Шпаргалка по "Основам менеджмента"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 14:40, шпаргалка

Описание работы

работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Основы менеджмента".

Работа содержит 1 файл

shpargalka-po-osnovam-menedzhmenta.doc

— 376.20 Кб (Скачать)

    Координация деятельности и средства связи. Проблемы развития достаточно эффективной координации деятельности всех подразделений организации имеют непосредственное отношение к уровню развития связи, необходимости поддержания постоянного информационного обмена.

    Когда руководитель передает информацию через средства связи, он должен быть уверен, что его сообщение будет правильно понято и своевременно получено. Значительным является и обратный процесс передачи информации – от подчиненного к руководителю. На этом этапе могут возникнуть сбои, низшее звено не всегда знает, какая информация нужна руководству для принятия тех или иных решений.

21. ФУНКЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ

 

    Планирование – процесс по разработке системы мер, направленных на достижение определенных целей.

    Планирование дает ответы на вопросы: что необходимо сделать? За какой период времени? Какие ресурсы необходимы? Каким должен быть результат?

    Планирование на микроуровне включает совокупность бизнес-планов, краткосрочных программ, которые должны содержать предполагаемые плановые показатели и необходимые меры для их достижения.

    Планирование на макроуровне – основная форма государственного регулирования объектов управления.

    История развития функции планирования в современном обществе.

    В дореформенный период в России основным управленческим элементом было планирование. В этот период разрабатывались системы народно-хозяйственных планов: годовые, пятилетние, комплексные и прочие.

    В 90-е гг. приоритетным стало программирование, разработка программ. Программы разрабатывались на различных уровнях: общегосударственном, на региональном и муниципальном. По периоду времени программы разделялись на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.

    Составляющие компоненты цикла планирования:

    – анализ внешней среды;

    – определение сильных и слабых сторон развития;

    – использование имеющихся преимуществ;

    – разработка плана достижения цели;

    – корректировка целей и отклонений;

    – определение целей.

    Особенность: планирование реализуется во взаимосвязи и взаимодействии с остальными функциями управления.

    Принципы планирования.

    1. Чем больше организация, тем разностороннее и четче должно быть планирование его деятельности.

    2. Необходимо предвидеть ход развития событий в организации, в отрасли, в подразделениях, у конкурентов.

    3. Разрабатывается запасной «аварийный» план, который удастся выполнить даже при самых неблагоприятных обстоятельствах.

    4. В процессе планирования должны быть задействованы все звенья управления.

    5. Планированием должны заниматься профессионалы.

    6. Особое внимание следует уделить составлению бюджетов фирмы.

    Уровни планирования:

    – стратегические планы;

    – тактические планы;

    – оперативно-календарные планы; Виды планов по срокам:

    – краткосрочные (до года);

    – среднесрочные (от 1 до 2 лет);

    – долгосрочные (5-10 лет);

    – перспективные (более 10 лет).

    По целям: стратегические и тактические.

    Стратегия – план на долгий период времени (пять-десять лет), всегда связанный с решением важнейших проблем. Таковыми являются базовые цели и показатели: объем продаж, темпы роста, прибыль, доля на рынке, структура капитала, дивиденды, уровень качества продукции, устойчивость фирмы, социальные цели.

    Возможности стратегического плана: позволяет планировать с позиции завтрашнего дня, это процесс, в результате которого происходит постоянная корректировка принятых управленческих решений, постоянный контроль за их выполнением.

    Тактическое планирование связано с решением задач на ближайшее время (2–3 г.).

    Составляющие компоненты планирования: миссия организации, принципы работы организации, определяющие ее культуру, цели и задачи долгосрочной деятельности, параметры эффективности, стратегии или способы достижения планируемых параметров, тактика или средства реализации намеченных стратегий.

22. ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

 

    Организация – управленческая деятельность, направленная на обеспечение упорядочения процесса управления в целом.

    Организация представляет собой как распределение функций исполнения управленческих решений, так и функций управления. Организация позволяет обеспечить основу целесообразного построения определенного органа управления, нахождения компетенции его структурных подразделений.

    Организация как процесс формирования структуры включает:

    1) распределение задач между сотрудниками;

    2) распределение ответственности. Организовать – значит спланировать и определить функции и действия, необходимые для выполнения работы, а также объединить их в рамках рабочей группы или подразделения.

    Организационное взаимодействие – формальные отношения между элементами менеджмента.

    Организация – группа лиц, которые имеют цель, на достижение которой они сообща направляют свои усилия.

    Организационная структура – целостная система, специально разработанная таким образом, чтобы работающие в ее рамках люди могли наиболее эффективно добиться поставленной перед ними цели. Организацией также называют отдельную компанию.

    Этапы построения организации.

    1. Определение характера выполняемой работы. Рационально разделить всю работу на подпункты:

    – деятельность, которая должна осуществляться, и способы взаимодействия;

    – решения, которые будут приниматься;

    – отношения с людьми, с которыми нужно взаимодействовать;

    – влияние, оказываемое на менеджера другими лицами, принимающими решения.

    2. Распределение работ между отдельными элементами менеджмента. Этот этап включает установление норм, стандартов, технических приемов в рамках научных методов управления; установление полного сотрудничества всех лиц, работающих в рамках организации.

    3. Построение логических групп управления. Необходимо, чтобы элементы управления были сгруппированы по виду выполняемой работы, т. е. по «принципу ориентации». Распределение производственных обязанностей и формирование логических групп должны неизбежно привести к созданию отделов (подразделений), т. е. коллективов людей, выполняющих некоторую аналогичную работу под единым руководством.

    Методы распределения обязанностей по отделам зависят от положенных в основу признаков.

    Во-первых, по принципу деления на равные по размеру группы. Этот метод используется в случаях, когда профессиональные работники имеют одинаковый профессиональный уровень, а для достижения какой-либо цели необходимо определенное число людей.

    Во-вторых, по функциональному признаку. Это наиболее распространенный способ создания отделов по производству, маркетингу и т. д.

    В-третьих, по территориальному признаку, когда организация осуществляет свою деятельность на территории разных областей.

    В-четвертых, на основе выпускаемой продукции. Этот способ в настоящее время становится все более популярным на крупных предприятиях, расширяющих ассортимент производимой продукции, где другой метод привел бы лишь к усложнению структуры организации.

    В-пятых, на основе интересов потребителя, когда его интересы оказывают решающее влияние на структуру организации. Это особенно характерно для службы сервиса.

23. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ

 

    1. Особенности линейной организации управления:

    а) распределение должностных обязанностей максимально нацеливает на выполнение производственных задач организации;

    б) ведет к формированию стабильной и прочной организации;

    3) все полномочия идут от высшего звена управления к низшему.

    Преимущества линейной организации:

    – четкое распределение обязанностей и полномочий;

    – простота в понимании и использовании;

    – ответственность;

    – установленные обязательства;

    – оперативный процесс принятия решений;

    – возможность поддерживать необходимую дисциплину. Недостатки линейного построения организации:

    – негибкость;

    – жесткость;

    – неприспособленность к дальнейшему росту организации.

    Метод управления может быть бюрократическим, диктаторским, что снижает потенциальные возможности и подавляет инициативу молодых руководителей.

    Руководитель может быть перегружен обязанностями, ответственностью, что может привести к стрессу и плохому управлению.

    2. Сочетание линейного и функционального управления.

    Это наиболее популярный подход. Линейное управление подкрепляется специальными вспомогательными службами. Функциональное построение организации в чистом виде – редкое явление.

    Недостатки: разногласия между линейными и функциональными служащими. Линейные служащие часто противодействуют работе функциональных экспертов; возникающие расхождения во мнениях могут выразиться в неверной трактовке полученной от экспертов информации, которая передается линейными служащими непосредственным исполнителям.

    3. Матричная система управления. Такая схема распределения полномочий предназначена для работы над специальным проектом.

    4. Управление с использованием комитетов (комиссий). Менеджерам оказывается поддержка со стороны постоянных комиссий. Чаще всего комиссия имеет нижестоящую линейную организацию, через которую и осуществляется управление.

    Виды отношений внутри организации.

    1. Линейные отношения – отношения между руководителем и его подчиненными.

    2. Функциональные отношения – отношения сотрудника, который уполномочен осуществлять определенную функцию в рамках всей организации, с другими членами коллектива. Как правило, такая производственная миссия имеет рекомендательный характер, а функциональный руководитель находится в рамках своей линейной организации.

Информация о работе Шпаргалка по "Основам менеджмента"