.5

Как самостоятельные  направления планирования повышения  качества продукции на предприятии обычно выделяют:

  • внутрифирменное планирование качества продукции;
  • планирование внедрения системы управления качеством на предприятии;
  • планирование кадрового обеспечения повышения качества продукции;
  • планирование снижения потерь предприятия от внутреннего и внешнего брака;
  • планирование качества продукции в договорах и контрактах.

В последние годы широкое  распространение получили стандарты ИСО серии 9000, в которых отражен международный опыт управления качеством продукции на предприятии. В соответствии с этими документами определяется политика в области качества, включающая совершенствование управления качеством продукции и его обеспечение. Политика в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия или долгосрочной цели плановой деятельности и должна включать:

  • улучшение экономического положения предприятия;расширение или завоевание новых рынков сбыта;
  • достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм;
  • ориентацию на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или регионов;
  • освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах; улучшение важнейших показателей качества продукции; снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;
  • увеличение сроков гарантии на продукцию;
  • развитие сервиса.

Информация о работе Система управления качеством промышленной продукции