Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 13:25, контрольная работа
В условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любого производства. Успех работы предприятия обеспечивают его работники. Именно поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей производства - персоналом предприятия
Система подготовки и переподготовки кадров в Республике Таджикистан, а также опыт зарубежных стран в системе подготовки и переподготовки кадров
В условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любого производства. Успех работы предприятия обеспечивают его работники. Именно поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей производства - персоналом предприятия. Вполне естественно, что на каждом предприятии возникает необходимость в определении численности персонала, в эффективной системе подбора, найма и расстановки кадров, в обеспечении их занятости с учетом интересов производства и самого работника, в системе вознаграждения за труд, в учете индивидуальных проблем работников, улучшении их бытовых условий и отдыха и т. д.
В системе мер реализации экономической реформы особое значение придается повышению уровня работы с кадрами, постановке этой работы на прочный научный фундамент, использованию накопленного в течение многих лет отечественного и зарубежного опыта.
Одной из важнейших проблем на современном этапе развития экономики большинства стран мира является проблема в области работы с персоналом. При всем многообразии существующих подходов к этой проблеме в различных промышленно развитых странах основными наиболее общими тенденциями являются следующие:
- формализация методов и процедур отбора кадров;
- разработка научных критериев их оценки;
- научный подход к анализу потребностей в управленческом персонале;
- выдвижение
молодых и перспективных
- повышение
обоснованности кадровых
решений и расширение
их
гласности;
- системная увязка хозяйственных и государственных решений с основными элементами кадровой политики.
Главный потенциал предприятия заключен в кадрах. Какие бы прекрасные идеи, новейшие технологии, самые благоприятные внешние условия не существовали, без хорошо подготовленного персонала высокой активности добиться невозможно. Именно люди делают работу, подают идеи и позволяют предприятию существовать. Без людей не может быть организации, без квалифицированных кадров ни одна организация не сможет достигнуть своих целей. Управление персоналом связано с людьми и их отношениями внутри предприятия (организации). Оно применимо не только к сферам материального производства, но и ко всем видам занятости.
Недостаточное качество подготовки связано, в какой-то мере, с устаревшими государственными образовательными стандартами, и с обилием учебных заведений, занимающихся подготовкой «специалистов» в различных сферах. Сегодня ряд таджикских вузов ведут подготовку специалистов с высшим образованием. В основном эта работа ведется в рамках таких специальностей, как «Менеджмент», «Экономика и управление на предприятии», «Социально-культурный сервис и туризм», «Международные отношения».
Все меры по совершенствованию процесса обучения будут направлены на повышение квалификации специалиста, его реального статуса и потенциала выпускника вуза.
В
сфере подготовке кадров существует
слабое взаимодействие учебных заведений
и работодателей. Один из важных аспектов
взаимодействия – организация практик.
Практическая, прикладная составляющая,
наряду с фундаментальными знаниями, один
из основных факторов успешной карьеры
в бизнесе. Существуют некоторые стандартные
представления об уровне специалиста.
Работодатели хотят получить готовый
продукт, причем не вложив в образование
ни копейки. Содержание профессионального
образования должно быть нацелено на позитивное
изменение жизни молодых людей, гарантировать
им трудоустройство и карьеру.
Рис. 1. Концепция эффективной деятельности предприятий
Кадровая политика предприятия во многом влияет на успех фирмы. На работу следует нанимать приветливых, работоспособных служащих, которые смогут создать хорошую атмосферу в беседе с клиентом, собирающимся воспользоваться услугами.
Подготовка и переподготовка кадров за рубежом
К подготовке и повышению квалификации в ведущих корпорациях развитых стран подходят комплексно. В американских фирмах перспективное и текущее планирование в этой области осуществляется в виде программ управления карьеры руководителей. В таких программах отражается в основном следующее:
Схемы возможных должностных повышений сотрудников с учетом ожидаемых вакансий составляют, как правило, на пять лет.
В программах промышленные фирмы широко планируют горизонтальные перемещения руководителей (ротация) из одного подразделения в другое, а также из одного филиала в другой, находящийся в другом регионе, но относящийся к этой фирме. Ротация является главным методом подготовки управляющих широкого профиля. Японские фирмы увольняют работников по достижению 60 лет; если целесообразно оставить работника, то он начинает карьеру как бы сначала, теряя при этом в оплате.
Оплата в Японии строится по тройной шкале:
В США специалистов
по управлению выпускают более тысячи
учебных заведений, им присваивается
степень магистра деловой администрации.
Школы делового администрирования
разрабатывают учебные
В последнее время повышаются требования к экономическим знаниям руководителей, обладающих газовой инженерной подготовкой.
Неотъемлемой частью активизации работы управленческого персонала является совершенствование материального стимулирования. Причем стимулирование связывают с показателями максимальной прибыли. Этот показатель отражает конечный результат работы руководителей, с уровнем которого организуется их премирование. Премии составляют часть дохода - от 35 до 10%. Особое внимание уделяется стимулированию управленческих подразделений по разработке и освоению новой продукции.
Американские фирмы большое внимание уделяют моральным стимулам, нацеливая на создание в коллективах заинтересованности в работе и поддержку инициативных работников, склонных к постоянному поиску и экспериментированию. Таким работникам предоставляют значительную самостоятельность и возможность получить общественное признание в качестве талантливого инженера-изобретателя или предприимчивого бизнесмена. В Германии подготовка и повышение квалификации управленческого персонала осуществляется через академии и курсы.
Подготовка германских управляющих осуществляются по следующим четырем направлениями:
В отличие от американской системы повышения квалификации в Германии на первое место ставится программа. Методика преподавания предусматривает чтение лекций с иллюстрацией их плакатами, проведение практических занятий и семинаров.
Французская система повышения квалификации и подготовки кадров не имеет централизованных программ. Для работы по повышению квалификации приглашаются лица, занимающие в организациях и учреждениях ответственные и руководящие должности и крупные представители делового мира. Это приводит к том, что там учебный процесс по своему характеру поверхностный и шаблонный.
Таким образом, в мире
нет единой системы подготовки и
переподготовки кадров. Каждая страна
использует свой опыт, который сложился
в ней и дает определенный результат.
Использованная литература
1. Барков С.А. Управление персоналом. — М.: Юристы, 2001.
2. Веснин
В.Р. Практический менеджмент
персонала. Пособие по
кадровой работе. - М.: Юристы, 2001
3. Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебное пособие. - М: ЮНИТИ., 2000.
4. Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Формирование системы управления персоналом на предприятии. М Дело, 1999
5. Кочеткова А.И. Психологические основы управления персоналом. - М.: Зерцало, 1999.
6. Маслов Е.В. Управление персоналом. - Новосибирск: Рассвет, 2000.
7. Маусов
Н. Менеджмент персонала - ключевое
звено внутрифирменного
8. Послание Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан (15 апреля 2009 года)
9. Усмонова И.У., Хабибов С. Х., Факеров Х. Н., Шарипов М.М. - Менеджмент Учебное пособие - Худжанд, 2005.
10. Хабибов С. Х., Факеров Х. Н., Шаропов Ф. Менеджмент проектов.- Душанбе «Эр-граф» 2009