Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:30, шпаргалка

Описание работы

Билет 1. Роль управления в развитии экономики, предпринимательства и общества
Билет 2. Наука управления. Предмет ее изучения и отличительные признаки научного управления
Билет 3. Понятие об управлении, о процессе и системе управления
....
Билет 14. Ситуационный подход в практике управления

Работа содержит 1 файл

Exam 1.doc

— 403.00 Кб (Скачать)

-управления по отклонениям - исходит из того, что незначительные отклонения не требуют корректировки управленческого процесса и преодоление незначительных отклонений возможно силами самих исполнителей; вмешательство руководителя происходит лишь при значительной величине отклонений;

-управления по результатам  – заключается в том, что  в зависимости от степени достижения  запланированных результатов на  предыдущей фазе, происходит уточнение  последующих управленческих действий (например, при управлении войсками);

-управления по целям;

-управления по ситуации;

-поискового управления.

 

2. Управление  представляет собой сложную систему. Система (гр.systema – составленное из частей; соединение) – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых и взаимодействующих элементов, каждый из которых служит единству целого.

В систему  управления входят:

1) субъект  управления – это лицо, группа лиц, специально созданный орган или общество в целом, которые воздействуют на управляемую систему в целях обеспечения ее функционирования и движения к заданной цели. Субъект управления осуществляет управленческую и организационную работу, принимает решения и обеспечивают достижение поставленных целей. Субъект управления называют еще управляющей системой. Очень часто из круга субъектов управления исключается общество, что неверно. Ведь общество выступает в качестве субъекта управления по отношению к элементам государства. Например, общество создает органы государственной власти, может принимать конституцию страны и т. д.

2) объект управления – это общество и его элементы (государство, регион, муниципальное образование, отрасль, предприятие, трудовой коллектив, семья, личность и т.п.) на которые направлено управленческое воздействие в целях обеспечения их функционирования и развития. Объект управления иногда называют управляемой системой. Объекты управления можно классифицировать по следующим основаниям:

По масштабам и уровням  управленческого воздействия объектами  управления выступает мировое сообщество, страна, регион, муниципальное образование, отрасль, предприятие, коллектив и т. п.

По сферам общественной жизни объекты управления включают в себя экономическую, политическую, социальную, культурную деятельность.

По адресату управленческого  воздействия объекты управления подразделяются на население страны, региона, муниципального образования; персонал министерств, предприятий, организаций и учреждений; персонал органов государственной и муниципальной власти и т.п.

При этом управленческое воздействие во всех случаях оказывается  на отношения и взаимодействие людей, вовлеченных в тот или иной вид жизнедеятельности и объединенных в те или иные социальные группы и институты. Строго говоря в качестве объекта управления выступают не люди, как нередко считают, а отношения между людьми существующие на различных уровнях управления (государство, регион, муниципальное образование, отрасль промышленности, социальные организации, трудовой коллектив, семья, личность).

3) Содержание  управления или процесс управления. Основное в процессе управления - управленческие технологии. Технология управления состоит из информационных, вычислительных, организационных и логических операций, выполняемых руководителями и специалистами различного профиля по определенному алгоритму вручную или с использованием технических средств. Иными словами технология управления – это приемы, порядок, регламент выполнения процесса управления.

4) социальные  ресурсы (мотивационные, интеллектуальные, информационные, коммуникативные, демографические, инновационные, организационные и др.)

Кроме того, в систему управления входят управленческая теория и идеология, принципы и методы управления.

 

 

Билет 4. Сущность и содержание управленческого  цикла. Его реализация во времени  и пространстве

Управленческий  цикл содержит в себе четыре функции, — это планирование, организация, мотивация, контроль. Данные функции охватывают все виды управленческой деятельности по: созданию материальных ценностей, финансированию, маркетингу и т. д.

Планирование. Эта функция представляет собой по существу процесс подготовки решений. Этапы планирования:

а) постановка целей;

б) определение исходных предпосылок;

в) выявление альтернатив;

г) выбор наилучшей  альтернативы;

д) ввод и исполнение плана.

Организация. Функция организации нацелена на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей. Это прежде всего оценка менеджером своих возможностей, изучение подчиненных, определение потенциальных возможностей каждого работника, расстановка сил и т. д. Вся эта организаторская деятельность протекает на фоне проявление вполне конкретных структур предприятия.

Мотивация. После проведения подготовительных мероприятий менеджер должен обеспечить успешное выполнение работы. В этих целях используются: а) стимулирование, т. е. побуждение работников к активной деятельности с помощью внешних факторов (материальное и моральное стимулирование); б) собственно мотивирование, т. е. создание у работников внутренних (психологических) побуждений к труду. Главным здесь являются: заинтересованность в труде, потребность в трудовой активности, переживание чувства удовлетворения от трудовой деятельности. Менеджер, чтоб успешно осуществить эту функцию управления должен быть компетентен в различных аспектах коммуникации он обязан развивать у себя соответствующие умения и навыки.

Контроль. Эта функция, как говорил Г. Файоль, «состоит в подтверждении того, что все идет в соответствии с принятым планом, существующими директивными документами и принятыми принципами управления». Другими словами, контроль — это процесс проверки и сопоставления фактических результатов с заданиями.

 

Круговорот  управленческого цикла. Поясним содержание управленческого цикла на примере. Для того, чтобы оказывать адекватное воздействие на управляемую подсистему, необходимо организовать сбор информации о функционировании этой подсистемы. Следующая стадия - стадия переработки информации, на которой производится уже несколько операций. Прежде всего, на основе полученных в результате контроля многочисленных данных необходимо создать обобщенную картину процесса, выявить причины и отделить их от следствий, проследить тенденции. Это обеспечивается анализом.

Затем, проведя анализ, необходимо принять принципиальное управленческое решение, представить  себе, каких результатов необходимо добиться на следующем этапе работы, убедиться в реальности достижения поставленных целей и определить принципиальные пути их достижения. Иначе этот этап управленческого цикла можно назвать целеполаганием.

Определив цель (цели) и  стратегию ее (их) достижения, нужно  осуществить уже более детальное  планирование предстоящей деятельности, то есть от идеи перейти к конкретным делам, перевести ее на язык мероприятий, определить этапы, конкретных исполнителей, сроки - иными словами, составить технологическую карту предстоящей деятельности.

Но мало составить  такую карту, необходимо, чтобы управляемая подсистема еще и заработала. Важно довести необходимую информацию до каждого исполнителя, объяснить ему и общий замысел, и “его маневр”, обеспечить всем необходимым для работы, скоординировать деятельность работников. Это - этап организации.

Система заработала. Но было бы наивным предполагать, что работать она будет именно так, как это  нами смоделировано: мы не могли все  предусмотреть заранее, будут сбои, отклонения, будут неожиданные влияния  внешней среды. Естественно, мы не можем ожидать начала нового большого управленческого цикла. Мы будем вмешиваться в работу управляемой подсистемы “по ходу” - начнем регулировать и корректировать образовательный процесс. Понятно, однако, что этот этап включает в себя и получение информации, и ее анализ, и принятие управленческого решения, и планирование, то есть представляет собой меньшие управленческие циклы, вложенные в больший. Достаточно очевидно при этом, что необходимость в коррекции будет тем большей, чем хуже осуществлены все остальные функции управления.

Наконец, мы осуществляем контроль, то есть получение информации, и... круг (точнее, управленческий цикл) замкнулся!

 

Ключевые проблемы:

а) деятельность менеджера  заключена в четырех основных функциях (планирование/организация, мотивация, контроль). Любые иные виды деятельности работают на эти ключевые функции, отличающие менеджера от других лиц бизнеса;

б) поскольку менеджер достигает целей организации  с помощью своих подчиненных, то функция мотивации сегодня является самой существенной;

в) цели организации могут  быть достигнуты только при условии хорошо налаженной обратной связи, т. е. при осуществлении надежного контроля. Однако контроль — это не опека. Эффективный контроль — это совет, помощь, современная подсказка, поощрение, одобрение и т. д. Контроль не несет в себе возмездия за упущения;

г) все основные функции  менеджмента цементируются действиями, менеджера по принятию решения. Эффективные решения, подчеркивает американский теоретик менеджмента К. Киллен — «залог существования коммерческого предприятия». Они являются существенным элементом каждой из рассмотренных выше четырех функций управления

 

Билет 5. Понятие об управлении, о процессе и системе управления

Наука управления имеет в своей основе ряд принципов. Понятие принцип (лат principium –основа, начало) чаще всего используется в двух значениях: 1) основное, исходное положение какой либо теории, учения; основное правило деятельности; 2) внутренне убеждение, взгляд на вещи, определяющие норму поведения.

Принципы управления – это правила, которыми руководствуются или должны руководствоваться субъекты управления в определенных условиях социально-экономического развития. Они определяют требования к системе, процессу и механизму управления. С развитием общества изменяются и принципы управления.

В научной и учебной  литературе нет единой классификации  принципов управления. Для изучения и совершенствования системы  управления важное значение имеют принципы управления, сформулированные А. Файолем. К ним относятся:

1. Разделение труда. Это необходимо для выполнения большей по объему и лучшей по качеству работы.

2. Полномочия и ответственность.  Делегирование полномочий каждому  работающему, ответственность за  выполнение работы.

3. Дисциплина. Она предполагает  соблюдение достигнутых между работниками и руководством соглашений. Нарушение достигнутых соглашений ведет к санкциям.

4. Единоначалие. Получение  приказа и отчет только перед  одним непосредственным начальником.

5. Единство действий. Каждая группа, действующая в  рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

6. Подчиненность личных  интересов общим. Интересы одного  работника или группы работников  не должны превалировать над  интересами фирмы или организации  большего масштаба.

7. Вознаграждение. Для того, чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свой труд.

8. Централизация. Достижение  лучших результатов при правильном  соотношении между централизацией (сосредоточением управления в  одном месте, в одних руках) и децентрализацией (передачей прав, функций и ответственности с верхних уровней управления на нижние).

9. Скалярная цепь. Передача распоряжений  и осуществление коммуникаций  между уровнями иерархии как  непрерывная цепь команд (“цепь  начальников”).

10. Порядок. Рабочее место для  каждого работника и каждый  работник на своем месте.

11. Справедливость. Справедливое проведение  в жизнь правил и соглашений  на всех уровнях скалярной  цепи.

12. Стабильность персонала.  Установка работников на лояльность  организации и долгосрочную службу. Высокая текучесть кадров снижает эффективность работы организации. При этом следует учитывать, что посредственный работник, как правило, держится за место, в то время как талантливый - нередко склонен к перемене мест работы.

13. Инициатива. Поощрение  работающих к выработке независимых  суждений и действий в границах  их полномочий и работ.

14. Корпоративный дух.  Гармония интересов персонала  и организации (“в единении - сила”).

При этом А. Файоль считал, что число принципов управления не ограниченно.

 

Билет 6. Менеджмент: интеграция деятельности

Менеджмент - это вид деятельности по руководству людьми в организации, особый вид управления.

При этом менеджмент (в прикладном значении термина) понимается как «скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией».

Менеджмент как наука рассматривается в настоящее время не только как отдельная дисциплина, но как междисциплинарная область знания, аккумулирующая достижения теории управления, экономической теории, маркетинга, социологии и психологии управления, предпринимательства и, многих других отраслей.

Система менеджмента  в соответствии с международными стандартами представляет собой  не что иное, как систему для  установления политики и целей, а  также для достижения этих целей.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"