Система подготовки и переподготовки кадров в Республике Таджикистан, а также опыт зарубежных стран в системе подготовки и переподготовки

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 13:25, контрольная работа

Описание работы

В условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любого производства. Успех работы предприятия обеспечивают его работники. Именно поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей производства - персоналом предприятия

Работа содержит 1 файл

Проблемы и перспективы системы подготовки и переподготовки кадров в Республике Таджикистан.doc

— 55.00 Кб (Скачать)

    Система подготовки и переподготовки кадров в Республике Таджикистан, а также опыт зарубежных стран в системе подготовки и переподготовки кадров

       В условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любого производства. Успех работы предприятия обеспечивают его работники. Именно поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей производства - персоналом предприятия. Вполне естественно, что на каждом предприятии возникает необходимость в определении численности персонала, в эффективной системе подбора, найма и расстановки кадров, в обеспечении их занятости с учетом интересов производства и самого работника, в системе вознаграждения за труд, в учете индивидуальных проблем работников, улучшении их бытовых условий и отдыха и т. д.

       В системе мер реализации экономической  реформы особое значение придается повышению уровня работы с кадрами, постановке этой работы на прочный научный фундамент, использованию накопленного в течение многих лет отечественного и зарубежного опыта.

      Одной из важнейших проблем на современном  этапе развития экономики большинства стран мира является проблема в области работы с персоналом. При всем многообразии существующих подходов к этой проблеме в различных промышленно развитых странах основными наиболее общими тенденциями являются следующие:

- формализация  методов и процедур отбора  кадров;

- разработка  научных критериев их оценки;

- научный  подход к анализу потребностей  в управленческом персонале;

- выдвижение  молодых и перспективных работников;

- повышение   обоснованности   кадровых   решений   и   расширение   их 
гласности;

- системная   увязка   хозяйственных   и   государственных   решений   с основными элементами кадровой политики.

     Главный потенциал предприятия заключен в кадрах. Какие бы прекрасные идеи, новейшие технологии, самые благоприятные внешние условия не существовали, без хорошо подготовленного персонала высокой активности добиться невозможно. Именно люди делают работу, подают идеи и позволяют предприятию существовать. Без людей не может быть организации, без квалифицированных кадров ни одна организация не сможет достигнуть своих целей. Управление персоналом связано с людьми и их отношениями внутри предприятия (организации). Оно применимо не только к сферам материального производства, но и ко всем видам занятости.

     Недостаточное качество подготовки связано, в какой-то мере, с устаревшими государственными образовательными стандартами, и с  обилием учебных заведений, занимающихся подготовкой «специалистов» в различных  сферах. Сегодня ряд таджикских вузов ведут подготовку специалистов с высшим образованием. В основном эта работа ведется в рамках таких специальностей, как «Менеджмент», «Экономика и управление на предприятии», «Социально-культурный сервис и туризм»,  «Международные отношения».

     Все меры по совершенствованию процесса обучения будут направлены на повышение  квалификации специалиста, его реального  статуса и потенциала выпускника вуза.

     В сфере подготовке кадров существует слабое взаимодействие учебных заведений  и работодателей. Один из важных аспектов взаимодействия – организация практик. Практическая, прикладная составляющая, наряду с фундаментальными знаниями, один из основных факторов успешной карьеры в бизнесе. Существуют некоторые стандартные представления об уровне специалиста. Работодатели хотят получить готовый продукт, причем не вложив в образование ни копейки. Содержание профессионального образования должно быть нацелено на позитивное изменение жизни молодых людей, гарантировать им трудоустройство и карьеру. 

 

Рис. 1. Концепция  эффективной деятельности предприятий 

     Кадровая  политика предприятия во многом влияет на успех фирмы. На работу следует  нанимать приветливых, работоспособных  служащих, которые смогут создать  хорошую атмосферу в беседе с клиентом, собирающимся воспользоваться услугами.

Подготовка  и переподготовка кадров за рубежом

К подготовке и повышению  квалификации в ведущих корпорациях  развитых стран подходят комплексно. В американских фирмах перспективное  и текущее планирование в этой области осуществляется в виде программ управления карьеры руководителей. В таких программах отражается в основном следующее:

  • - конкретный и детализированный учет руководящих должностей, которые в будущем окажутся вакантными;
  • - обеспечение у работников стимулов к повышению эффективности труда с помощью гибкой системы оплаты и премирования за результаты работы и перспективы продвижения в должности;
  • - индивидуальное планирование карьеры каждого руководителя, специалиста и служащего, состоящего в резерве на выдвижение, с учетом возможностей фирмы и деловых качеств претендента.

Схемы возможных должностных  повышений сотрудников с учетом ожидаемых вакансий составляют, как  правило, на пять лет.

В программах промышленные фирмы широко планируют горизонтальные перемещения руководителей (ротация) из одного подразделения в другое, а также из одного филиала в  другой, находящийся в другом регионе, но относящийся к этой фирме. Ротация  является главным методом подготовки управляющих широкого профиля. Японские фирмы увольняют работников по достижению 60 летесли целесообразно оставить работника, то он начинает карьеру как бы сначала, теряя при этом в оплате.

Оплата в Японии строится по тройной шкале:

  • 1) результат труда;
  • 2) стаж работы;
  • 3) занимаемая должность.

В США специалистов по управлению выпускают более тысячи учебных заведений, им присваивается  степень магистра деловой администрации. Школы делового администрирования  разрабатывают учебные программы  на основе конкретных заказов фирм-клиентов. Частные компании тратят на переподготовку до 1/3 своих бюджетов.

В последнее время  повышаются требования к экономическим  знаниям руководителей, обладающих газовой инженерной подготовкой.

Неотъемлемой частью активизации работы управленческого персонала является совершенствование материального стимулирования. Причем стимулирование связывают с показателями максимальной прибыли. Этот показатель отражает конечный результат работы руководителей, с уровнем которого организуется их премирование. Премии составляют часть дохода - от 35 до 10%. Особое внимание уделяется стимулированию управленческих подразделений по разработке и освоению новой продукции.

Американские фирмы  большое внимание уделяют моральным  стимулам, нацеливая на создание в коллективах заинтересованности в работе и поддержку инициативных работников, склонных к постоянному поиску и экспериментированию. Таким работникам предоставляют значительную самостоятельность и возможность получить общественное признание в качестве талантливого инженера-изобретателя или предприимчивого бизнесмена. В Германии подготовка и повышение квалификации управленческого персонала осуществляется через академии и курсы.

Подготовка германских управляющих осуществляются по следующим  четырем направлениями:

  • - подготовка управляющих высшего звена, владельцев организаций, членов правлений (советов);
  • - подготовка высшего административного персонала, директоров, управляющих филиалов;
  • - подготовка среднего административного состава, руководителей отделов, групп и старших мастеров;
  • - подготовка управляющих низшего звена, мастеров участков, заведующих бюро и т.д.

В отличие от американской системы повышения квалификации в Германии на первое место ставится программа. Методика преподавания предусматривает  чтение лекций с иллюстрацией их плакатами, проведение практических занятий и семинаров.

Французская система  повышения квалификации и подготовки кадров не имеет централизованных программ. Для работы по повышению квалификации приглашаются лица, занимающие в организациях и учреждениях ответственные и руководящие должности и крупные представители делового мира. Это приводит к том, что там учебный процесс по своему характеру поверхностный и шаблонный.

Таким образом, в мире нет единой системы подготовки и  переподготовки кадров. Каждая страна использует свой опыт, который сложился в ней и дает определенный результат. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Использованная  литература

    1. Барков  С.А. Управление персоналом. —  М.: Юристы, 2001.

    2. Веснин   В.Р.   Практический   менеджмент   персонала.   Пособие   по 
    кадровой работе. - М.: Юристы, 2001

    3. Герчикова  И.Н. Менеджмент. Учебное пособие. - М: ЮНИТИ., 2000.

    4. Кибанов  А.Я., Захаров Д.К. Формирование  системы управления персоналом  на предприятии. М Дело, 1999

    5. Кочеткова  А.И. Психологические основы управления персоналом. - М.: Зерцало, 1999.

    6. Маслов  Е.В. Управление персоналом. - Новосибирск:  Рассвет, 2000.

    7. Маусов  Н. Менеджмент персонала - ключевое  звено внутрифирменного управления // Проблемы теории и практики управления. - 2001. - №6.

    8. Послание Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан (15 апреля 2009 года)

    9. Усмонова  И.У.,  Хабибов С. Х., Факеров Х. Н., Шарипов М.М. -   Менеджмент Учебное пособие - Худжанд, 2005.

    10. Хабибов  С. Х., Факеров Х. Н., Шаропов Ф. Менеджмент проектов.- Душанбе «Эр-граф» 2009


Информация о работе Система подготовки и переподготовки кадров в Республике Таджикистан, а также опыт зарубежных стран в системе подготовки и переподготовки