Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 00:14, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Менеджмент".
9. Основные школы управления
Самые первые исследования в области менеджмента были сделаны классической школой..Первых менеджеров в основном волновал вопрос об эффективности производства (технический подход). Свою деятельность они сосредоточивали на адаптации рабочих. В этих целях разрабатывался дизайн рабочих мест, изучались затраты времени на различные операции и т.п.
Большинство исследователей того времени полагали, что менеджмент - это искусство. Такое понимание менеджмента связано с тем, что не все работники по своим параметрам подходят для руководящей должности. Имеются определенные черты характера и навыки, которые свойственны всем преуспевающим менеджерам. Поэтому многие исследователи приняли подход при изучении личности с точки зрения характера. Первый крупный шаг к рассмотрению менеджмента как науки был сделан Ф. Тейлором (1856-1915), который возглавил движение научного управления. Он заинтересовался не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации, и положило начало развитию школы научного управления.Благодаря разработке концепции научного управления менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований. В своих работах "Управление фабрикой" (1903) и "Принципы ночного менеджмента" (1911) Ф. Тейлор разработал ряд методов научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий труда.Его основополагающие принципы управления состоят в следующем: если я могу на научной основе отобрать людей, на научной основе их подготовить, предоставить им некоторые стимулы и соединить воедино работу и человека, тогда я смогу получить совокупную производительность, превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой. Разновидностью классической школы управления является "административная школа". Она занималась изучением вопросов роли и функций менеджера. Считалось, что, как только определялась суть работы управляющего, легко можно было выявить наиболее эффективные методы руководства. Одним из пионеров разработки этой идеи был А. Файоль (1841-1925). Он разделил весь процесс управления на пять основных функций, которые мы до сих пор используем в управлении организацией: это планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль. Основная черта "классической школы" (научной и административной) заключается в том, что существует только один способ достижения эффективности производства. Поэтому цель классических менеджеров состояла в том, чтобы обнаружить этот совершенный и единственно приемлемый метод управления.Определенный прорыв в области менеджмента, ознаменовавшийся появлением "школы человеческих отношений" (поведенческой школы), был сделан на рубеже 30-х гг. В ее основу положены достижения психологии и социологии (наук о человеческом поведении). Поэтому в рамках этого учения в процессе управления предлагалось сосредоточивать основное внимание на работнике, а не на его задании. Родоначальником "школы человеческих отношений" принято считать Э. Мэйо. Он обнаружил, что группа рабочих -это социальная система, в которой есть собственные системы контроля. Определенным образом воздействуя на такую систему, можно улучшить, как считал тогда Э. Мэйо, результаты труда. Более поздние теории управления разработаны в основном представителями количественной школы, часто называемой управленческой. Появление данной школы - следствие применения математики и компьютеров в управлении. Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически В 70-е гг. появилась идея открытой системы. Организация как открытая система имеет тенденцию приспосабливаться к весьма многообразной внутренней среде. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Она имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде. Таким образом, следуя теории систем, можно предположить, что любая формальная организация должна иметь систему функционализации (т.е. различные формы структурного деления); систему результативных и эффективных стимулов, побуждающих людей вносить вклад в групповые действия; систему власти; систему логического принятия решений.
С точки зрения экономики организации наиболее существенные в научно-методическом плане результаты были получены в рамках ситуационного подхода. Суть ситуационного подхода состоит в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации, т.е. центральное место должна занимать ситуация.
8. Условия и предпосылки возникновения менеджмента. Представления о роли и месте управления организацией, о содержании управленческой деятельности и методах ее осуществления неоднократно претерпевали существенные изменения с тех пор, как управление стало рассматриваться как особый вид деятельности, осуществляемой в организации. Взгляды на управление развивались по мере того, как развивались общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовалась технология производства, появлялись новые средства связи и обработки информации. Менялась практика управления – изменялось и учение об управлении. Однако управленческая мысль не играла роль пассивного следования за практикой менеджмента. Более того, именно выдвинутые и сформулированные ведущими умами управленческой мысли новые идеи в области управления и новые подходы к осуществлению управления обычно знаменовали собой рубежи, начиная с которых происходили широкие преобразования в практике управления. Развитие управленческой мысли вращается вокруг трех явлений – задачи, человек, управленческая деятельность. Для начальной стадии развития учений об управлении, когда закладывались основы современного представления об управлении, был характерен упор на какое-то одно из этих явлений. Позже, с углублением знаний об управлении и с изменением характера управления все большее развитие стал получать синтетический подход, увязывающий эти и другие явления бизнеса в единое и органичное целое. Вопрос о том, когда управленческая деятельность перестала быть только косвенным проявлением власти и превратилась в самостоятельную, давно интересует историков менеджмента (Л. Маммфорд, Р. Ходжеттс и др.). Согласно концепции Р.Ходжеттса, менеджмент, как вид деятельности, сложился в результате трех управленческих революций, произошедших в древности, которые пробили определенную "нишу" для его существования.
1. Религиозно-коммерческая. Она произошла в Шумерии в третьем тысячелетии до н.э., суть ее заключается в трансформации шумерских жрецов в менеджеров по роду своей деятельности: на определенном этапе они отказались от приношения кровавых жертв богам, а стали взымать дань продуктами. Они накапливались, обменивались и пускались в дело. Таким образом, стали осуществляться первые коммерческие операции при помощи посредников.
2. Светско-административная. Связана с деятельностью вавилонского правителя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), который попытался организовать эффективную систему управления своей огромной империей. Знаменитый свод Хаммурапи, содержащий 285 законов управления государством, является определенным этапом в развитии менеджмента. Хаммурапи, по мнению Ходжеттса, был первым, кто стал целенаправленно работать над созданием своего образа «заботливого покровителя народа».
3. Производственно-
В современном представлении
11.Сущность управленческой деятельности
Управление всегда предполагает наличие двух основных частей: объекта (предмета) управления, на который направлено управляющее действие для его выполнения. Субъекта (органа) управления, который вырабатывает управляющее воздействие для его выполнения и контролирует его исполнение. Если совокупность этих частей образует в процессе своего взаимодействия устойчивую целостность, она называется системой управления. Схема системы
Организация – это: внутренняя упорядоченность, взаимодействие, согласованность более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением;
совокупность процессов или
действий, ведущих к образованию
и совершенствованию
объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил (социальная организация).
Цели – это конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться организация.
Различают следующие виды целей:
монетарные цели - это цели, которые можно измерить в денежном выражении;
немонетарные цели - это такие цели, которые не могут быть представлены в денежном выражении.
Всю совокупность целей организации можно разделить на четыре вида или блока: экономическая цель – это получение расчетной величины прибыли от реализации продукции или услуг; научно-техническая цель – это обеспечение заданного научно-технического уровня продукции и разработок, а также повышение производительности труда за счет совершенствования технологии;
производственно-коммерческая цель – это производство и реализация продукции или услуг в заданном объеме и с заданной ритмичностью;
социальная цель – это достижение заданной степени удовлетворения социальных потребностей работников.
16.Организация как система.
Система - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует некоторую целостность, единство. Среди се основных признаков следует назвать: множественность элементов, целостность и единство между ними, наличие определенной структуры. Вместе с тем система имеет свойства, отличные от свойств своих элементов. Всякая система имеет входное воздействие, структуру обработки входного воздействия, конечные результаты и обратную связь.
Выделяют системы материальные
и абстрактные, статичные и динамичные,
органические и неорганические, открытые
и закрытые, и т. д. в зависимости
от оснований классификации
Организация в менеджменте
- это объединение людей, совместно
реализующих некоторую
Организация как система - одно из ключевых понятий теории организации, которое связанно с: целями; функциями; процессом управления; квалификацией менеджеров; распределением полномочий для достижения определенных целей.
В рамках этой системы протекает
весь управленческий процесс, в котором
участвуют менеджеры всех уровней,
категорий и профессиональных специализаций.
Организация построена для
1.Понятие менеджмент.
Менеджмент – это
Изменение или ускарение, в зависимости окружающей среды (влияет рынок,
Экономика, политика.)
МЖ выполняет обязанности управления + руководства + организации. МЖ ориентирован на человека, на потребление, на совершенствование системы.
МЖ – это упорядоченная
-ориентацию фирмы на спрос
и потребности рынка, на
- Постоянное стремление к
- Хозяйственная
- Постоянную корректировку
- Конечный результат
- Необходимость исполнения
10. Особенности национального
Рассматривая российские традиции
управления, следует отметить, что
в результате отсутствия частной
собственности в советский
Основные традиции русского менеджмента
с Петровских времен и до наших дней, на
мой взгляд остались неизменными. Прежде
всего, стоит отметить большую роль государства
в экономическом развитии страны. Это
обуславливается тем, что ещё со времен
создания Петром Первым государственных
мануфактур весьма значительная часть
крупного производства принадлежала государству.
Вследствие этого возникала жесткая иерархическая
система управления, неразрывно связанная
с государством; протекционистская политика
многих правителей России снижала конкуренцию
на внутреннем рынке, что тоже не способствовало
развитию новых идей в управлении.
Октябрьская Революция 1917 года только
обострила все эти условия развития национальной
школы управления. Экономический кризис
и разруха, царившие в молодой Советской
республике, требовали от руководства
страны, в которой не осталось больше частной
собственности, по военному четких мер
по реорганизации всех видов производства.
Вкупе с однопартийной системой все это
сделало систему государственного и промышленного
управления жесткой и строго иерархичной.
Экстренные темпы развития промышленности
требовали экстренных дисциплинарных
мер, что привело к жесточайшей индивидуальной
ответственности руководителей за возглавляемое
дело. По военному четкое распределение
обязанностей; узкая специализация государственных
органов управления промышленностью.Новая
экономическая политика государства несколько
«ослабила гайки», но крупная собственность
так и осталась в руках государства, этот
период «послабления» был короток и мало
что изменил в традициях управления. Последующие
периоды индустриализации и Великой отечественной
войны и ликвидации военной разрухи вернули
все в прежнее, весьма жесткое, русло.Естественно,
что всякое действие вызывает противодействие,
поэтому некоторое «ослабление гаек»
в период правления Н.С.Хрущева и Л.И.Брежнева,
сопровождавшееся не меньшим спросом
с партийных и хозяйственных руководителей
всех уровней, приводит отрыву высших
слоев управления от действительности.
Нереальные планы производства, спускаемые
сверху вызывают волну приписок и искажения
результатов хозяйственной деятельности.
Неимоверно разросшийся управленческий
аппарат в этих условиях полностью теряет
смысл, занимаясь созданием ненужных бумаг
и обработкой отчетов, основанных на недостоверных
и сознательно искаженных данных. Все
это в условиях полного зажима гласности
и демократии приводит страну в глубочайшему
экономическому кризису.Распад Советского
Союза ставит проблемы борьбы с кризисом
перед правительством России. Основным
девизом первого этапа возрождения экономики
становится такое знакомое: «… весь мир
… мы разрушим…».Для развития экономики
применяется способ, весьма похожий на
предыдущий исторический опыт: жесткий
контроль государства за экономикой, протекционизм
правительства по отношению к отечественной
промышленности, ориентация в руководстве
на Лидера – сильную личность и т.п.В целом
складывается такой облик русского менеджмента:
Индивидуальная ответственность и направленность
руководства и четкое распределение обязанностей;
Примат корпоративных (в советские времена
– государственных) интересов над личностью;
Жесткая структура управления, медленная
обратная связь.