Шпаргалка по "Основам менеджмента"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 14:40, шпаргалка

Описание работы

работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Основы менеджмента".

Работа содержит 1 файл

shpargalka-po-osnovam-menedzhmenta.doc

— 376.20 Кб (Скачать)

    3) конкуренты. С ними организация борется за ресурсы, рынки сбыта. Важно учитывать успехи как внутриотраслевых конкурентов, так и конкурентов, производящих замещающую продукцию. Рост собственной конкурентоспособности организация может обеспечить углублением специализации, снижением издержек, использованием особенностей продукции и производства и т. п.;

    4) рынок рабочей силы обеспечивает организацию кадрами необходимой специальности и квалификации, уровня образования и др.

    Факторы внешней среды характеризуются сложностью и динамизмом.

    Сложность внешней среды определяется тем, как много факторов влияет на функционирование организации и насколько эти факторы схожи между собой.

    Динамизм внешней среды характеризуется тем, как быстро меняются факторы, влияющие на функционирование организации.

47. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

 

    Управленческое решение – это сознательный выбор из имеющихся вариантов и альтернатив направления действий, сокращающего разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием организации. Это вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.

    Принятие управленческих решений в организации характеризуется как:

    – сознательная и целесообразная деятельность, осуществляемая человеком;

    – поведение, основанное на фактах и ценностных ориентациях;

    – процесс взаимодействия членов организации;

    – выбор альтернатив в рамках социального и политического состояния организационной среды;

    – часть общего процесса управления;

    – неизбежная часть ежедневной работы менеджера;

    – важное для выполнения всех других функций управления.

    При принятии любого решения присутствуют три момента: интуиция, суждения и рациональность.

    Организационное решение – это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой должностью. Цель организационного решения – обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Организационные решения можно разделить на две группы: запрограммированные и незапрограм-мированные.

    В запрограммированном решении число возможных альтернатив ограничено, выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией.

    Незапрограммированные решения – это решения, требующие в определенной мере новых ситуаций; они внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами.

    Интуитивные решения – это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Как правило, интуиция обостряется вместе с приобретением опыта. Решения, основанные на суждении, во многом сходны с интуитивными, но они основаны не только на интуиции, а и на знаниях и накопленном опыте.

    Рациональные решения основаны на изучении экономических законов функционирования рыночных отношений, законов организации; на применении научных походов при анализе, прогнозировании и экономическом обосновании управленческих решений.

    Так как решения принимаются людьми, то их характер отражает особенности личности менеджера. В связи с этим различают уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения.

    Авторы импульсивных решений легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии как следует их проверить, оценить, уточнить.

    Инертные решения являются результатом осторожного поиска. В них контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому они не оригинальны.

    Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез.

    Осторожные решения характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу.

48. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

 

    Определяющим моментом систематизации управленческих решений являются условия, в которых принимается решение, в связи с этим все решения делятся на:

    – решения, принимаемые в условиях определенности, когда менеджер уверен в результатах каждой из альтернатив;

    – решения, принимаемые в обстановке риска (неопределенности), здесь менеджер может определить вероятность успеха для каждой альтернативы.

    В зависимости от сферы деятельности выделяют:

    – экономические решения, отвечающие на вопросы: что производить, в каких количествах, какой уровень производственных затрат будет оптимальным, какие выгоды принесет производство инвестору и обществу в целом;

    – организационные отвечают на вопросы: где географически разместить производство, какие для этого потребуются помещения, какова будет потребность в персонале;

    – технические решают проблему выбора технологии производства продукции, технического оснащения производственных подразделений и их совершенствования;

    – коммуникативные предполагают мероприятия по установлению, поддержанию и совершенствованию связей организации с субъектами внешней среды. По сроку действия последствий решения бывают долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.

    Исходя из влияния на перспективы развития выделяют: оперативные, тактические и стратегические управленческие решения.

    По частоте принятия выделяются одноразовые (случайные) и повторяющиеся.

    По широте охвата – общие (касающиеся всех сотрудников) и узкоспециализированные управленческие решения.

    По функциональному назначению выделяют организационные, координирующие, регулирующие, активизирующие и контролирующие.

    По форме подготовки выделяют единоличные, групповые и коллективные решения. При принятии индивидуальных решений большая часть решений в организации принимается в высшем звене управления.

    При групповом и коллективном подходе управленческие решения принимаются совместно с сотрудниками и делегируются по уровням управления.

    По уровню сложности: простые и сложные решения.

    По жесткости регламентации:

    – контурные, которые лишь приблизительно обозначают схему действия подчиненных и дают им широкий простор для выбора приемов и методов их осуществления;

    – структурированные предполагают жесткое регламентирование действий подчиненных, а инициатива может проявляться лишь при решении второстепенных вопросов;

    – алгоритмические предельно жестко регламентируют деятельность подчиненных и практически исключают инициативу.

    По направленности управленческих решений на объекты они подразделяются на внешние и внутренние решения. Однако управленческое решение не может изменить факторы внешней среды. Внешнее управленческое решение призвано корректировать связи организации с окружающим миром в интересах осуществления миссии или достижения целей организации.

    По степени уникальности все управленческие решения делятся на рутинные (нетворческие) и уникальные (творческие) решения.

    По методу формализации и представления управленческие решения могут иметь вид текстового документа, графической или математической модели.

    Разработанные управленческие решения до исполнителей и заинтересованных лиц доводятся по способу передачи вербальными, письменными и электронными управленческими решениями.

49. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

 

    На принятие управленческих решений оказывают влияние следующие группы факторов.

    1. Категория решаемой проблемы:

    – стандартные проблемы, решение которых требует четко следовать определенным стандартам. Главную роль должны играть умения и навыки;

    – типовые проблемы решаются на базе множества определенных, наперед заданных правил, в ходе решения нужно из имеющегося множества выбрать конкретный, зачастую единственный набор правил, который позволяет добиться успеха;

    – эвристические проблемы, при решении которых нужно либо где-то найти, либо сформулировать самим правила их решения с последующим их использованием.

    2. Условия использования:

    – квазистабильные, или благоприятные условия, – перед специалистом не возникает никаких непредвиденных ситуаций, он пребывает в обычной спокойной обстановке;

    – экстремальные, т. е. условия, когда от специалиста требуется показать все свои качества, и по ним будут судить о его профессиональной пригодности;

    – кризисные условия, т. е. когда возникают непредвиденные ситуации, ведущие или могущие привести к срыву обычных показателей деятельности, (приводящие к авариям, катастрофам и аналогичным явлениям).

    3. Достаточность исходной информации:

    – при недостаточности исходной информации необходимо найти или синтезировать исходную информацию, которая позволит добиться желаемой цели;

    – достаточный объем исходной информации;

    – при избыточном объеме исходной информации специалист должен уметь выявить только необходимую информацию и пользоваться лишь ею.

    4. Достоверность исходной информации:

    – явно недостоверная, не соответствующая условиям задачи, выявить недостоверность которой не представляет труда;

    – псевдодостоверная, соответствующая условиям задачи, однако содержащая такие сведения, которые не позволяют получать правильное решение исходной задачи;

    – полностью достоверная, соответствующая условиям задачи и позволяющая получать правильное решение исходной задачи.

    5. Масштаб проблемы:

    – глобальные проблемы – от их решения зависит жизнедеятельность целых регионов, всей планеты в целом;

    – локальные проблемы – от их решения зависит жизнедеятельность небольшой группы людей, отдельного человека;

    – микролокальные проблемы – от их решения зависит конкретный поступок отдельного человека.

    6. Техническое оснащение:

    – отсутствует, когда в наличии нет необходимых технических средств для решения проблемы;

Информация о работе Шпаргалка по "Основам менеджмента"