Система мотиваций в деятельности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 21:55, курсовая работа

Описание работы

В тоже время, на рынке труда появляются работники, обладающие достаточным профессионализмом и новым трудовым сознанием, т.е. люди с хорошей нравственной основой и пониманием труда. Однако шансов найти хорошую работу у них немного из-за возрастного барьера (до и более 50 лет) или отсутствие рекомендаций (в основном у молодых специалистов). Таким образом, и потребности, и мотивация большинства работников нуждаются в дальнейшем изучении и систематизации. Итак, что же такое мотивация?

Содержание

1. Введение
1. Что такое мотивация
2. Различные концепции интринсивной и экстринсивной мотивации
3.1 Влечения без редукции влечения
3.2 Свобода от цели
3.3 Оптимальный уровень активации или рассогласования
3.4 Самоутверждение
3.5 Радостная поглощенность действием
3.6 Однородность тематики (эндогенность) действия и его цели
3. Теории мотивации
4.1 Теория мотивации по А. Маслоу
4.2 Теория мотивации Д.Мак Клеланда
4.3 Теория мотивации Ф. Герцберга
4.4 Теория ожидания В.Врума
4.5 Теория справедливости
4.6 Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера.
5. Заключение
6. Список литературы

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ФИЛ.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

неформальным  лидером, иметь свое  собственное  мнение  и уметь  убеждать окружающих  в его правильности.

    Согласно  теории Мак Клелланда люди стремящиеся  к власти, должны удовлетворить эту свою  потребность и  могут это сделать при занятии определенных должностей в организации.

    Управлять такими  потребностями можно,  подготавливая работников к переходу по иерархии на  новые должности  с помощью  их  аттестации, направления  на курсы  повышения квалификации  и  т.д.  Такие  люди  имеют широкий круг  общения и стремятся  его расширить.  Их руководители  должны способствовать этому. 

    4.3.Теория  мотивации Фредерика   Герцберга.

    Эта  теория появилась в связи с растущей необходимостью выяснить  влияние материальных  и  нематериальных факторов на  мотивацию человека. Фредерик Герцберг создал двухфакторную модель, которая показывает удовлетворенность работой.

    Факторы, влияющие на удовлетворенность в  работе 

    Гигиенические факторы                        Мотивация

    Политика  фирмы и адми-

    нистрации                                              Успех

    Условия работы                                    Продвижение по службе

    Заработок                                              Признание и одобрение результата

    Межличностные отношения               Высокая степень ответственности

    Степень непосредственного               Возможность творческого и

    контроля  за работой                                   делового роста 

    Первая  группа  факторов (гигиенические  факторы) связана с самовыражением

личности,  ее  внутренними  потребностями, а также  с  окружающей средой, в которой  осуществляется сама работа. Вторая  группа факторов  мотивации связана  с характером  и  сущностью  самой  работы. Руководитель  здесь должен помнить  о    необходимости  обобщения  содержательной части работы.

    Гигиенические  факторы  Ф.  Герцберга,  как  видно, соответствуют физиологическим  потребностям, потребности  в безопасности и уверенности в будущем.Разница  в  рассмотренных  теориях следующая:  по мнению А.  Маслоу,  после  мотивации  рабочий обязательно начинает лучше работать, по мнению Ф. Герцберга, рабочий  начнет лучше работать только после того, как решит, что  мотивация неадекватна.

    Таким  образом,  содержательные  теории   мотивации  базируются  на исследовании  потребностей  и  выявлении факторов, определяющих поведение людей.

    Второй  подход  к  мотивации  базируется  на процессуальных теориях. Здесь говорится о  распределении усилий  работников и выборе  определенного  вида поведения  для  достижения конкретных целей.  К таким  теориям относятся теория ожиданий, или модель мотивации  по В.  Вруму, теория  справедливости

и теория или  модель. Портера - Лоулера. 
 

    4.4. Теория ожиданий  В. Врума.

      Согласно теории ожиданий не  только потребность  является  необходимым  условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения.

    Процессуальные  теории  ожидания  устанавливают,  что поведение сотрудников определяется поведением:

    - руководителя,  который  при  определенных  условиях  стимулирует работу сотрудника;

    сотрудника,  который  уверен,  что  при  определенных условиях ему будет выдано вознаграждение;

    - сотрудника  и  руководителя,  допускающих, что  при определенном  улучшении

    качества  работы  ему  будет  выдано определенное вознаграждение;

    - сотрудника,  который  сопоставляет   размер  вознаграждения  с суммой, которая необходима  ему для  удовлетворения определенной потребности.

    Сказанное  означает,  что  в теории  ожидания подчеркивается  необходимость

в  преобладании   повышения  качества  труда  и  уверенности в том,  что это  будет отмечено  руководителем, что позволяет ему реально удовлетворить свою потребность.

    Исходя  из  теории  ожиданий  можно  сделать вывод,  что работник должен иметь  такие потребности,  которые могут  быть в значительной степени  удовлетворены  в   результате  предполагаемых  вознаграждений.  А руководитель  должен  давать  такие поощрения, которые  могут удовлетворить ожидаемую потребность работника. Например, в ряде коммерческих структур вознаграждение выделяют в виде определенных товаров, заведомо зная, что работник в них нуждается. 

    4.5.Теория справедливости

    Согласно  этой  теории эффективность мотивации оценивается работником не  по определенной  группе факторов, а системно с учетом оценки вознаграждений, выданных другим работникам, работающим в аналогичном системном окружении.

    Сотрудник  оценивает  свой размер поощрения по сравнению  с  поощрениями других сотрудников.  При  этом  он  учитывает  условия в  которых  работают он  и  другие сотрудники. Например, один работает на новом оборудовании, а другой  на старом, у одного было одно качества заготовок,  а другого  - другое. Или например  руководитель  не   обеспечивает  сотрудника той работой, которая соответствует его квалификации. Или отсутствовал доступ к информации, необходимой для выполнения работы, и т.д. 

    4.6.Теория  мотивации Л. Портера - Э. Лоулера.

    Эта теория построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости. Суть ее в том, что введены соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами. Л. Портер и Э. Лоулер  ввели три  переменные, которые  влияют  на  размер вознаграждения: затраченные усилия, личностные качества человека и его способности и  осознание своей роли в процессе  труда. Элементы  теории ожидания  здесь проявляются в том, что работник  оценивает вознаграждение в соответствии с затраченными усилиями и верит в то, что это вознаграждение будет  адекватно  затраченным  им  усилиям. Элементы теории справедливости  проявляются  в  том,  что люди  имеют  собственное суждение по  поводу правильности  или неправильности вознаграждения по сравнению с другими сотрудниками  и  соответственно  и  степень удовлетворения. Отсюда  важный  вывод  о  том, что  именно результаты труда являются  причиной удовлетворения сотрудника,  а не  наоборот. Согласно такой теории результативность должна неукоснительно повышаться.

    Среди отечественных ученых наибольших успехов  в разработке теории мотивации достигли Л.С. Выгодский и его ученики  А.  Н.  Леонтьев  и  Б. Ф. Ломов. Они  исследовали проблемы  психологии  на  примере  педагогической деятельности,  производственные   проблемы   они   не  рассматривали. Именно  по этой  причине  их  работы  не  получили   дальнейшего  развития. По моему мнению,  все   основные  положения   теории  Выгодского подходят и для производственной деятельности.

    Теория  Выгодского  утверждает,  что  в  психике  человека  имеются  два параллельных  уровня  развития  -  высший  и  низший,  которые  и определяют  высокие  и низкие  потребности человека  и  развиваются параллельно.  Это  означает,  что удовлетворение  потребностей  одного уровня с помощью средств другого невозможно.

    Например,  если в  определенный момент  времени  человеку требуется удовлетворение в  первую очередь  низших потребностей, срабатывает  материальное  стимулирование.  В  таком  случае  реализовать высшие  потребности  человека  можно   только  нематериальным путем.

    Л.С.Выгодский  сделал вывод о том, что  высшие   и  низшие потребности развиваясь параллельно  и самостоятельно,  совокупно управляют поведением человека и его деятельностью. По  всему  мнению,  эта  теория более прогрессивна,  чем любая другая.

    Однако  она  не  учитывает  высшие проблемные потребности человека. Исходя из  системного представления  человеческой деятельности,  можно утверждать, что  человек принимает  решения на  уровне регулирования, адаптации и  самоорганизации. Соответственно и потребности  должны быть реализованы на  каждом из  указанных   уровней   одновременно.  Можно утверждать,  что низшие,  высшие  и  самые  высшие потребности  развиваются параллельно и  совокупно и  управляются поведением  человека на  всех уровнях его организации,  т. е.  существует тройственный  характер удовлетворения потребностей через материальное и нематериальное стимулирование. 

    5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    И в заключении, хочется сделать  вывод: человек осуществляет определенные действия в соответствии с давлением на него совокупности внутренних и внешних по отношению к нему сил. Совокупность этих сил, называемая мотивацией, вызывает у людей далеко не одинаковую реакцию. Поэтому невозможно однозначно описать процесс мотивации. Но на основе эмпирических исследований и было разработано несколько концепций, описывающих факторы, влияющие на мотивацию и содержание процесса мотивации.

    Теории  содержания мотивации основное внимание уделяют тому, как различные группы потребностей оказывают влияние на поведение человека. Несмотря на принципиальные отличия этих концепций,  они, тем не менее имеют нечто общее в своей основе, что отражает определенную общность в мотивации человека к действиям. И все же управление людьми – это искусство, которому нужно учиться и не один год. Только применяя теорию на практике можно добиться желаемых результатов.

    Существуют  и так называемые социальные проблемы мотивации, согласно которым, в любом обществе должны создаваться условия, мотивирующие людей к производительному труду, как средству удовлетворения потребностей. Такими

    необходимыми  условиями Мотивации к труду  являются:

    • наличие потребностей, которые человек  желает удовлетворить (возможно их отсутствие - в состоянии депрессии, бесперспективности ...)

    • наличие благ и условий, способствующих удовлетворению потребностей (социально-экономические условия, сфера услуг, законодательная база, государственная политика и т.п.)

    • возможность удовлетворить свои потребности через трудовую деятельность с

минимальными моральными и материальными издержками, чем любыми другими

нетрудовыми способами.

    Наиболее  значительными факторами, определяющими  негативное отношение людей

к труду (демотивация  к труду) являются:

    • отсутствие перспектив, особенно далеких  перспектив (уход на пенсию, идеалы и цели общества, продвижение по службе и ДР.)

    • чувство страха (например, страх  потерять работу, детей, жизнь…)

    • "отчуждение труда" (например, несправедливое перераспределение капитала в собственность ("приватизация" или государственная монополия на собственность), конвейерные линии сборки и др.)  

    6.Список  использованной литературы. 

    1. Ансофф И. Стратегическое управление: Пер. с англ. -М.: Экономика, 1989

    1. Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М.: «Триада,ЛТД», 1997

    2. Виханский  О.С., Наумов А.И. Менеджмент, М.: Гардарика, 1998

    3. Герчикова И.Н. Менеджмент. - М.: Банки  и биржи. ЮНИТИ, 1995

    4. Глухов В.В. Основы менеджмента. - С._Петербург.: «Спец.литература», 1995

    5. М.А.Комаров «Менеджмент», ЮНИТИ,1998г.,

    6. Максимцов М.М, Игнатьева А.В., Менеджмент, М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,

    1998

    7. Мескон М.Х., Альберт Н., Хедоури  Ф. Основы менеджмента. - М.:Дело, 1992.

    - с. 373

    8. Фалмер Р.М. Энциклопедия современного  управления. Т1,3. - М.: 1992.

    9.  Грушенко В.И.  Менеджмент. Ключ  к пониманию сущности управленческой

    деятельности: – Смоленск: СИБП, 1997

    10.  Хекхаузен Х.  Мотивация и деятельность: В 2 т. Т. 2. М: Педагогика,

    1986 

Информация о работе Система мотиваций в деятельности человека