Система государственного управления Испании

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 15:53, контрольная работа

Описание работы

Согласно Конституции Испании 1978 г. органом законодательной власти в стране является двухпалатный парламент - Генеральные кортесы, - который состоит из Конгресса депутатов и Сената.

Работа содержит 1 файл

Законодательная власть в Испании.docx

— 26.50 Кб (Скачать)
        1. Законодательная власть в Испании. 
           
          1. Структура и порядок формирования парламента. 
           
          Согласно Конституции Испании 1978 г. органом законодательной власти в стране является двухпалатный парламент - Генеральные кортесы, - который состоит из Конгресса депутатов и Сената. 
          Глава государства. Установленная конституцией форма испанского государства — парламентарная монархия — предопределяет правовое положение главы государства. Форма замещения поста монарха, предусмотренная статьей 57 основного закона, является традиционной, поскольку такая же содержалась в статье 60 монархической конституции 1876 г. и почти такая же — в статье 51 основного закона 1837 г. Конституция установила, что корона передается наследникам Хуана Карлоса I Бурбона, который, таким образом, является первым в новой династии. Такое утверждение соответствует испанской традиции. 
          Обязанности Короля не выходят за пределы, очертанные при парламентарной монархии. Король выступает как "глава Испанского государства", является символом его единства и постоянства. Он — гарант правильного функционирования государственных институтов Испанский король, в частности, не является главой исполнительной власти. Он санкционирует и промульгирует законы, созывает и распускает Генеральные кортесы, назначает новые выборы согласно положениям конституции, объявляет о проведении референдума, назначает и увольняет членов правительства по предложению его председателя, назначает гражданских и военных служащих, жалует почетные титулы и знаки отличия, является верховным главнокомандующим вооруженными силами, осуществляет помилование, назначает послов, а иностранные послы аккредитуются при нем, подписывает международные договоры, по уполномочию Генеральных кортесов объявляет войну и заключает мир. Однако для того, чтобы акты монарха в названных областях были действительными, они должны быть контрассигнованы председателем правительства, министрами или председателем Конгресса депутатов. 
          Наиболее значительное полномочие Короля — предложение Конгрессу депутатов кандидата на пост председателя правительства. Для этого Король проводит консультации с представителями парламентских фракций и через посредство председателя Конгресса предлагает кандидатуру на пост главы правительства. 
          При вступлении на престол Король приносит присягу перед Генеральными кортесами. Генеральные кортесы "представляют испанский народ" (ст. 66 конституции).[2] Они осуществляют государственную законодательную власть, принимают бюджет, контролируют деятельность правительства и осуществляют иные функции, возложенные на них конституцией. Конгресс депутатов (нижняя палата) выполняет функции основной палаты Генкортесов. В отличие от Сената (верхняя палата) ему принадлежит исключительное право одобрять (или отклонять) предложенную королем кандидатуру на пост председателя правительства, утверждать правительственную программу и контролировать деятельность правительства и отдельных министерств (путем заслушивания на пленуме и в комиссиях отчетов премьера и министров), оказывать правительству поддержку или выражать ему недоверие, вынуждая тем самым уйти в отставку. В нижней палате начинается обсуждение всех правительственных законопроектов и проекта государственного бюджета. Вносимые затем «во втором чтении» Сенатом поправки или добавления требуют последующего одобрения Конгрессом депутатов или могут быть им отклонены. На крайне редких совместных заседаниях обеих палат председательствует председатель Конгресса депутатов. 
          Конгресс депутатов избирает четырех из двенадцати членов Конституционного суда, половину руководящего состава Высшего совета юридической власти, Счетной палаты Испании и Административного совета Испанского радио и телевидения и совместно с Сенатом - Народного защитника. 
          По закону «О всеобщем избирательном режиме» от 19 июня 1985 г. Конгресс депутатов состоит из 350 парламентариев, избираемых на основе принципа пропорционального представительства путем свободного, всеобщего, равноправного, прямого и тайного голосования.[3] 
          Хотя депутаты избираются от провинциальных избирательных округов, они, согласно Конституции, представляют весь испанский народ и формально не связаны обязательствами со своими непосредственными избирателями. 
          Сессии проводятся два раза в год: с февраля по июнь и с сентября по декабрь. Согласно пункту 1 статьи 69 Конституции Испании Сенат является верхней палатой территориального представительства испанского парламента - Генеральных кортесов.[4]

Внутри парламентских  групп, состоящих из сенаторов, избранных  на территории или законодательными ассамблеями двух и более автономных сообществ, могут образовываться территориальные  группы (в составе, как минимум, трех сенаторов), функции которых ограничиваются участием в обсуждении вопросов, касающихся какого-либо одного автономного сообщества. 
Сессии Пленума проходят два раза в год: с февраля по июнь и с сентября по декабрь. 
Палаты Генеральных кортесов автономны: они принимают свой внутренний регламент и работают в соответствии с ним, принимают свой бюджет, а на совместном заседании — статут персонала Кортесов. Для обеспечения своей работы палаты организуют весьма внушительный вспомогательный аппарат. Внутренняя организация Кортесов в целом традиционна для западноевропейских парламентов. Каждая палата на срок своих полномочий избирает председателя, по четыре вице-председателя и по четыре секретаря. Депутаты организуются в парламентские группы (фракции); для образования фракции в Сенате требуется минимум 10 членов и 15 — в Конгрессе депутатов, но в нижней палате фракции могут также образовывать 5 членов, получивших по 15% голосов в своем избирательном округе или партии, набравшие 5% голосов в общенациональном масштабе. 
Обе палаты Генеральных кортесов могут собираться на совместные заседания. Такие заседания ведет председатель Конгресса депутатов. На совместном заседании палат Кортесы дают разрешение ратифицировать международные договоры по политическим вопросам, военного характера, затрагивающие территориальную целостность государства или основные права и обязанности, указанные в части I конституции, договоры и соглашения, содержащие обязательства для государственных финансов, а также договоры или соглашения, влияющие на изменение или отмену какого-либо закона или принятия мер законодательного характера для исполнения этих договоров и соглашений (п. 1 ст. 94).[5]

Генеральные кортесы  принимают законы нескольких категорий  и прежде всего изменяющие конституцию. Право законодательной инициативы принадлежит правительству, 25 членам Сената или Конгрессу депутатов; ассамблеи автономных сообществ  большинством в 2/3 голосов могут  требовать у правительства внесения проекта закона в бюро Конгресса  депутатов.

Большая часть  полномочий принадлежит нижней палате, Конгрессу депутатов (350 членов). Принятые им законопроекты должны представляться на рассмотрение верхней палаты –  Сената (256 членов), но Конгресс большинством голосов может преодолеть вето Сената. Депутаты парламента и сенаторы избираются сроком на 4 года – по мажоритарной системе, а Конгресс – по пропорциональной системе. 
Генеральные кортесы обладают традиционными для парламентарной монархии правами по контролю за деятельностью правительства. Наиболее важные полномочия в этой сфере принадлежат Конгрессу депутатов, а глава государства имеет на судьбу правительства очень ограниченное влияние. Конгресс депутатов формирует правительство, в этом процессе также участвует и монарх страны. Обе палаты Кортесов и их комиссии могут требовать от правительства любую информацию, требовать присутствия членов правительства на их заседаниях. Члены палат могут задавать вопросы правительству и вносить интерпелляции. Однако только Конгресс депутатов может заставить правительство уйти в отставку. Процедура внесения резолюции порицания весьма похожа на аналогичную во французском Национальном собрании и предназначена для обеспечения стабильности правительства. Резолюция должна быть предложена одной десятой частью депутатов и одновременно указывать кандидатуру на пост главы правительства; последнее требование, известное под названием "конструктивного вотума недоверия", заимствовано из конституции ФРГ 1949 г. (ст. 87). 
Генеральные кортесы участвуют в международно-правовых актах государства. Они дают разрешение в предварительном порядке на заключение международных договоров политического, военного характера, договоров, затрагивающих территориальную целостность государства или основные права и обязанности испанских граждан, а также договоров, создающих для государства финансовые обязательства, влияющих на изменение или отмену какого-либо закона или влекущих принятие мер законодательного характера для исполнения международных договоров. Кроме того, путем издания органического закона Кортесы могут разрешать заключение международного договора, которым передается компетенция в пользу надгосударственных организаций (ст. 93 конституции).[6] 
Судебные полномочия Генеральных кортесов состоят в принятии решения о привлечении председателя правительства и других его членов к ответственности за измену или иные преступления, совершенные ими при исполнении своих функций, против безопасности государства.

Сенат - это палата «второго чтения» законопроектов, одобренных Конгрессом депутатов. Сенат может  вносить свои добавления и поправки к законопроектам, которые для  того, чтобы быть принятыми, нуждаются  в последующем утверждении Конгрессом депутатов. Сенат имеет право  ветировать законопроект, однако абсолютным большинством голосов Конгресс депутатов при повторном рассмотрении проекта закона может отклонить вето Сената. 
Сенат избирает четырех из двенадцати членов Конституционного суда и десять из двадцати членов Высшего совета юридической власти Испании, вместе с Конгрессом депутатов избирает Народного защитника, который периодически отчитывается перед Сенатом о своей деятельности по защите прав и свобод испанских подданных. 
В отдельных случаях, не связанных с законодательной деятельностью, Сенат и Конгресс депутатов проводят совместные пленарные заседания. Например, это касается вопросов преемственности королевской власти в Испании. Существует практика сформирования смешанных комиссий, в состав которых входят сенаторы и депутаты: смешанные комиссии по делам Европейских Сообществ, по связям со Счетной палатой Испании и др. 

1. Организация  Министерства юстиции РФ и  его органов

Министерство юстиции  Российской Федерации - это центральный  федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную  политику и осуществляющий управление в сфере юстиции, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных  органов исполнительной власти. Исходя из этого, и строится организация  его центрального аппарата, в котором  сформированы подразделения, отвечающие за конкретные участки работы.

В систему Министерства юстиции  Российской Федерации, входят его территориальные  органы, подчиненные ему иные органы и учреждения юстиции, а также  организации, обеспечивающие их деятельность.

Министерство юстиции  и его органы выполняют целый  ряд функций по оказанию содействия правоохранительным органам, в первую очередь в сфере правового  обеспечения их деятельности. Органы юстиции осуществляют ряд полномочий правоприменительного характера в  сфере регулирования отношений  государства с общественными  организациями, физическими и юридическими лицами, с учреждениями, способствующими  охране прав граждан и оказывающими юридическую помощь населению.

Возложенные на Министерство юстиции задачи выполняются как  непосредственно самим Министерством, так и посредством деятельности органов юстиции, входящих в его  систему: федеральных управлений Министерства юстиции РФ по федеральным округам, управлений уголовно-исполнительной системы  по федеральным округам при Главном  управлении исполнения наказаний Минюста  РФ, главных управлений Министерства юстиции РФ по субъектам Российской Федерации, министерств юстиции  республик, управлений юстиции, областей, автономной области, автономных округов. В систему Министерства юстиции входят также некоторые учреждения и организации, в отношении которых органы юстиции осуществляют определенные управленческие функции: адвокатура, нотариат, загсы, лаборатории судебных экспертиз, Российская правовая академия, Научный центр правовой информации, редакции некоторых журналов и иных изданий.

Руководство деятельностью  Минюста России осуществляет Президент  РФ, а Правительство РФ координирует его деятельность. Работой Министерства юстиции РФ руководит министр, получающий свои полномочия в порядке, установленном  Конституцией РФ. Он имеет заместителей, назначаемых Правительством РФ, которые  несут ответственность за конкретные участки работы в соответствии с  распределением обязанностей, утверждаемым министром. Непосредственное руководство  подразделениями осуществляют их начальники, назначаемые уже самим министром. Работой некоторых наиболее важных подразделений могут руководить непосредственно заместители министра.

Ведущую роль в организации  работы и принятии важных решений  призвана играть коллегия Министерства юстиции РФ. Она образуется в составе  министра, его заместителей и других руководящих работников министерства. Состав коллегии утверждается Правительством РФ. Она на своих регулярно созываемых заседаниях рассматривает основные вопросы деятельности Министерства и подведомственных ему органов  и учреждений, а также вопросы  организационного обеспечения деятельности судов.

Система юстиции Российской Федерации представляет собой сложный, динамично развивающийся объект, имеющий трехуровневую структуру (федеральный, региональный, районный). Его статус в настоящее время  определяется Положением о Министерстве юстиции РФ, утвержденным Постановлением Советом министров - Правительства  РФ от 04 ноября 1993 года и некоторыми другими правовыми актами, изданными  Верховным Советом РФ, Президентом  РФ и Правительством РФ. В соответствии с ними на министерство юстиции РФ возложены следующие задачи (функции):

1. Реализация правовой  политики государства в установленной  сфере деятельности:

· нормотворческая деятельность;

· представление Правительства  Российской Федерации в Государственной  Думе Федерального Собрания и Конституционном  Суде Российской Федерации;

· разработка и реализация программ правовой информатизации.

2. Обеспечение в пределах  своей компетенции прав и законных  интересов Российской Федерации,  граждан и юридических лиц:

· государственная регистрация  и контроль за деятельностью юридических лиц;

· организация деятельности судебно-экспертных учреждений;

· организация деятельности государственных нотариальных контор;

· организация деятельности коллегий адвокатов;

· государственная регистрация  актов гражданского состояния;

· функции уполномоченного  Правительством Российской Федерации  органа исполнительной власти в системе  регистрации прав на недвижимое имущество  и сделок с ним;

· международно-правовая деятельность.

3. Обеспечение правовой  защиты интеллектуальной собственности:

· реализация государственной  политики в области правовой защиты интеллектуальной собственности.

4. Обеспечение установленного  порядка деятельности судов, исполнения  судебных актов и актов других  органов:

· организация деятельности службы судебных приставов;

· обеспечение деятельности военных судов.

5. Обеспечение исполнения  уголовных наказаний:

· обеспечение исполнения уголовных наказаний, содержание находящихся  под стражей, а также их охрану, этапирование и конвоирование;

· осуществление на производственных объектах уголовно-исполнительной системы  разрешительных, контрольных и надзорных  функций в области промышленной безопасности.

6. Обеспечивающие функции:

· организационно-финансовая деятельность;

· реализация кадровой политики;

· рассмотрение устных и  письменных обращений граждан, связанных  с работой органов и учреждений юстиции.

Таким образом, мы можем сделать  вывод, что современное Министерство юстиции - это многопрофильный федеральный  орган исполнительной власти, возглавляющий  единую централизованную систему органов  и учреждений юстиции Российской Федерации.

Глава 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ВЛАСТИ

Статья 15.  
Источником государственной власти в Краснодарском крае является народ. 
Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти. 
Непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Статья 16. 
1. Государственная власть в крае осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. 
2. Систему органов государственной власти Краснодарского края составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти Краснодарского края - Законодательное Собрание Краснодарского края, высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края - администрация Краснодарского края, иные органы государственной власти Краснодарского края, образуемые в соответствии с настоящим Уставом и законами края. 
3. Судебная власть осуществляется федеральными судами и судами края.

Статья 17. 
1. Деятельность государственных органов, органов местного самоуправления на территории Краснодарского края, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан осуществляется в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами края. 
2. В крае обеспечивается защита от противоправных действий любых субъектов и ответственность правонарушителей.

Информация о работе Система государственного управления Испании